16. Роль средств массовой информации в жизни человека
«Задача настоящей журналистики — это честное и полное информирование людей о ситуации, формирование конструктивного общественного мнения, консолидация усилий на решении задач и устранении проблем», — сказал Александр Лукашенко на пресс-конференции для белорусских СМИ.
Он отметил огромную роль средств массовой информации в формировании общественного сознания. Белорусские СМИ являются главными источниками, откуда жители страны черпают знания об окружающем мире. Мы практически избежали "продажной журналистики", когда содержание статьи или передачи и время их появления на свет определяются толщиной кошелька заказчика, подчеркнул президент.
Функции СМИ и их сущность:
-- информировать;
-- контролировать, поднимать проблемы;
-- формировать общественное мнение;
-- комментировать;
-- развлекать;
-- ориентировать;
-- просвещать;
-- пропагандировать;
-- осуществлять связь с читателем, слушателем, зрителем.
Если рассматривать медиа в целом, то можно выделить следующие девять функций СМИ в жизни общества:
1. Информационная функция. В данном случае имеется в виду удовлетворение потребностей общества в получении необходимой информации, или опубликовании имеющих общественное значение фактов и событий местного и глобального значения, отражающих важнейшие политические, социально-экономические, культурные и другие процессы, которые в совокупности составляют объективную картину жизни общества.
2. Идеологическая функция восходит к пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей и норм, нравственных ориентиров, политических и экономических основ развития общества, принципов демократии и свободы.
3. Функция социального контроля. Предполагает публикацию общественно значимых фактов социально-политической и экономической жизни страны, касающихся соблюдения законности, социальной справедливости, защиты конституционных и международно-признанных фундаментальных прав и свобод всех членов общества.
4. Нравственно-воспитательная функция. Имеет тесную связь с идеологической функцией, отображая морально-эстетичекие приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о том, что такое добро и зло.
5. Познавательно-образовательная функция. Восходит к общеобразовательной и научно-познавательной тематике материалов, которые решают конкретные задачи дополнительного обучения и повышения квалификации членов общества.
6. Консолидационная функция. Стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества.
7. Рекреативная функция направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил (рекреации), освещения событий и представления материалов развлекательного характера.
8. Инновационная функция. Сравнительно новая функция СМИ, сущность которой заключается в том, что в условиях динамично развивающихся процессов, СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации.
СМИ влияют на принятие политических решений. Это важнейший компонент гражданского общества.
Деятельность государственных средств массовой информации направлена на поддержку политики государства, освещение деятельности Президента Республики Беларусь, иных органов государственного управления, а также широкое информирование населения об общественно-политической ситуации в стране, решении экономических и социальных проблем.
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- Часть 4. Республика Беларусь – суверенное государство
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- Предисловие Десять правил успешного ответа на творческом тестировании
- Десять сайтов, которые надо посетить при подготовке к творческому тестированию
- Важные даты
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- 1. Периодическая печать Беларуси
- Примеры специализированных сми Беларуси (по конкретным направлениям):
- 2. "Сб. Беларусь сегодня" - самая массовая газета страны
- 3. "Рэспублiка" и "Народная газета" – газеты молодого белорусского государства
- 4. «Звязда» - найстарэйшая беларускамоўная газета
- 5. Детские издания Беларуси
- 6. Молодежные сми Беларуси
- 7. Белорусские литературно-художественные газеты и журналы
- Альтэрнатыўныя выданні
- 8. Основные темы белорусской прессы
- 9. Популяризация белорусских сми (выставки, конкурсы, фестивали)
- 1. VI Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего" (22-25 июня 2011 года).
- 2. XV Международная специализированная выставка "сми в Беларуси" (г. Минск, ул. Я. Купалы, 27), 4-7 мая 2011 г.
- 3. Седьмой Национальный телевизионный конкурс " Телевершина» (17 мая 2011 г.).
- 4. Седьмой национальный конкурс печатных средств массовой информации "Золотая Литера" (5 мая 2011 года).
- 7. XVIII Минская международная книжная выставка-ярмарка (9-13 февраля 2011 г.).
- 8. "День белорусской письменности"
- 10. Радиовещание Беларуси
- 3. Радиостанция Беларусь
- 11. Телевидение страны. Информационные и общественно-политические программы
- 4. Телеканал «Столичное телевидение».
- 12. Теле– и радиопередачи для детей и подростков
- 13. Культурно-просветительские программы на белорусском телевидении
- 14. Белорусские издания за границей на иностранных языках
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- 15. Журналистика как вид творческой деятельности.
