8. Основные темы белорусской прессы
Для начала необходимо сказать, что такое тема. Это то, что положено в основу; главная мысль журналистского произведения; основная проблема, которой посвящен материал. Тема – обозначение круга жизненных явлений
В основе каждой темы должна лежать конкретная жизненная ситуация. Хорошая тема - это яркая новая жизненная ситуация. При выборе темы журналист учитывает объект действительности.
Тема зависит и уровня издания. Сравнить тематическую палитру общественно-политических и специализированных СМИ. Привести примеры наиболее ярких публикаций, опубликованных в последние месяцы в ведущих республиканских изданиях («Советская Белоруссия», «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета», «Знамя юности», «7 дней) и др. Назвать имена некоторых наиболее известных журналистов.
Например, «Советская Белоруссия» больше пишет о выполнении решений Главы государства, «Рэспубліка” уделяет внимание проблемам экономики, “Звязда” рассказывает о белорусской культуре, “Народная газета” помогат людям, “Знамя юности” пишет про молодежь и др.
Как журналист определяет для себя выбор темы? Это зависит от тематики и специфики издания. Почитав республиканские ведущие издания, можно составить небольшой приблизительный список основных приоритетных тем:
-- преодоление экономического кризиса,
-- быть здоровым – это модно,
-- региональная политика и развитие малых городов,
-- демографическая безопасность,
-- принцип «одного окна» (здесь и далее – конкретно какие материалы выходили на эту тему, чем они запомнились, кто авторы и проч.),
-- агротуризм,
-- развитие строительного комплекса и жилищное строительство,
-- развитие агропромышленного комплекса,
-- развитие сферы услуг,
-- строительство и обустройство агрогородков,
-- социальная тематика (улучшение качества и уровня жизни, повышение заработной платы, совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей)
-- новости культуры…
Проанализировать подшивки ведущих СМИ Беларуси, сделать обзор основных тем за июнь-июль.
Пример, как нужно отвечать на этот вопрос на примере одного из российских изданий:
Первая полоса свежего номера газеты знакомит читателей с самыми значимыми событиями недели:
- Мэр города С на встрече с представителями средств массовой информации подвел первые итоги своей работы. На этой неделе исполнилось сто дней пребывания мэра на своем посту. О том, что интересовало журналистов и о чем рассказал мэр города читайте в публикации "Курс на добро и благополучие".
Шестидесятилетний юбилей отмечает на этой неделе председатель Совета депутатов города Е.С. Егоров. Администрация города поздравляет Евгения Степановича со знаменательным событием.
Поздравления юбиляру через газету передают также белгородцы, в разное время соприкасавшиеся с деятельностью Е.С. Егорова. Отзывы и пожелания юбиляру представлены на пятой полосе "НБ". О сегодняшнем дне руководителя городского парламента, о задачах, стоящих перед депутатским корпусом, о взаимоотношениях власти и общества читайте в интервью редактора газеты с Е.С. Егоровым на четвертой полосе "НБ".
- Что происходит на рынке труда? Как городские власти решают проблему трудовой занятости населения? И в какой сфере деятельности искать нынешнему выпускнику востребованные профессии? Этой теме посвящены материалы тематической полосы "Занятость".
- Проблема дня. Этой рубрикой можно было бы объединить материалы, представленные на 15 полосе газеты. Читайте публикации "Клякса в белгородском пейзаже" и "На улице красных фонарей" - и высказывайте ваше мнение.
- Для теплоэнергетиков летние месяцы пора ремонтов. Значит, что пора подумать о предстоящем отопительном сезоне. А потребителям задать вопросы энергетикам. В рубрике "горячая линия" (на 12-й полосе газеты) на актуальные вопросы читателей газеты отвечает директор филиала ОАО "Белгородская региональная генерация", руководитель ОАО "Белгородская теплосетевая компания" Михаил Эдуардович Чефранов.
Темы должны быть КОНКРЕТНЫМИ!!! Проанализировать, чего не хватает газетам. Например, районным. Чем хуже их темы по сравнению с республиканскими СМИ.
Подскажите, чего не хватает газете!
