1. Книгоиздание в странах Европы.
Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Высокая динамика роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое (из-за включения в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции).
Англия.
1. Большие тиражи – на экспорт, США, бывшие колонии.
2. Разрабатывают учебники для разных стран.
3. Большое количество семейных фирм.
4. Фирмы специализируются на выпуске определенных типов, реже по отраслевому признаку.
5. Лондон – 83% всех существующих издательств и книготорговых предприятий страны. Самые передовые в техническом смысле новинки.
6. Часто книги печатаются в бывших колониях.
7. Распространены книжные клубы, диктующие изд-вам. Издательства как правило не имеют собственных магазинов.
8. До 1996 года – соглашение об окончательной цене на книгу – договариваются, что цена не ниже определенной суммы.
9. ежегодно – 45-50 тыс.наим.книг (много) по 2-30 тыс.экз. (художка, бестселлеры –100 тыс.-1 млн.)
10. Популярны (раскупаются) художка, детская, литература по общественным и гуманитарным наукам (поэзии мало). Искусство (дешевые – типа глянцевых журналов и дорогие альбомы для коллекционеров). Много справочной лит. Много покетов. В обложке как правило сериями. Огромное количество газет (Times, Independent, Guardian, Politics Today, Liberal News).
Главные издательства:
1. Государственное! Издательство Королевского управления по делам печати (с 18 в.). Официальные документы Парламента, законопроекты, многотомные научные труды.
2. Издательства при университетах (независимые структуры). Оксфорд: научная, справочная. Кэмбридж (в Лондоне): естественнонаучная литература, научные журналы.
3. Коммерческие универсальные. IPC – International Publishing Corporation – объединение книжных издательств (универсальное, в т.ч. мультимедиа). Longman (семейная фирма), Penguin – придумали дешевые покеты, науч-поп, детская. Британика –энциклопедии.
4. Специализированные. Romplidge & Cagan – учебники, научные монографии.
Франция.
1. Концентрация КД в Париже
2. Крупные издательства поделили книжный рынок. Тесная связь издательств с банковским капиталом.
3. Много переводов с русского, китайского, английского.
4. Много художественной литературы, религиозно-философская лит-ра, массовая лит-ра, комиксы, практические руководства
5. Периодика. Humanite, Unite, Figaro.
Издательства
Hachette (поглотила много фирм, энциклопедии, детская, учебники, лидер по тиражам)
Press de la cite – французская массовая литература.
Flammarion – франц.классика, биографии деятелей культуры.
Gallimard – в обложках, поэтические, исторические книги. Библиотека Плеяды
La Russe – справочно-энциклопедическая литература.
Германия.
1. Несколько издательских центров – Мюнхен, Штутгарт, Гамбург, Франкфурт.
2. Антикварная и букинистическая торговля.
3. Розничная торговля книгами издательствами.
4. Торговля через разъезжих агентов.
5. Книжные клубы, учреждаются издательствами
6. Ярмарки.
7. Мало – на экспорт.
8. много карманных изданий
9. Тиражи – 10 тыс. художка, 30 тыс. романы, 3-5 техническая книга.
Издательства
Концерн Бертельсман (Мюнхен), универсальные (мультимедиа)
Аксельшпрингерферлаг- много популярных газет (Die Welt, Bildzeitung) и вообще все
Реклам-ферлаг – серия «Универсальная библиотека», массовая, СС классиков мировой литературы
Брокгауз – академическое издательство
Периодика (популярные журналы) Stern, Spiegel
Италия
Концентрация и монополизация ИД.
Экспорт осложнен, т.к. итальянский слабо распространен. Мало читающая страна.
Основные центры – на севере и в центре страны (Милан, Турин, Рим, Флоренция – центры культуры).
Издательства
«Мондадори» Филиалы по всему миру. Универсальное. Коммерческие издания, детские, периодика.
«Риццоли» - огромный концерн, контролирует значительную часть СМИ. Энциклопедии, общественные науки, история, искусство, художка.
«Касса Эдиториче Сансони» - одно из старейших универсальных, энциклопедии, справочники, книги по философии, религии, праву. Выпустило 7 крупных энциклопедий.
«Фраттели Фабри» - Милан, выпускают все, одно из крупнейших по выпуску учебников для школьников.
«Курцио» - ведущее по выпуску многотомных изданий.
«Эйнауди» - художка, поэзия, многотомные энциклопедии – очень дорогие.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....