37. Промышленность Республики Беларусь. Основные промышленные объекты
Традиционно флагманом экономического роста Беларуси является промышленность. Это важнейший сектор экономики республики, на долю которого приходится практически треть валового внутреннего продукта. Разнообразие производимой и реализуемой промышленной продукции определяет профиль внешней торговли страны (около 90% в общем объеме экспорта) и обеспечивает большую часть валютных поступлений. Промышленность Беларуси включает более 100 отраслей. В республике функционирует свыше 20 тыс. промышленных предприятий и производств. Ведущей отраслью национальной экономики является машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает автомобильная промышленность, которая производит четвертую часть всей продукции машиностроения. Ключевыми предприятиями являются Минский автомобильный завод (ПРУП «МАЗ») и Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино).МАЗ – один из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники (всего более 250модификаций
В число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники входит ПО «БелАЗ». БелАЗ занимает более 30% мирового рынка карьерных самосвалов. Специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Практически в полной мере позволяет обеспечивать необходимыми машинами и оборудованием агропромышленный комплекс Беларуси тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Отрасль насчитывает свыше 40 предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске тракторов и сельскохозяйственных машин, крупнейшие из которых минские тракторный и моторный заводы, ПО «Гомсельмаш», ОАО «Бобруйскагромаш». Минский тракторный завод (МТЗ) входит в восьмерку крупнейших мировых производителей тракторов, которые обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники. МТЗ экспортирует свою продукцию в более чем 60 стран мира.
Зерно- и кормоуборочные комбайны выпускает ПО «Гомсельмаш» – один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в СНГ. В Беларуси представлено также строительное, дорожное и коммунальное машиностроение (наиболее крупные предприятия – ОАО «Амкодор»,РУП «Могилевлифтмаш», УП «Белкоммунмаш»), производится оборудование для предприятий торговли и общественного питания, бытовые приборы.
Предприятия Беларуси выпускают широкий перечень технологически сложных потребительских товаров. Это телевизоры, холодильники, радиоприемники, стиральные машины, электропылесосы, швейные машины, мотоциклы, велосипеды и др. Далеко за пределами республики известны телевизоры марки «Горизонт» и «Витязь», а также холодильники марки «Атлант».
Поставщиками оборудования для машиностроительных производств являются предприятия станкостроения и металлообработки. Лидеры белорусской станкостроительной и инструментальной промышленности – РУПП «Оршанский станкостроительный завод «Красный борец», РУП «Витебский станкостроительный завод «Вистан», Гомельский завод станочных узлов, Барановичский завод станкопринадлежностей, Минский станкостроительный завод, РУМП «Кузлитмаш»(г. Пинск), Минский завод автоматических линий.
Промышленный потенциал наукоемких отраслей машиностроения представлен приборостроительной, электротехнической, радиотехнической, электронной, оптико-механической промышленностью. В числе крупнейших предприятий – НПО «Интеграл», ОАО «Минское производственное объединение вычислительной техники», РУП«Минский электротехнический завод имени Козлова», Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО).
Черная металлургия Беларуси специализируется на выплавке стали, чугунного литья, производстве стальных и чугунных труб, металлического корда, метизных и других металлических изделий. Выпуск этой продукции в основном сосредоточен на Белорусском металлургическом заводе (РУП «БМЗ»,г. Жлобин). Здесь сконцентрировано около 80% от общего объема производства отрасли. Годовой объем продаж превышает 1 млрд. долларов.
Одной из крупнейших отраслей промышленного комплекса Беларуси является химическая и нефтехимическая промышленность. Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений. На долю РУП «ПО «Беларуськалий» приходится более 14% мировых производственных мощностей и около 16% мирового экспорта калийных удобрений. Беларусь – одна из немногих стран мира, в которой представлено производство всех трех основных видов удобрений – азотных (ПО «Гродно Азот»), калийных и фосфорных.