Пример:
Главный вопрос встречи – чего же все-таки не хватает изданию, а чего, быть может, в избытке.
Ответ – слишком много официальных документов и распоряжений уже не актуален. Давнишнюю проблему в газете решили. С этого полугодия подписка на издание идет в двух индексах: 50773 — подписной индекс основного издания, рассчитанного на широкий круг читателей. 50834 — подписной индекс газеты "Наш Белгород" с документами" (полный комплект). В дополнении к основному изданию здесь будут публиковаться нормативно-правовые акты органов местного самоуправления Белгорода.
«Газету «Наш Белгород» я читаю давно и с удовольствием, но хотелось бы, чтобы больше публиковали материалов о жизни промышленных предприятий и непосредственно о людях, которые работают на заводах», — отметил генеральный директор ОАО «Белгородский абразивный завод» Анатолий Сафонов.
Журналисты газеты стараются охватить всю жизнь города, его проблемы, много пишут о людях разных профессий, стараются наладить с аудиторией «обратную связь». Но этого мало, звучало сегодня на встрече. Читатели сами должны быть соавторами, подсказывать темы, говорить о проблемах. Только диалог может сделать печатное издание востребованным. Рабочие завода на диалог с журналистами сегодня шли охотно. Подсказали новые темы и идеи, а так же высказали пожелание чаще встречаться с редакцией.
«Я думаю, что сотрудничество «народного корреспондента» с городской газетой пойдет на пользу всем. Поэтому задача сегодняшней встречи была именно в том, чтобы достучаться до сердца каждого читателя, чтобы они видели кто делает газету, как она создается и знали, что если обратятся в редакцию, то безусловно последует ответ», — отметил директор МУ «Белгород-медиа» Виталий Абрамов.
Полезный сайт - http://www.belsmi.by/ru/
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- Часть 4. Республика Беларусь – суверенное государство
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- Предисловие Десять правил успешного ответа на творческом тестировании
- Десять сайтов, которые надо посетить при подготовке к творческому тестированию
- Важные даты
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- 1. Периодическая печать Беларуси
- Примеры специализированных сми Беларуси (по конкретным направлениям):
- 2. "Сб. Беларусь сегодня" - самая массовая газета страны
- 3. "Рэспублiка" и "Народная газета" – газеты молодого белорусского государства
- 4. «Звязда» - найстарэйшая беларускамоўная газета
- 5. Детские издания Беларуси
- 6. Молодежные сми Беларуси
- 7. Белорусские литературно-художественные газеты и журналы
- Альтэрнатыўныя выданні
- 8. Основные темы белорусской прессы
- 9. Популяризация белорусских сми (выставки, конкурсы, фестивали)
- 1. VI Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего" (22-25 июня 2011 года).
- 2. XV Международная специализированная выставка "сми в Беларуси" (г. Минск, ул. Я. Купалы, 27), 4-7 мая 2011 г.
- 3. Седьмой Национальный телевизионный конкурс " Телевершина» (17 мая 2011 г.).
- 4. Седьмой национальный конкурс печатных средств массовой информации "Золотая Литера" (5 мая 2011 года).
- 7. XVIII Минская международная книжная выставка-ярмарка (9-13 февраля 2011 г.).
- 8. "День белорусской письменности"
- 10. Радиовещание Беларуси
- 3. Радиостанция Беларусь
- 11. Телевидение страны. Информационные и общественно-политические программы
- 4. Телеканал «Столичное телевидение».
- 12. Теле– и радиопередачи для детей и подростков
- 13. Культурно-просветительские программы на белорусском телевидении
- 14. Белорусские издания за границей на иностранных языках
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- 15. Журналистика как вид творческой деятельности.
- 16. Роль средств массовой информации в жизни человека
- 17. Сми и общественное мнение
- 18. Роль сми в формировании имиджа белорусского государства на международной арене
- 19. Молодежная политика и сми
- 20. Информационно-развлекательная функция сми
- 21. Если бы я был редактором...
- 22. Моя тема в журналистике
- 23. Составляющие имиджа ведущего разных программ
- 24. Социально-экономические вопросы в сми
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- 25. Роль сми в становлении информационного общества
- 26. Мое представление об онлайновой журналистике. Интернет-ресурсы
- 27. Эпоха информационной цивилизации. Мое представление о блогосфере
- 28. Традиционные и новые медиа: кто победит?
