66. Мова і газета. Стылістычная палітра друку
Журналисты всегда были для общественного сознания эталоном: газетам, радио и телевидению у нас принято верить. И если журналисты, принадлежность которых к референтной группе очевидна, начинают позволять себе грубые выражения, не следят за своей речью, намеренно ее вульгаризируют, то тем самым расшатывается социальное основание нормы. Так, с легкой руки журналистов в моду вошел литературно-жаргонизирующий тип речевой культуры. Это не элитарный, и даже не средне-литературный, а достаточно низкий тип, характеризующийся намеренным использованием в речи жаргонизмов и ненормативных речевых оборотов, которые из-за частоты употребления уже становятся нормой.
Культура речи!!! Язык СМИ – предвестник тенденций в дитературном языке. Язык влияет на формирование вкусов эпохи. Деформация языка ведет к деформации сознания!
Спасать нужно не язык, а самих себя, особенно если ты – журналист, преподаватель, политик, если твое слово звучит публично. Нужно спросить себя: а являюсь ли я носителем высокой речевой культуры? Можно ли считать мою речь эталонной? И если нет, то нужно стремиться к этому. Необходимо чувствовать свою ответственность перед словом, перед родным языком, на котором мы думаем, говорим и пишем.
Если современные средства массовой информации рассматривать как особую социальную систему, выполняющую функции ориентации и концептуализации действительности, необходимо серьезно ставить и решать вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе.
Основное внимание уделялось воздействующей функции СМИ, возможности манипулирования сознанием с помощью востребованных для этого языковых средств.
Особое внимание было уделено проблеме негативного воздействия насаждаемого СМИ английского языка (много англицизмов), во многом способствующего разрушению этнической культуры и национального самосознания (байкер, клипмейкер, фейс-контроль, паркинг, ньюсмейкер, хитмейкер, клипмейкер, имиджмейкер, брэнд, медиахолдинг, пресс-релиз, спичрайтер, промоушн, онлайн, секьюрити, юзер и дрю)
Интерес к проблемам языка массовой коммуникации, к вопросам производства и восприятия текстов газеты, радио- и телепередач, рекламы и Интернета, к тем процессам, которые связаны с созданием, получением и переработкой информации, а также с воздействием языка СМИ на общественное сознание, особенно возрос в последние десятилетия.
Перемены, произошедшие с русским языком, и в первую очередь его вульгаризация, вполне обоснованно вызывают опасения и тревогу у носителей языка. Но это то, что лежит на поверхности, и в этом отношении они действительно отражают явления общественной жизни и то, что происходит с сознанием людей. Но что первично? Действительно ли то, что произошло в обществе в последние годы, повлекло за собой изменения языка, или сам язык обусловил новый образ мышления и повлиял на сознание? Думаю, что это двусторонний процесс. Язык как орудие выражения мысли чутко отреагировал на обретение демократических свобод, прежде всего свободы слова, и изменился в сторону усиления разговорности. Такие явления наблюдались в истории нашей страны и раньше: чем глубже были демократические процессы, происходящие в обществе, тем больший размах приобретали соответствующие языковые изменения (вульгаризация языка как раз явилась до предела понятой свободой самовыражения). И в этом отношении можно говорить о том, что изменения в общественном сознании первичны.
Однако теперь мы можем наблюдать обратный процесс: язык, в свою очередь, воздействует на общественное сознание. Наиболее это влияние заметно на речи детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Ей стали свойственны более грубые, более вольные формы выражения, вплоть до употребления нецензурной лексики – таким образом, языковая среда, в которой живут современные дети, оказывает на них свое влияние. Меняется и сознание взрослых – оно становится более терпимым к грубости. Если раньше услышать от ученика 3 класса нецензурное выражение было настоящим ЧП, то теперь за это даже родителей никто в школу не вызывает.
Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С.И. Ожегов подчеркивал: "Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное".
В одном из своих последних интервью академик Д.С. Лихачев отметил: "Общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего… Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело".