Одно из крупнейших в Европе производителей искусственных и синтетических нитей – РУП «Светлогорское ПО«Химволокно». Стеклоткани и стеклонити производит ОАО«ПолоцкСтекловолокно», которое почти 90% выпускаемой продукции экспортирует в страны ближнего и дальнего зарубежья. ОАО «Белшина» (г. Бобруйск) выпускает более 200 типоразмеров шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей.
Нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси, представленная ОАО «Нафтан» (г. Новополоцк)и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», в январе – июне текущего года произвела продукции на 7,3 трлн. рублей. Предприятия выпускают десятки видов продукции, основными из которых является бензин, дизельное топливо, топочный мазут, смазочные масла, нефтебитум. По территории Беларуси проходит разветвленная сеть магистральных трубопроводов, по которымперекачивается нефть, природныйгаз, бензин и дизельное топливо.Транспортировка нефти по территории Беларуси обеспечивается РУП «Гомельтранснефть «Дружба»и Новополоцким республиканским унитарным предприятием по транспорту нефти «Дружба». Беларуси представлен 27 крупными электростанциями.
Лесопромышленный комплекс республики представлен лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленностью. Наиболее крупные и технически оснащенные предприятияотрасли находятся в сфере управления «Беллесбумпром». Он объединяет около 60 ведущих предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности, которые выпускают порядка45% всей продукции лесопромышленного комплекса.
Строительный комплекс ключает непосредственно строительство, а также совокупность отраслей, ориентированных на обслуживание строительногопроизводства. Промышленное ядро комплекса образуют предприятия по производству строительных материалов, а также стекольной и фарфорово-фаянсовой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и металлообработки. Предприятия промышленности строительных материалов производят цемент, стеновые, кровельные, теплоизоляционные и нерудные материалы, керамические, санитарно-технические изделия, стекло полированное и многое другое.
В Беларуси производятся материалы и изделия, позволяющие возводить здания и сооружения, по долговечности и эстетическим требованиям не уступающие европейскому уровню. ОАО «Гомельстекло» выпускает полированное стекло, конкурентоспособное на мировом рынке. ОАО «Керамин» постоянно расширяет номенклатуру и увеличивает объемы выпуска высокопрочной керамической облицовочной плитки, технический уровень и качество которой соответствуют европейским стандартам .Бренд «Керамин» – лидер в странах СНГ как по качеству продукции, так и по объемам ее производства. Среди важнейших в республике предприятий промышленности строительных материалов ПРУП «Белорусский цементный завод», ОАО «Гомельжелезобетон», ОАО «Гомельский комбинат строительных конструкций», ОАО «Гродненский стеклозавод», ОАО «Стеклозавод «Неман», РУП «Молодечненский завод металлоконструкций», ОАО «Любанский комбинат строительных материалов», АП «Минский комбинат силикатных изделий».
В составе легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажных, войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья. Вторая по значению в этой сфере подотрасль – швейная промышленность (свыше 250 предприятий и производств). Наиболее известные предприятия «Марко», «Купалинка», «Элема», «Свiтанак», «Элема».
Среди стран СНГ наша республика занимает треть рынка производства льноволокна. Промышленность первичной обработки льна включает49 льнозаводов. Их среднегодовая мощность по выпускул ьноволокна составляет около 50 тыс. т. Сюда же входят 4 экспортносортировочные льнобазы. Более половины общего объема поставок льноволокна приходится на внутренний рынок, остальное отгружается на экспорт. Основными его статьями являются льноволокно, пряжа, бытовые и тарные ткани из льна.
Климатические условия Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленным свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской, Гродненской и Минской областей. Сахарную свеклу в Беларуси перерабатывают 4 предприятия: – Городейский, Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годовая мощность переработки корнеплодов – около 2,7 млн. т.Беларусь способна удовлетворить собственную потребность в сахаре на 100%.