- 29. Радиовещание в Интернете
- Часть 3. Республика Беларусь – суверенное государство
- 30. Белорусская нация и государственность. Национальная идея в сми
- 31. Независимость и суверенитет Республики Беларусь
- Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Государственный гимн Республики Беларусь
- 32. Конституция Республики Беларусь - основной закон белорусского государства
- 33. Органы государственной власти Республики Беларусь
- 34. Беларусь - страна для народа, социально ориентированное государство
- Программы государства
- Социальные стандарты в различных социальных сферах
- 35. Социальная структура белорусского общества
- 36. Эффективная экономика Беларуси
- 37. Промышленность Республики Беларусь. Основные промышленные объекты
- 38. Республика Беларусь на международной арене
- Недавние визиты и встречи президента беларуси:
- 23.05.2011 -- Официальный визит в Республику Казахстан
- 27.04.2011 -- Официальный визит в Туркменистан
- 39. Национальная безопасность Республики Беларусь
- 40. Патриотизм Беларуси в военное время
- 41. Охрана окружающей среды и сми. Экологическая безопасность. Освещение вопросов экологии в сми
- 1. Журнал «Родная прырода»
- 2. Приложение к «Народной газете» «ЭкоСреда».
- Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- 44. Система образования и сми (газета "Настаўніцкая газета", издательства "Пачатковая школа", "Народная асвета", "Адукацыя і выхаванне")
- 2. Часопіс "Народная асвета".
- 3. Часопіс "Роднае слова»
- 45. Основные направления государственной молодежной политики
- 46. Будущее государства за развитием интеллектуального потенциала нации
- 47. Государственная политика по поддержке талантливой молодежи
- 48. Развитие системы трудоустройства молодежи
- 49. Помощь молодым семьям - забота нашего государства
- 50. Здоровье нации. Модернизация в сфере здравоохранения
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- 51. Пропаганда здорового образа жизни в сми.
- 52. Спортивные достижения нашей страны.
- 53. Туризм и спортивное движение в Беларуси
- 1. Беларусь спортивная
- 2. Беларусь туристичкая
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- 54. Основные направления культурной политики.
- 55. Крупнейшие фестивальные форумы.
- 1. Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»
- XX Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" пройдет с 8 по 14 июля 2011 года.
- 2. Международный музыкальный фестиваль «Минская весна»
- 3. Международный фестиваль "Славянские театральные встречи"
- 4. Международный кинофестиваль «Лiстапад»
- 5. Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі»
- 6. Республиканский фестиваль камерной музыки "Музы Нясвіжа"
- 7. Республиканский фестиваль национальных культур
- 9. Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии
- 56. Двуязычие в Беларуси
- 1) “Таварыства беларускай мовы імя ф. Скарыны” – за пашырэнне сферы ужытку беларускай мовы. Выдае газету “Наша слова”
- 2) Беларускамоўныя газеты. "Звязда". “Рэспубліка”. “Лім”, “Вожык”, “Звязда”, “Маладосць”.
- 57. День белорусской письменности
- 58. Духовное наследие Беларуси
- 59. Охрана историко-культурного наследия и традиционной культуры Беларуси
- 60. Современное белорусское искусство. Освещение вопросов искусства в сми
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 61. Национальная библиотека Республики Беларусь
- Xудожественно-декоративное оформление здания
- 62. Религия в сми
- Основные функции (роли) религии
- 1. “Ave Maria” - ежемесячный религиозный журнал
- 63. Сучасная беларуская проза і паэзія.
- 64. Гістарычныя помнікі на Беларусі
- 65. Закон Республики Беларусь "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі"
- 66. Мова і газета. Стылістычная палітра друку
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- 67. Инновационный путь развития Беларуси
- 68. Интеллект - главное богатство нашей страны
- 69. Научный потенциал Беларуси
- 70. Белорусский государственный университет: прошлое, настоящее, будущее
- Желаем Вам успехов на вступительных экзаменах в 2011 году! Там, где есть цель, нет места неудачам!!!