logo
Otvety_journ_2011_new!

16. Роль средств массовой информации в жизни человека

«Задача настоящей журналистики — это честное и полное информирование людей о ситуации, формирование конструктивного общественного мнения, консолидация усилий на решении задач и устранении проблем», — сказал Александр Лукашенко на пресс-конференции для белорусских СМИ.

Он отметил огромную роль средств массовой информации в формировании общественного сознания. Белорусские СМИ являются главными источниками, откуда жители страны черпают знания об окружающем мире. Мы практически избежали "продажной журналистики", когда содержание статьи или передачи и время их появления на свет определяются толщиной кошелька заказчика, подчеркнул президент.

Функции СМИ и их сущность:

-- информировать;

-- контролировать, поднимать проблемы;

-- формировать общественное мнение;

-- комментировать;

-- развлекать;

-- ориентировать;

-- просвещать;

-- пропагандировать;

-- осуществлять связь с читателем, слушателем, зрителем.

Если рассматривать медиа в целом, то можно выделить следующие девять функций СМИ в жизни общества:

1. Информационная функция. В данном случае имеется в виду удовлетворение потребностей общества в получении необходимой информации, или опубликовании имеющих общественное значение фактов и событий местного и глобального значения, отражающих важнейшие политические, социально-экономические, культурные и другие процессы, которые в совокупности составляют объективную картину жизни общества.

2. Идеологическая функция восходит к пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей и норм, нравственных ориентиров, политических и экономических основ развития общества, принципов демократии и свободы.

3. Функция социального контроля. Предполагает публикацию общественно значимых фактов социально-политической и экономической жизни страны, касающихся соблюдения законности, социальной справедливости, защиты конституционных и международно-признанных фундаментальных прав и свобод всех членов общества.

4. Нравственно-воспитательная функция. Имеет тесную связь с идеологической функцией, отображая морально-эстетичекие приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о том, что такое добро и зло.

5. Познавательно-образовательная функция. Восходит к общеобразовательной и научно-познавательной тематике материалов, которые решают конкретные задачи дополнительного обучения и повышения квалификации членов общества.

6. Консолидационная функция. Стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества.

7. Рекреативная функция направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил (рекреации), освещения событий и представления материалов развлекательного характера.

8. Инновационная функция. Сравнительно новая функция СМИ, сущность которой заключается в том, что в условиях динамично развивающихся процессов, СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации.

СМИ влияют на принятие политических решений. Это важнейший компонент гражданского общества.

Деятельность государственных средств массовой информации направлена на поддержку политики государства, освещение деятельности Президента Республики Беларусь, иных органов государственного управления, а также широкое информирование населения об общественно-политической ситуации в стране, решении экономических и социальных проблем.