Производством овощей в стране занимается более1 тыс. сельхозорганизаций, около 3 млн. личных подсобных и других хозяйств населения. Ожидаемый объем производства овощей в 2007 году превышает 2 млн. т.В Беларуси на нужды кормопроизводства используется 70% сельскохозяйственных угодий. На корм скоту и птицевыделяется более 20 млн. т кормовых единиц в год.
Значительный удельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностью обеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами за счет собственного производства. Наиболее известными предприятиями являются Первая минская птицефабрика, Гродненский мясокомбинат, Борисовский мясокомбинат, «Савушкин продукт», «Санта Бремор», агрокомбинат «Снов», «Спартак», «Коммунарка», «Слодыч», «Красный мозырянин», «Красный пищевик».
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- Часть 4. Республика Беларусь – суверенное государство
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- Предисловие Десять правил успешного ответа на творческом тестировании
- Десять сайтов, которые надо посетить при подготовке к творческому тестированию
- Важные даты
- Часть 1. Средства массовой информации Республики Беларусь
- 1. Периодическая печать Беларуси
- Примеры специализированных сми Беларуси (по конкретным направлениям):
- 2. "Сб. Беларусь сегодня" - самая массовая газета страны
- 3. "Рэспублiка" и "Народная газета" – газеты молодого белорусского государства
- 4. «Звязда» - найстарэйшая беларускамоўная газета
- 5. Детские издания Беларуси
- 6. Молодежные сми Беларуси
- 7. Белорусские литературно-художественные газеты и журналы
- Альтэрнатыўныя выданні
- 8. Основные темы белорусской прессы
- 9. Популяризация белорусских сми (выставки, конкурсы, фестивали)
- 1. VI Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего" (22-25 июня 2011 года).
- 2. XV Международная специализированная выставка "сми в Беларуси" (г. Минск, ул. Я. Купалы, 27), 4-7 мая 2011 г.
- 3. Седьмой Национальный телевизионный конкурс " Телевершина» (17 мая 2011 г.).
- 4. Седьмой национальный конкурс печатных средств массовой информации "Золотая Литера" (5 мая 2011 года).
- 7. XVIII Минская международная книжная выставка-ярмарка (9-13 февраля 2011 г.).
- 8. "День белорусской письменности"
- 10. Радиовещание Беларуси
- 3. Радиостанция Беларусь
- 11. Телевидение страны. Информационные и общественно-политические программы
- 4. Телеканал «Столичное телевидение».
- 12. Теле– и радиопередачи для детей и подростков
- 13. Культурно-просветительские программы на белорусском телевидении
- 14. Белорусские издания за границей на иностранных языках
- Часть 2. Журналистика как творческая деятельность
- 15. Журналистика как вид творческой деятельности.
- 16. Роль средств массовой информации в жизни человека
- 17. Сми и общественное мнение
- 18. Роль сми в формировании имиджа белорусского государства на международной арене
- 19. Молодежная политика и сми
- 20. Информационно-развлекательная функция сми
- 21. Если бы я был редактором...
- 22. Моя тема в журналистике
- 23. Составляющие имиджа ведущего разных программ
- 24. Социально-экономические вопросы в сми
- Часть 3. Информационное общество. Интернет.
- 25. Роль сми в становлении информационного общества
- 26. Мое представление об онлайновой журналистике. Интернет-ресурсы
- 27. Эпоха информационной цивилизации. Мое представление о блогосфере
- 28. Традиционные и новые медиа: кто победит?
