logo
Otvety_journ_2011_new!

Живопись

Народные художники Беларуси: Гавриил Ващенко, Лев Гумилевский, Георгий Поплавский, Владимир Стельмашенок, Леонид Щемелев, Арлен Кашкуревич, Василий Шарангович, Май Данциг, Виктор Громыко.

Сави́цкий, Михаи́л Андре́евич — советский и белорусский художник. Народный художник СССР (1978) и БССР (1972), действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР (1973), награждён орден Франциска Скорины (№ 1). Указом Президента Белоруссии № 135 от 1 марта 2006 года Михаилу Савицкому было присвоено звание «Герой Беларуси».

Родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячичи Витебской области БССР). После войны учился в Минском художественном училище, затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (окончил в 1957).

Для художника характерно публицистическое, эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем («Песня», 1957; циклы «Героическая Белоруссия», 1967, «Цифры на сердце» (в основу которого положены воспоминания и впечатления о бесчеловечной жестокости в фашистских концлагерях), 1976; картины «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.). Эти полотна — реквием павшим героям и гимн патриотизму советских людей. Умер 8 ноября 2010 г.

Леонид Щемелев - художник, победивший время

"Художник отражает время в своем творчестве" – расхожая формулировка из устойчивого набора искусствоведческих фраз. Говорят так и о Леониде Дмитриевиче Щемелеве, народном художнике Беларуси, которому 5 февраля исполнилось 85 лет.

7 февраля в 17 часов в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие персональной выставки произведений живописи и графики Леонида Дмитриевича Щемелёва "ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ", приуроченной к юбилею мастера.

Картины Л.Д. Щемелёва, независимо от размера, времени, жанра, всегда узнаваемы и не нуждаются в дополнительном представлении для зрителя. Настоящее и прошлое, история и повседневность, эмоции и размышления, традиции и новаторство – вот диапазон, определивший творческий путь этого мастера.

Уникальность выставки - в широте охвата (полно представлена графика) и в том, что почти все произведения – собственность художника, и потому обычно недоступно широкому зрителю. Выставлены также особо значимые работы из музейных фондов... Это самая масштабная экспозиция произведений народного художника Беларуси Л.Д. Щемелева за всю историю его многочисленных выставок.

Поплавский Георгий

Работы находятся в Национальном художественном музее Беларуси, фондах БСХ и Министерства культуры России, Музее изобразительного искусства им. А.Пушкина в Москве, Русском Музее в Санкт-Петербурге, Смитсоновском центре в Вашингтоне (США).

Кузьмич Алексей

Родился 1 июня 1945 года в деревне Махро Брестской области.

1990 -- Выставка "Мадонны". Нью-Йорк, США.

1993 -- Генуя, Италия.

1994 -- Выставка "Мадонны". Санкт-Петербург, Россия.

6 персональных выставок в г.Минске

Современная культурная жизнь Беларуси представлена тремя поколения художников. Старшее поколение, сформированное в 70-х, 80-х на основе эстетики и идей Андерграунда – Людмила Русова, Игорь Кашкуревич, Василий Васильев, Ольга Сазыкина, Игорь Тишин, Наталья Залозная. Среднее – творилось во времена падения берлинской стены – Сергей Кожемякин, Игорь Савченко, Артур Клинов, Александр Пушкин. И поколение девяностых, молодое, которое отгораживалось от всех традиций, наследий, идентичностей, делало ставку на собственную биографию и пробовало найти контакт с западным искусством – Андрей Дурейко, Витольд Левченя, Сергей Бабарека, Максим Тиминко, Андрей Логинов, Роман Троцюк, Ольга Масловская, Антон Слюнченко, Денис Романовский.

Волнуют художников и экологические проблемы. Чернобыльская катастрофа находит свое воплощение в произведениях мастеров разных поколений и стилевых направлений: от традиционно реалистического (М. Савицкий, Г. Ващенко, В. Шматов) до эмоционально-ассоциативного с использованием современных пластических средств выражения (В. Кожух, А. Ксендзов, А. Марочкин). Отмечается рост суггестивных факторов: отходя от былого рассказа и показа живописцы и графики с помощью художественных средств стремятся внушить зрителю определенную мысль.

Традиции авангарда начала XX в. витебской художественной школы развивают в своем творчестве Г. Лойко, Л. Русова, Н. Залозная, И. Тишин, В. Васильева, А. Задорин и др. Разнообразны и индивидуальны в способах пластического выражения скульпторы В. Слободчиков, А. Финский, А. Метлицкий, С. Горовая, С. Горбунова, А. Дранец, С. Бондаренко, В. Жбанов.

В картинах 1990-х годов значительно больше живописной свободы, полета фантазии, поиска новых средств выразительности. Отличительной чертой современной живописи становится ее театральный характер. Реальные впечатления для В. Ольшевского, В. Товстика, Н. Селещука становятся отправной точкой для определенных трансформаций действительности. По-прежнему сильны традиции фигуративной живописи со строгим академическим рисунком, перспективой, материальностью, трехмерной моделировкой формы (Б. Казаков, В. Кривоблоцкий, К. Качан, В. Шкаруба, Е. Батальенок).