logo search
Otvety_journ_2011_new!

27. Эпоха информационной цивилизации. Мое представление о блогосфере

Под информационной цивилизацией понимают состояние общества, в котором главенствующее место занимают информация, управление и организация. Но на практике это сводится к таким представлениям, как, например, повсеместное внедрение компьютеров, микропроцессоров и других технических средств передачи, хранения и переработки несущих информацию сигналов, а также технологии их использования в экономике. При этом забывают, что кроме экономики существуют культура, политика, человеческие отношения и другие вещи, для которых компьютеризация может оказаться отнюдь не благом.

Этот тип цивилизации основан на информационных технологиях. У ее истоков лежат процессы, сущность которых принято обозначать терминами "информатизация" и "глобализация".

Известные зарубежные ученые, которые сформулировани концепцию информационного общества: Элвин Тоффлер, Дэниел Белл, Ёнэдзи Масуда.

Дальнейшее развитие информационных технологий ведет нас к уникальной ситуации, когда голос одного-единственного человека может вызвать не меньший или даже больший резонанс, чем информация, размещенная в руспубликанском печатном СМИ. Этим голосом одного-единственного человека, могущего составить (и составляющего) конкуренцию традиционным СМИ, является голос блогера, автора сетевого дневника. За последние годы блоги превратились в значимое явление информационного пространства.

Под блогом (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) понимается сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Блоги обычно публичны, менее формальны и более увлекательны, предполагают сторонних читателей, которые могут публиковать своих отзывы (комментарии, «комменты»). Часто в блогах появляется живая реакция людей на акутуальные события. Сококупность всех блогов является блогосферой.

Для чего блоги журналистам? Публиковать собственные экспертные комментарии. Рассказывать о значительных событиях в течение дня. Давать ссылки на интересные страницы в интернете. Вести репортаж с конференции. Задавать вопросы аудитории. Выказывать собственные мнения, идеи, точки зрения. Отвечать другим блоггерам. Анонсировать собственные статьи. Искать темы. Общаться в сообществах. Выработайте привычку писать для блога как минимум 1-2 раза в неделю. Подпишитесь на самые авторитетные издания и блоги по вашей тематике. Читайте их каждый день.

Читательская аудитория популярных блогеров сопоставима с ежедневной аудиторией ведущих печатных СМИ. Все чаще блогосфера опережает не только прессу, но и новостные агентства по скорости отклика на события. Фото- и видеосъемки очевидцев со всего мира мгновенно распространяются по сети. Блогеры первыми обнародуют информацию и обращаются к самым острым темам без оглядки на авторитеты. Количество обращений традиционных СМИ к материалам блогов постоянно растёт и за период с 2005 по 2010 год увеличилось почти в 30 раз.

Подчеркнем, что владельцы сетевых дневников не раз выступали в качестве рупора гражданской журналистики. Самые громкие события блогосферы находят отражение в традиционных СМИ. Первые сообщения о громком ДТП, произошедшем 2 марта 2008 г. на въезде в Минск, появились в блогах. Водитель значительно превысил скорость. Чтобы остановить его, сотрудники ГАИ решили выставить «живой щит» из нескольких автомобилей. В результате пять человек получили ранения.

После публикации в блогах в России имели самый громкий общественный резонанс такое события, как защита Химкинского леса (1750 упоминаний в печатных СМИ за год), скандальное ДТП с участием вице-президента Лукойла (540 упоминаний), акция «синие ведерки» в России, представляющая собой народную интернет-кампанию против мигалок (510 упоминаний в СМИ за год) и др.

«Посты» в блоге могут содержать текстовую информацию, фото и видео, аудиозаписи. На свой пост блоггер получает комментарии от других пользователей (в LiveJournal они называются «френдами»). В этом, кстати, и состоит отличие блога от обычного дневника. Читатели оценивают пост, ругают или хвалят его, полемизируя с автором. Хотя свой дневник можно вести и «под замком», то есть, запретив доступ к записям всем посторонним, разрешить читать его лишь взаимным друзьям. Можно также закрыть записи и от друзей. Но тогда теряется интерактивность.

По технической основе блоги можно разделить на три группы:

1. Автономный блог (stand-alone, или "отдельно стоящий") - блог на отдельном хостинге и системе управления контентом.

2. Блог на блог-платформе - блог, ведущийся на мощностях блог-службы (LiveJournal, LiveInternet, TUT.BY и др.).

3. Мобильный блог (моблог, микроблог) - блог, содержащий контент, размещаемый в сети с мобильных устройств.

Преимещества автономного блога - полный контроль владельца блогa за его контентом, возможность технологически развивать свой блог, менять дизайн сайта. К основным недостаткам автономного блога относятся его меньшая социальная связность, более высокие требования к уровню технических знаний владельца, необходимость платы за хостинг и домен.

Подобные блоги, тем не менее, популярны: в Беларуси их ведут, например, известный журналист Глеб Лободенко (http://www.labadzenka.by/) и медиаактивистика Елена Барткевич (http://www.bygirl.net/).

Популярные массовые блог-платформы предствляют собой сервисы, позволяющие бесплатно вести блог без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием сайта и программированием. Популярные блог-сервисы - LiveJournal.com, LiveInternet.ru, Blogs.mail.ru и др. Платформа LiveJournal.com, возникшая в 1999 г., продолжает оставаться самым популярным блог-сервисом и на всем постсоветском пространстве. На LiveJournal.com общаются наиболее интеллектуальные и социально активные представители общества.

Первый пост, отправленный в интернет с мобильного устройства, минуя настольный компьютер или ноутбук, был написан в мае 2000 г. Примерно через два года возник термин «моблогинг», хотя массвое признание к мобильным блогам пришло позже. Довольно часто сейчас их называю микроблоги: они позволяют мгновенно узнать, что и где в данный момент происходит.

Параллельно с блогосферой в Интернете сегодня активно развивается и микроблоггинг, так как инновационные технологии позволили вывести на рынок уникальные продукты – мобильные приложения, доступные с любого мобильного телефона. Датой рождения направления этого считается 2006 год, когда появились интернет-сервисы «Twitter» и «Jaiku». Микроблоггинг отличается от традиционных дневников не только лаконизмом, но и более личным акцентом высказываний, позволяя заинтересовать тысячи людей словами, в которых совсем «немного букв».

Показателен в этом смысле проект Twitter (основан в марте 2006 г.). По официальным данным в сентябре 2010 г. число пользователей Twitter превысило 145 млн человек. Всего в 140 символах у каждого желающего есть возможность оставить сообщение о том, что происходит с ним в настоящий момент. Традиционные СМИ не всем позволяют выступать со своих трибун, а Twitter пускает всех. Благодаря интеграции различных протоколов от SMS до RSS и специальной системе распространения эти сообщения в доли секунды становятся достоянием каждого, кто следит за этим микроблогом.