18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
Научпоп содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях, для популяризации и пропаганды достижений науки и техники в доступной форме. Предмет - все, что имеет отношение к науке и науч. исслед.: их рез-ты, науч. область; науч. проблема, цель и метод исслед.; условия проведения исслед., и используемые аппаратура и материалы; факты - основа исслед., вкл. данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Тематика должна определяться потребностями общества и спросом читателей. Функции: популяризация; просветительская; формирование науч. мировоззрения, понимания сути науки, науч.-технического прогресса, эстетическое воспитание, проф. ориентация читателя, для учебного процесса. Нбх представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Чит. аудитория: массовая (читатели-неспециалисты), и специалисты из смежных отраслей. Массовый читатель: 1. люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, самообразование, полезное чтение. 2. читатели, имеющ. общее, цельное представление о мире и интересующ. новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания для решении практических вопросов. 3. учащиеся - дополняет обязательные учебные. Специалисты из смежных отраслей. Виды научпопа. монография : 1. науч. достижение в конкретной, узкой области науки. 2. охватывает широкий круг проблем или период развития науки, ретроспективно-аналитический характер. 3. Научно-биографическая -творческая биография ученого, и научно-биографическая - научное путешествие. Сборники - из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официальных документов, очерков.
От редактора требуется учитывать характер информации (конкретное содержание) издания, конкретизировать, какому читателю оно адресуется и какая цель ставится перед ним. Содержание. 2 задачи: научность содержания и приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию. Научность- соответствие приводимых фактов требованиям к научным фактам. Фактический материал д.б. точным, достоверным, обоснованным. Соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки. Приемы изложения (популяризации). Важно видеть, за счет чего достигаются понятность содержания и доступность, нет ли в изложении упрощенчества или вульгаризации. Не перегружено ли труднодоступным материалом. Границы доступности могут расширяться в процессе овладения им материалом и вследствие восприятия содержания, когда он наращивает свои знания и у него усиливается заинтересованность предметом, стремление понять его сущность. Отбор фактического материала. Не перегружать. Выбрать наиболее яркие. Логичность. Новые сведения сообщаются после того, как читатель усвоит уже изложенные. Четкая классификация фактов. Д.б. черты, свойственные лит. произведению: живость и увлекательность изложения, сравнения, позволяющие найти знакомое в неизвестном. Элемент действия. Язык и стиль. Динамизм, конкретность, образность, субъективно-объективный характер изложения, широкое использование слов-представлений и экспрессивно окрашенных средств, богатство форм и значений глагола. Иллюстративный материал: научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фото). Науч.-познавательн., воспитательно-образовательная, информационно-ознакомительная функции. Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и чит. адресу. При переносе рисунков из науч. изданий в научпоп требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора - напомнить об этом автору. Важно: подписи под илл. (доп.информ.ф-ция) и связь илл. с текстом. Аппарат. Для идентификации издание и его поиска, представления читателю и ориентировке его в содержании и структуре, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании. Функции: объясняет и систематизирует содержание и намечает путь дальнейшего изучения предмета. В монографиях-биографиях м.б. указаны его основные работы. В монографиях-описаниях путешествий м.б. примечания, касающиеся жизни, быта, обычаев народа, среди которого оказывается исследователь, ук-ли географических названий. Словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п. Обложка!
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....