logo
Otvety_journ_2011_new!

28. Традиционные и новые медиа: кто победит?

Понятие «новые медиа» включает в себя формы коммуникации производителей контента, основанные на технологиях Web 2.0. Это интернет-сообщества, блоги (Livejournal, Twitter), социальные сети ("В Контакте", "Facebook" и др.), подкасты (Russian Podcasting, PodFM), виртуальные игры, вики-сервисы (Wikipedia, Google Docs), сообщества по производству совместного контента, совместные проекты, социальные аггрегаторы. Позволяют обмениваться контентом, созданным самими пользователями, а не профессиональными журналистами.

Эти ресурсы собирают многомиллионную аудиторию пользователей, все больше времени проводящую в онлайн среде. К социальным медиа относятся социальные сети, блоги, микроблоги, видеохостинги. Все они характеризуются наличием сообщества пользователей и их взаимодействием вокруг определенного вида контента. Основной тенденцией можно назвать усиление взаимовлияния традиционных СМИ и социальных медиа.

Сегодня сетью «ВКонтакте» пользуются 20% жителей Беларуси, «Одноклассники» – Сегодня 17,9%, Facebook – 8,5%, Twitter – 1,3%, другой сетью – 1%.

Из места, где можно добыть информацию, интеренет превратился в место, где каждый может публиковать свой контент. Почти все западные ведущие издания приглашают читателей присоединяться к наполнению сайта интернет-СМИ: присылать свои фотографии, факты, тексты, видео и т.п. Затем эти материалы используются рядом с основным контентом сайта, им выделяется отдельный раздел.

В 2005 году после терактов в Лондоне медиа широко опубликовали не только материалы профессиональных журналистов, но и фото и видео очевидцев, загружающие файлы на сайты Flickr и Moblog.co.uk. Видеофрагменты, снятые очевидцами, использовала в репортажах о терактах и телекомпания BBC.

После того, как 15 января 2009 г. самолет компании US Airways упал днем в четверг в реку Гудзон рядом с Нью-Йорком, об этом стало мгновенно известно благодаря сервису Twitter, в котором спасатель опубликовал первое фото и следующее сообщение с места события: "В Гудзоне самолет. Я нахожусь на пароме, собирающемся подбирать людей. Сумасшедший". На фотографии видно, как люди стоят на крыле самолёта в ожидании спасателей. Через 34 минуты после публикациив сети этой фотографии пользователь jkrums (Джанис Крумс) уже давал интервью в прямом эфире CNBC.

Популярными платформами социальных медиа являются следующие:

1. Интернет-форумы

2. Коллективные и персональные блоги (ЖЖ, LiveInternet, Twitter)

3. Подкасты - аудио и видео (Russian Podcasting, PodFM)

4. Вики во всех формах (Wikipedia, Google Docs)

5. Электронная почта (включая Google Groups и Yahoo! Groups)

6. Социальные сети (В Контакте, Facebook, Last.fm, Мой Круг)

7. Социальные агрегаторы (Plaxo, Friendfeed)

8. Онлайновые игры (Second Life, World of Warcraft)

Принципы новой веб-идеологии, в центре которой находится пользователь, были сформулированы Тим О’Рейлли в 2005 г. в статье под названием «Что такое Web 2.0». В отличие Web 1.0, второе поколение сетевых сервисов позволяет пользователям совместно работать и размещать в сети текстовую и мультимедийную информацию. Пользователь Web 2.0 выступает не просто потребителем контента, предоставленного ему авторами сайта, но также принимает активное участие в создании этого контента, влияет на дальнейшее развитие сервисов.

Социальные медиа с каждым годом набирают популярность

Замглавного редактора агентства «Ассошиэйтед Пресс» Томас Кент считает, что социальные сети и блоги не вытеснят традиционные СМИ, так как большинство людей доверяют проверенным источникам информации и тем медиа, которые следуют определенным стандартам.

«Иногда говорят, что традиционные СМИ умирают, вытесняются Твиттером или блогами. Я не думаю, что такое когда-нибудь произойдет. Люди, которые придают очарование определенному предмету, могут претендовать на внимание в соцсетях... Они могут о чем-то писать, неважно, есть подтверждение или нет. Однако у многих людей есть потребность в нескольких источниках информации, которым они могут доверять. А это уже выходит за рамки того, что может предложить Твиттер», – сказал Кент на международном форуме «Медиа будущего», который РИА Новости проводит в рамках своего 70-летия.

По словам замглавного редактора, большинство требует того, чтобы СМИ следовали определенным стандартам, не высказывали личную точку зрения. При этом Кент добавил, что традиционные СМИ не должны переходить границу и растворяться, становиться новыми медиа.

«Самое худшее, что может произойти – это если мы утратим границу между новыми и традиционными СМИ, если источники нового медиа будут цитироваться серьезными изданиями», – добавил Кент. Он при этом отметил, что все-таки процесс сближения этих двух типов СМИ происходит.

«Как сказала главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк, нужно идти туда, где находится читатель. Если читатель у вас в Твиттере или Фейсбуке, то вы должны быть там. Но в то же время следует сохранять собственную идентичность».

Преимущества блогов и социальных сетей неоспоримы, но можно ли сказать, что журналист, как профессия человечеству вскоре больше не нужна? Способны ли социальные сети, Twitter, блоги удовлетворить потребность общества в информации? Нет. У журналиста, как профессионала есть ряд преимуществ над обычным рядовым пользователем интернета.

Профессиональные журналисты умеют подавать разные точки зрения, собирать комментарии в экспертов, задавать вопросы представителям власти и очевидцам событий, анализировать информацию, делать выводы. Мнения блоггеров и гражданских журналистов часто односторонни. Профессиональный журналист призван быть незаангажированным и подавать разные точки зрения.