Типовые приемы подачи рядового газетного материала в газетной работе, конечно, необходимы: "В беседе с нашим сотрудником, председатель губисполкома т. Имярек, сказал...", "переходя к вопросу о режиме экономии, докладчик остановился...", "по сообщению агентства Гавас" и т. д.
Но нужно поставить вопрос о засильи шаблона в газетном языке, о колоссальном языковом бескультурьи газеты, об автоматической работе газетчиков.
Газета делает людей безграмотными. В приходящего в газету свежего человека вколачивают штампы, из которых делается обычный газетный материал.
Работа газетчика стала работой автомата, в которые можно опустить любую тему, чтобы получить готовый ассортимент газетных штампов. Штампы приучают газетчиков автоматически реагировать на любое явление. Если хулиганство - "изжить", собрание - "бурные аплодисменты", и все такое, в этом духе.
Несколько лет работы на штампах приводят к тому, что газетчик уже перестает ощущать смысловое различие между разными штампами.
Главное: стремиться быть носителями литературного языка, показывать пример. Радио и ТВ способствуют развитию языка. Новые слова, модные выражения становятся популярными у широкой аудитории. Это предъявляет повышенные требования к культуре языка журналистов.
В эфире репортер должен оставаться самим собой. (Парфенов). Не подражать звездам журналистики.
-- Стараться не использовать в тексте аббревиатуры.
-- Избегать повторов. Использовать словарь синонимов.
-- Остерегаться модных словечек, штампов!!!!
-- Сюжет нельзя начинать с формулировок, использованных в подводке.
Функциональное расслоение современного русского языка - Разговорная речь (стиль), - Официально-деловой стиль, - Научный стиль речи, - Публицистический стиль, - Художественная речь
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971, т. 6. Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.
Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.
Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах.
Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.
Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- Часть 4. Республика Беларусь – суверенное государство
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- Предисловие Десять правил успешного ответа на творческом тестировании
- Десять сайтов, которые надо посетить при подготовке к творческому тестированию
- Важные даты
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- 1. Периодическая печать Беларуси
- Примеры специализированных сми Беларуси (по конкретным направлениям):
- 2. "Сб. Беларусь сегодня" - самая массовая газета страны
- 3. "Рэспублiка" и "Народная газета" – газеты молодого белорусского государства
- 4. «Звязда» - найстарэйшая беларускамоўная газета
- 5. Детские издания Беларуси
- 6. Молодежные сми Беларуси
- 7. Белорусские литературно-художественные газеты и журналы
- Альтэрнатыўныя выданні
- 8. Основные темы белорусской прессы
- 9. Популяризация белорусских сми (выставки, конкурсы, фестивали)
- 1. VI Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего" (22-25 июня 2011 года).
- 2. XV Международная специализированная выставка "сми в Беларуси" (г. Минск, ул. Я. Купалы, 27), 4-7 мая 2011 г.
- 3. Седьмой Национальный телевизионный конкурс " Телевершина» (17 мая 2011 г.).
- 4. Седьмой национальный конкурс печатных средств массовой информации "Золотая Литера" (5 мая 2011 года).
- 7. XVIII Минская международная книжная выставка-ярмарка (9-13 февраля 2011 г.).
- 8. "День белорусской письменности"
- 10. Радиовещание Беларуси
- 3. Радиостанция Беларусь
- 11. Телевидение страны. Информационные и общественно-политические программы
- 4. Телеканал «Столичное телевидение».
- 12. Теле– и радиопередачи для детей и подростков
- 13. Культурно-просветительские программы на белорусском телевидении
- 14. Белорусские издания за границей на иностранных языках
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- 15. Журналистика как вид творческой деятельности.
- 16. Роль средств массовой информации в жизни человека
- 17. Сми и общественное мнение
- 18. Роль сми в формировании имиджа белорусского государства на международной арене
- 19. Молодежная политика и сми
- 20. Информационно-развлекательная функция сми
- 21. Если бы я был редактором...
- 22. Моя тема в журналистике
- 23. Составляющие имиджа ведущего разных программ
- 24. Социально-экономические вопросы в сми
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- 25. Роль сми в становлении информационного общества
- 26. Мое представление об онлайновой журналистике. Интернет-ресурсы
- 27. Эпоха информационной цивилизации. Мое представление о блогосфере
- 28. Традиционные и новые медиа: кто победит?