- 29. Радиовещание в Интернете
- Часть 3. Республика Беларусь – суверенное государство
- 30. Белорусская нация и государственность. Национальная идея в сми
- 31. Независимость и суверенитет Республики Беларусь
- Государственный флаг Республики Беларусь
- Государственный герб Республики Беларусь
- Государственный гимн Республики Беларусь
- 32. Конституция Республики Беларусь - основной закон белорусского государства
- 33. Органы государственной власти Республики Беларусь
- 34. Беларусь - страна для народа, социально ориентированное государство
- Программы государства
- Социальные стандарты в различных социальных сферах
- 35. Социальная структура белорусского общества
- 36. Эффективная экономика Беларуси
- 37. Промышленность Республики Беларусь. Основные промышленные объекты
- 38. Республика Беларусь на международной арене
- Недавние визиты и встречи президента беларуси:
- 23.05.2011 -- Официальный визит в Республику Казахстан
- 27.04.2011 -- Официальный визит в Туркменистан
- 39. Национальная безопасность Республики Беларусь
- 40. Патриотизм Беларуси в военное время
- 41. Охрана окружающей среды и сми. Экологическая безопасность. Освещение вопросов экологии в сми
- 1. Журнал «Родная прырода»
- 2. Приложение к «Народной газете» «ЭкоСреда».
- Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- Часть 5. Образование. Молодежная политика. Здравоохранение
- 43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании
- 44. Система образования и сми (газета "Настаўніцкая газета", издательства "Пачатковая школа", "Народная асвета", "Адукацыя і выхаванне")
- 2. Часопіс "Народная асвета".
- 3. Часопіс "Роднае слова»
- 45. Основные направления государственной молодежной политики
- 46. Будущее государства за развитием интеллектуального потенциала нации
- 47. Государственная политика по поддержке талантливой молодежи
- 48. Развитие системы трудоустройства молодежи
- 49. Помощь молодым семьям - забота нашего государства
- 50. Здоровье нации. Модернизация в сфере здравоохранения
- Часть 6. Туризм и спорт в сми
- 51. Пропаганда здорового образа жизни в сми.
- 52. Спортивные достижения нашей страны.
- 53. Туризм и спортивное движение в Беларуси
- 1. Беларусь спортивная
- 2. Беларусь туристичкая
- Часть 7. Культура Беларуси: традиции и перспективы
- 54. Основные направления культурной политики.
- 55. Крупнейшие фестивальные форумы.
- 1. Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»
- XX Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" пройдет с 8 по 14 июля 2011 года.
- 2. Международный музыкальный фестиваль «Минская весна»
- 3. Международный фестиваль "Славянские театральные встречи"
- 4. Международный кинофестиваль «Лiстапад»
- 5. Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі»
- 6. Республиканский фестиваль камерной музыки "Музы Нясвіжа"
- 7. Республиканский фестиваль национальных культур
- 9. Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии
- 56. Двуязычие в Беларуси
- 1) “Таварыства беларускай мовы імя ф. Скарыны” – за пашырэнне сферы ужытку беларускай мовы. Выдае газету “Наша слова”
- 2) Беларускамоўныя газеты. "Звязда". “Рэспубліка”. “Лім”, “Вожык”, “Звязда”, “Маладосць”.
- 57. День белорусской письменности
- 58. Духовное наследие Беларуси
- 59. Охрана историко-культурного наследия и традиционной культуры Беларуси
- 60. Современное белорусское искусство. Освещение вопросов искусства в сми
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- 61. Национальная библиотека Республики Беларусь
- Xудожественно-декоративное оформление здания
- 62. Религия в сми
- Основные функции (роли) религии
- 1. “Ave Maria” - ежемесячный религиозный журнал
- 63. Сучасная беларуская проза і паэзія.
- 64. Гістарычныя помнікі на Беларусі
- 65. Закон Республики Беларусь "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі"
- 66. Мова і газета. Стылістычная палітра друку
- Часть 8. Инновационная политика Беларуси
- 67. Инновационный путь развития Беларуси
- 68. Интеллект - главное богатство нашей страны
- 69. Научный потенциал Беларуси
- 70. Белорусский государственный университет: прошлое, настоящее, будущее
- Желаем Вам успехов на вступительных экзаменах в 2011 году! Там, где есть цель, нет места неудачам!!!