logo
Otvety_journ_2011_new!

26. Мое представление об онлайновой журналистике. Интернет-ресурсы

Под веб-журналистикой мы будем понимать деятельность по сбору, обработке и распространению общественно важной информации в сети интернет с помощью различных видов мультимедиа (текст, фото, аудио, видео, инфографика и др.) в режиме онлайн.

Первый профессиональные медийные проекты появились в глобальной сети в середине 1990-х годов. Первоначально интернет-сайты традиционных СМИ представляли собой именно интернет-версии (с полной перепечаткой статей и фотографий из основных изданий). При этом редакции выкладывали в сети содержание своих выпусков с четкой периодичностью: сайты ежедневых газет – раз в день (как правило, вслед за оффлайновым выпуском), сайты еженедельных изданий – раз в неделю.

Путь белорусских СМИ в новое информационное общество сложен и противоречив. В 1991 году усилиями группы энтузиастов, образовавшим позднее предприятие «Открытый контакт», был создан узел сети интернет. Он впервые в Беларуси начал предоставлять всем желающим услуги электронной почты. Примерно тогда же начал оказывать услуги доступа в интернет первый официальный провайдер -- компания «Соло». В мае 1994 г. «Открытый контакт» приобрел статус администратора национальной доменной зоны BY.

Практически 90% пользователей интернета в Беларуси попали в сеть после 2000-2001 гг., ранее эта область была освоена лишь небольшой группой людей. Тем не менее, жизнь в белорусском интернете на заре его развития кипела, он был наполнен энтузиастами, воодушевленными безграничными возможностями сети. Именно они в те дни создавали основу того, что мы сегодня называем национальным сегментом сети интернет.

Переломным в развитии белорусского интернета стал 2000 г. Появление новых провайдеров и веб-студий, увеличение аудитории пользователей, удешевление компьютеров, средств и услуг связи, проведение конкурсов и акций по развитию сети – все это превратило интернет из увлечения технических специалистов в повседневное занятие тысяч людей самых разных профессий.

Портал TUT.BY (www.tut.by) начал свою работу 5 октября 2000 г. и уже в первые месяцы стал самым посещаемым сайтом белорусского интернета. Первоначально ресурс включал в себя бесплатную электронную почту, новости (включая архив и анонсы), погоду, курсы валют, цены на топливо и гостевую книгу. Позже появились форумы, а также стали оказываться услуги хостинга и интернет-рекламы.

На протяжении 2001-2004 гг. портал TUT.BY пополнился десятками разделов. Появились новые сервисы — бесплатные объявления, поиск по Байнету, «Работа ТУТ!», «Афиша», «Каталог» и др. В 2005 г. была запущена система электронных магазинов, а также разделы «Финансы ТУТ и «Фото ТУТ». В конце 2006 - раздел, посвящённый информационным технологиям - IT.TUT.BY и «Блоги ТУТ». В 2006 г. порталом также была впервые организована крупнейшая отраслевая конференция "Деловой интернет".

В декабре 2007 г. начало свое вещание «Радио ТУТ» – голос белорусского интернета, а в феврале 2008 в белрусском сегменте сети интернет появилась первая площадка личного общения – i.TUT.BY ("Я ТУТ"), объединившая разрозненные социальные сервисы портала.

Портал TUT.BY – крупнейший и наиболее посещаемый

сайт Беларуси

Пионером в области освоения информационного поля Интернета стала газета «Вечерний Минск» (сайт начал работу 24 июля 1996 г.). В этот же период возникло несколько медиапроектов, созданных специально для функционирования в интернете, позиционирующих себя как СМИ. Специально для интернета в этот период никто не писал и особо не пытался адаптировать контент, например, печатной газеты к сайту газеты. Статьи и фото просто переносились на на сайт.

Для веб-журналистики на современном этапе характерно становление социальных медиа. Дальнейшее развитие социальных сетей, онлайн-сообществ. Усиление интереса к мультимедийным технологиям. Активное развитие микроблога Twitter. Широкое распространение мобильных устройств для доступа в интернет. Разработка приложений под Android и мобильных платформ для IPphone. Развитие мобильного телевидения.

По нашему мнению, сегодня в Беларуси можно выделить следующие типы медийных интернет-ресурсов:

1. онлайн-версии традиционных СМИ (газет, журналов, телеканалов и радиостанций);

3. самостоятельные онлайновые издания (созданные специально для функционирования в интернете);

3. «цифровые» СМИ (распространяемые в формате PDF);

4. информационные порталы (крупные сайты, вклющающие новостную ленту);

5. Интернет-радио, Интернет-ТВ (сайты, предоставляющие информационные услуги в виде виджетов, видеообзоров, ради- и телепрограмм и (или) транслирующие телеканалы и радопрограммы);

6. Информационные агентства (компании, которые специализируются на оперативном предоставлении информации);

7. Социальные СМИ (сайты "гражданской журналистики", на которых каждый может опубликовать собственный материал, например, мультимедийный проект "РИА Новости" "Ты - репортер");

8. Агрегаторы новостей (серсисы просмотра новостей наподобие Google News и Яндекс. Новости);

9. Социальные медиа (блоги, микроблоги и др.);

10. Специализированные тематические сайты (ведущие новостную колонку по определенной теме), сайты организаций и др.

Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Указ вступил в силу с 1 июля 2010 г. Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети интернет. Указ содержит 16 пунктов.

Перечислим основные положения указа. Переход юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на использование хостинга белорусских провайдеров (размещение серверов в Республике Беларусь). Государственная регистрация информационных сетей и ресурсов, находящихся в зоне BY. Доступ в интернет из пунктов коллективного пользования интернет-услугами, интернет-кафе и клубов после предварительной идентификации личности пользователя. Эти заведения обязаны хранить персональные данные всех пользователей, в том числе вести электронный журнал с данными обо всех доменных именах, с которыми пользователь выполнил соединение.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь, принятые после в вступления в действие Указа № 60, регламентируют механизм органичения доступа по требованию пользователя к информации, содержание которой направлено на распространение порнографии, пропаганду насилия, жестокости, а также любых иных деяний, запрещенных законодательством.

Предусматривается, что автоматически закрывается доступ к незаконной информации из государственых органов и организаций культуры и образования. По запросу пользователя интернет-услуг поставщик обязан органичить ему доступ к названным сведениям. Не забыто Указом N 60 и авторское право в сети Интернет. Размещение и распространение информационных сообщений, заимствованных с другого ресурса, отныне осуществляются с использованием гиперссылки на первоисточник.

Полезное новшества после принятия указа и в том, что государственные организации обязаны размещать информацию о своей деятельности в сети интернет на своих официальных сайтах и обеспечивать её систематическое обновление. Кроме того, им предписано регулярно проводить анализ посещаемости собственных интернет-сайтов. Помимо того, после принятия Указа № 60 была уменьшена стоимость регистрации сайтов в зоне BY, а также началось снижение стоимости доступа в интернет.