- 16. Роль средств массовой информации в жизни человека
- 17. Сми и общественное мнение
- 18. Роль сми в формировании имиджа белорусского государства на международной арене
- 19. Молодежная политика и сми
- 20. Информационно-развлекательная функция сми
- 21. Если бы я был редактором...
- 22. Моя тема в журналистике
- 23. Составляющие имиджа ведущего разных программ
- 24. Социально-экономические вопросы в сми
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- 25. Роль сми в становлении информационного общества
- 26. Мое представление об онлайновой журналистике. Интернет-ресурсы
- 27. Эпоха информационной цивилизации. Мое представление о блогосфере
- 28. Традиционные и новые медиа: кто победит?
- 29. Радиовещание в Интернете
- Часть 3. Республика Беларусь – суверенное государство
- 30. Белорусская нация и государственность. Национальная идея в сми
- 31. Независимость и суверенитет Республики Беларусь
- Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Государственный гимн Республики Беларусь
- 32. Конституция Республики Беларусь - основной закон белорусского государства
- 33. Органы государственной власти Республики Беларусь
- 34. Беларусь - страна для народа, социально ориентированное государство
- Программы государства
- Социальные стандарты в различных социальных сферах
- 35. Социальная структура белорусского общества
- 36. Эффективная экономика Беларуси
- 37. Промышленность Республики Беларусь. Основные промышленные объекты
- 38. Республика Беларусь на международной арене
- Недавние визиты и встречи президента беларуси:
- 23.05.2011 -- Официальный визит в Республику Казахстан
- 27.04.2011 -- Официальный визит в Туркменистан
- 39. Национальная безопасность Республики Беларусь
- 40. Патриотизм Беларуси в военное время
- 41. Охрана окружающей среды и сми. Экологическая безопасность. Освещение вопросов экологии в сми
- 1. Журнал «Родная прырода»
- 2. Приложение к «Народной газете» «ЭкоСреда».
- Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- 44. Система образования и сми (газета "Настаўніцкая газета", издательства "Пачатковая школа", "Народная асвета", "Адукацыя і выхаванне")
- 2. Часопіс "Народная асвета".
- 3. Часопіс "Роднае слова»
- 45. Основные направления государственной молодежной политики
- 46. Будущее государства за развитием интеллектуального потенциала нации
- 47. Государственная политика по поддержке талантливой молодежи
- 48. Развитие системы трудоустройства молодежи
- 49. Помощь молодым семьям - забота нашего государства
- 50. Здоровье нации. Модернизация в сфере здравоохранения
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- 51. Пропаганда здорового образа жизни в сми.
- 52. Спортивные достижения нашей страны.
- 53. Туризм и спортивное движение в Беларуси
- 1. Беларусь спортивная
- 2. Беларусь туристичкая
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- 54. Основные направления культурной политики.
- 55. Крупнейшие фестивальные форумы.
- 1. Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»
- XX Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" пройдет с 8 по 14 июля 2011 года.
- 2. Международный музыкальный фестиваль «Минская весна»
- 3. Международный фестиваль "Славянские театральные встречи"
- 4. Международный кинофестиваль «Лiстапад»
- 5. Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі»
- 6. Республиканский фестиваль камерной музыки "Музы Нясвіжа"
- 7. Республиканский фестиваль национальных культур
- 9. Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии
- 56. Двуязычие в Беларуси
- 1) “Таварыства беларускай мовы імя ф. Скарыны” – за пашырэнне сферы ужытку беларускай мовы. Выдае газету “Наша слова”
- 2) Беларускамоўныя газеты. "Звязда". “Рэспубліка”. “Лім”, “Вожык”, “Звязда”, “Маладосць”.
- 57. День белорусской письменности
- 58. Духовное наследие Беларуси
- 59. Охрана историко-культурного наследия и традиционной культуры Беларуси
- 60. Современное белорусское искусство. Освещение вопросов искусства в сми
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 61. Национальная библиотека Республики Беларусь
- Xудожественно-декоративное оформление здания
- 62. Религия в сми
- Основные функции (роли) религии
- 1. “Ave Maria” - ежемесячный религиозный журнал
- 63. Сучасная беларуская проза і паэзія.
- 64. Гістарычныя помнікі на Беларусі
- 65. Закон Республики Беларусь "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі"
- 66. Мова і газета. Стылістычная палітра друку
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- 67. Инновационный путь развития Беларуси
- 68. Интеллект - главное богатство нашей страны
- 69. Научный потенциал Беларуси
- 70. Белорусский государственный университет: прошлое, настоящее, будущее
- Желаем Вам успехов на вступительных экзаменах в 2011 году! Там, где есть цель, нет места неудачам!!!