- 29. Радиовещание в Интернете
- Часть 3. Республика Беларусь – суверенное государство
- 30. Белорусская нация и государственность. Национальная идея в сми
- 31. Независимость и суверенитет Республики Беларусь
- Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Государственный гимн Республики Беларусь
- 32. Конституция Республики Беларусь - основной закон белорусского государства
- 33. Органы государственной власти Республики Беларусь
- 34. Беларусь - страна для народа, социально ориентированное государство
- Программы государства
- Социальные стандарты в различных социальных сферах
- 35. Социальная структура белорусского общества
- 36. Эффективная экономика Беларуси
- 37. Промышленность Республики Беларусь. Основные промышленные объекты
- 38. Республика Беларусь на международной арене
- Недавние визиты и встречи президента беларуси:
- 23.05.2011 -- Официальный визит в Республику Казахстан
- 27.04.2011 -- Официальный визит в Туркменистан
- 39. Национальная безопасность Республики Беларусь
- 40. Патриотизм Беларуси в военное время
- 41. Охрана окружающей среды и сми. Экологическая безопасность. Освещение вопросов экологии в сми
- 1. Журнал «Родная прырода»
- 2. Приложение к «Народной газете» «ЭкоСреда».
- Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- 44. Система образования и сми (газета "Настаўніцкая газета", издательства "Пачатковая школа", "Народная асвета", "Адукацыя і выхаванне")
- 2. Часопіс "Народная асвета".
- 3. Часопіс "Роднае слова»
- 45. Основные направления государственной молодежной политики
- 46. Будущее государства за развитием интеллектуального потенциала нации
- 47. Государственная политика по поддержке талантливой молодежи
- 48. Развитие системы трудоустройства молодежи
- 49. Помощь молодым семьям - забота нашего государства
- 50. Здоровье нации. Модернизация в сфере здравоохранения
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- 51. Пропаганда здорового образа жизни в сми.
- 52. Спортивные достижения нашей страны.
- 53. Туризм и спортивное движение в Беларуси
- 1. Беларусь спортивная
- 2. Беларусь туристичкая
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- 54. Основные направления культурной политики.
- 55. Крупнейшие фестивальные форумы.
- 1. Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»
- XX Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" пройдет с 8 по 14 июля 2011 года.
- 2. Международный музыкальный фестиваль «Минская весна»
- 3. Международный фестиваль "Славянские театральные встречи"
- 4. Международный кинофестиваль «Лiстапад»
- 5. Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі»
- 6. Республиканский фестиваль камерной музыки "Музы Нясвіжа"
- 7. Республиканский фестиваль национальных культур
- 9. Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии
- 56. Двуязычие в Беларуси
- 1) “Таварыства беларускай мовы імя ф. Скарыны” – за пашырэнне сферы ужытку беларускай мовы. Выдае газету “Наша слова”
- 2) Беларускамоўныя газеты. "Звязда". “Рэспубліка”. “Лім”, “Вожык”, “Звязда”, “Маладосць”.
- 57. День белорусской письменности
- 58. Духовное наследие Беларуси
- 59. Охрана историко-культурного наследия и традиционной культуры Беларуси
- 60. Современное белорусское искусство. Освещение вопросов искусства в сми
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 61. Национальная библиотека Республики Беларусь
- Xудожественно-декоративное оформление здания
- 62. Религия в сми
- Основные функции (роли) религии
- 1. “Ave Maria” - ежемесячный религиозный журнал
- 63. Сучасная беларуская проза і паэзія.
- 64. Гістарычныя помнікі на Беларусі
- 65. Закон Республики Беларусь "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі"
- 66. Мова і газета. Стылістычная палітра друку
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- 67. Инновационный путь развития Беларуси
- 68. Интеллект - главное богатство нашей страны
- 69. Научный потенциал Беларуси
- 70. Белорусский государственный университет: прошлое, настоящее, будущее
- Желаем Вам успехов на вступительных экзаменах в 2011 году! Там, где есть цель, нет места неудачам!!!