logo
Otvety_journ_2011_new!

38. Республика Беларусь на международной арене

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

Существовавшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Туровское и другие княжества (IХ-ХIV вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919-1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.

Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона стали началом качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.

Несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами и принципами. Это стало основой, позволяющей нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.

Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную и миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.

В настоящее время Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 166 государствами мира, в 47 из которых открыто 60 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 7 постоянных представительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в Беларуси 44 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 20 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации — 13 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 76 иностранных диппредставительств.

Беларусь осуществляет исполнение свыше 3 тысяч международных договоров. Из них более 1700 — двусторонние, около 1500 — многосторонние договоры.

После распада СССР Республика Беларусь является членом следующих межгосударственных образований:

* Содружество независимых государств,

* Союзное государство России и Белоруссии,

* Организация договора о коллективной безопасности,

* Евразийское экономическое сообщество,

* Единое экономическое пространство,

* Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,

* Программа НАТО «Партнёрство ради мира»,

* Североатлантический совет по сотрудничеству,

* Международный валютный фонд,

* Всемирный банк.

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. 1 июля 2011 года на границе России и Казахстана отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза

Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мирового Юга, США, а также многосторонняя дипломатия.

Развитие взаимодействия с Российской Федерацией и Европейским cоюзом

Р еспублика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

Ключевые внешнеэкономические задачи на российском направлении – наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

Мы выступаем за развитие равноправного диалога и всестороннего сотрудничества с Еврокомиссией и государствами-членами ЕС, в том числе, в рамках инициативы «Восточное партнерство». Долгосрочная цель Республики Беларусь – обеспечение сбалансированного, взаимовыгодного взаимодействия как с Евросоюзом, так и с Россией.

Пространство СНГ

Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового сотрудничества со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности.

Мы поддерживаем процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере, поступательного формирования режима свободной торговли, активизации сотрудничества участников Содружества в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом, в военной сфере.

В рамках Евразийского экономического сообщества Беларусь заинтересована в наращивании взаимовыгодного партнерства с государствами-членами ЕврАзЭС с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; полноценной реализации договоренностей по созданию Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, предусматривающей отсутствие любых препятствий в движении товаров между странами ТС; переводе Таможенного союза «тройки» в формат Единого экономического пространства (ЕЭП).

Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; усилению координации действий государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.

Страны мирового Юга

Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

Многосторонняя дипломатия

Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Прежде всего, Россия — не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь — партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государствучастников СНГ еще более осложнилось после череды прокатившихся по постсоветсткому пространству «цветных революций

Республика Беларусь не только декларирует, но и планомерно реализует на практике принципы многовекторной внешней политики, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено исторической общностью совместных интересов государств-участников. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как определенные сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - Россия, Украина, Казахстан, Молдова - важнейшие торгово-экономические партнеры Республики Беларусь. Кроме того, Республика Беларусь активно участвует в деятельности ЕврАзЭС, выступает за скорейшее формирование Единого Экономического Пространства Украины, Беларуси, России и Казахстана в рамках Содружества.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), тем самым развив ранее заключенные этими странами договоры о формировании таможенного союза и единого экономического пространства и учредив организацию более интенсивной экономической интеграции, чем в рамках СНГ. С мая 2002 года в ЕврАзЭС на правах наблюдателей входят Молдова и Украина, с 2003 года – Армения. В 2006 году в члены Сообщества вступила Республика Узбекистан.

Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях — от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

Важной составляющей внешней политики белорусского государства является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую, помимо нашей страны, вошли Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

ОДКБ вносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в регионе. На повестке дня этой организации — противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.

Беларусь вносит существенный вклад в мировые, региональные и субрегиональные процессы. На международной арене страна проявила себя активным борцом с торговлей людьми, наркотрафиком, нелегальной миграцией. Беларусь последовательно выступает против применения двойных стандартов и ультиматумов в отношении тех или иных наций, поддерживает международные инициативы по защите прав детей, женщин и пожилых людей во всех уголках планеты.

Из всех союзных республик в 1945 г. только Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом.

Как неотъемлемая часть европейского континента и сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в переживающем непростые времена диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США по всем направлениям. Понимая, что потенциал взаимных отношений далек от своего максимума, Республика Беларусь приглашает США и ЕС к конструктивному диалогу на равных условиях.

В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. В основе его потенциала лежит и созвучность позиций по вопросам актуальной международной тематики, и реальные договоренности, и открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты, прогнозируемый экономический рост Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, их высокая платежеспособность создают предпосылки для серьезного наращивания торгово-экономического сотрудничества и успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

В Иране организовано сборочное производство белорусских грузовых автомобилей «МАЗ», в августе 2006 года в Беларуси открыто сборочное производство иранских легковых автомобилей «Саманд».

Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобретают характер стратегического партнерства, подтверждая тем самым серьезные намерения к долгосрочному обеспечению взаимных интересов по всем ключевым вопросам двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Установление политического диалога на высшем и высоком уровне с ключевыми государствами латиноамериканского региона — Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной — позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, подогрело интерес к совместной реализации крупных экономических проектов. Эффективно развиваются отношения с нашим традиционным и надежным партнером — Кубой.

Сегодня достигнуты конкретные результаты по вопросам добычи Беларусью нефти в Венесуэле, поставки в Венесуэлу белорусских калийных удобрений, карьерных самосвалов, грузовых автомобилей, тракторов.