54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
Формы книгораспространения:
Оптовая книжная торговля
ДИСТРИБЬЮТОР (англ. distributor) - оптовая организация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору с определенным производителем на долгосрочной основе. Д. закупает и реализует товары от своего имени и за свой счет. Иногда Д. обеспечивает техническое сопровождение товара силами своих специалистов. Договор между производителем и Д. нередко носит смешанный характер и включает в себя обязательство франшизы (коммерческой концессии).
Поставки книг издательством (центральным оптом) непосредственно книжному магазину:
1. Снижает до минимума торговые наценки на оптовую цену издательств.
2. Способствует быстрой доставке партии книг магазину после их выпуска и таким образом позволяет обойти конкурентов и первыми начать продажу выгодного издания.
3. Позволяет договариваться с поставщиком о сборе предварительных заказов и перечислении кредита в счет будущих поставок.
Но
1. Значительно увеличивает экспедиционные расходы, особенно при самовывозе товара магазином.
2. Обязывает книжные магазины заказывать крупные партии изданий и идти на риск образования нереализуемых остатков.
Поставки книг через региональный опт
1. Способствует созданию более широкого ассортимента книг в магазине.
2. Дает возможность заказывать книги небольшими партиями и более регулярно, т.е. содействует ускорению товародвижения.
3. Позволяет заказывать книги непосредственно по образцам.
4. Значительно сокращает транспортные расходы ввиду большой экономичности контейнерных перевозок.
Но
1. Сопровождается ростом торговой наценки из-за появления добавочного посредника.
2. Замедляет сроки получения бестселлеров, так как требуется дополнительное время для сбора контейнерных партий.
Розничная торговля
Книга — почтой
Зарубежные способы информирования книготорговцев о продукции издательств
Издательские каталоги. Любое издательство, даже самое малое, выпускает ежегодно 2–3 каталога: рекламный, событийный (для ярмарки), перспективный (план выпуска), сводный (все выпущенные книги).
Текущая книготорговая библиография. Публикуется в профессиональных журналах и является максимально оперативной (еженедельно, реже ежемесячно). Книга, не попавшая в книготорговую библиографию, заказываться не будет, даже если ее усиленно рекламировать.
Национальные указатели книг в наличии и в продаже (Books in print). Сводные каталоги всех издательств страны, содержащие сведения обо всех изданиях, находящихся в данный момент на рынке (только что вышедших, вышедших в течение года или несколько лет назад, но имеющихся в наличии). По указателям можно заказать любую книгу.
Национальная библиография. Позволяет узнать, выходила ли когда-либо книга в данной стране, сколько раз, когда впервые, в каких издательствах. Публикуется ежегодно на основе обязательных экземпляров, поступающих в национальные библиотеки.
Автоматизированные системы телезаказа (телеордеринг). Существуют помимо электронных версий вышеперечисленных источников. Общенациональные системы библиографической информации о вновь выходящих книгах и об имеющихся в продаже. Издательства и книжные магазины имеют доступ к базам в диалоговом режиме. При вводе ISBN или штрих-кода нужного издания система найдет издательство, оптовика или дистрибьютера, оформит заявку и счет-фактуру.
Издательские агенты-представители. Коммивояжеры регулярно объезжают книжные магазины, знакомят с новинками издательства и собирают заявки. В ряде стран есть крупные специализированные агентские фирмы с большим штатом представителей.
Национальные книжные ярмарки. Важнейшую роль играют в США (2 раза в год, весной и осенью) благодаря издательской традиции планировать выпуск на год вперед. Участники подают заявки на заинтересовавшие книги на полгода вперед.
Постоянно действующий заказ (standing order). Бессрочный договор, заключаемый издательством с постоянными партнерами, о поставке 1–3 каждого нового издания (тематику можно ограничить).
Фирмы промежуточного звена
Книгораспространители-дистрибьютеры. Работают с издательствами на основе долгосрочных (бессрочных соглашений). Издательство, как правило, пользуется услугами только одного книгораспространителя. Он не определяет свой ассортимент, поддерживая весь ассортимент обслуживаемых издательств. Работает с процента. Магазины обращаются с заявками на книги к книгораспространителю, который обслуживает нужное издательство. Он складирует продукцию, ведет ее учет, собирает заявки от магазинов, обрабатывает и реализует, проводит расчеты между магазином и издательством, оформляет всю документацию, принимает и обарбатывают возвраты. Обычно книгораспространители входят в состав крупных издательских объединений.
Оптовики. Это обычно самостоятельные торговые фирмы. Не связаны с издательствами никакими договорами. Сами определяют свой ассортимент. Книги закупает в свою собственность и рассчитывается за них до реализации. Пользуются большей скидкой, нежели книгораспространители, но издательствам выгоден мгновенный расчет.
На национальном рынке доминирует, как правило, один тип торговли. В Германии именно оптовики реализуют ежедневные заявки магазинов, а книгораспространители выполняют неоперативные сезонные заявки большими партиями. Во Франции, Италии, Испании основную массу заявок реализуют книгораспространители. Оптовики, как правило, провинциальные отделения крупных книгораспространительских фирм, обслуживающие мелкие торговые точки, которые не делают ежедневных заявок.
Транспортировка книг. Осуществляется крупнейшими оптовыми и книгораспространительскими фирмами. Обычно контейнеры с заказами переправляют более крупные фирмы, имеющие свой транспорт, и транспортировщиков в стране значительно меньше общего числа книгопродавцев.
Прямые продажи издательствами книг
Издательству выгодна торговля без посредников. Скидка фирмам посылочной торговли составляет до 40 %, тогда как при рознице до 55 % и более. Книгоноши ходят «от двери к двери», предлагая обычно издания медленной расходимости (энциклопедии, альбомы), а также издания для детей, практические руководства и пр.
Книжные клубы. Самостоятельные коммерческие образования. Распространяют свои издания среди своих членов на 20 – 25 % дешевле, чем розница. В случае равной цены используют методы поощрения членов клуба (3-я книга в подарок и пр.). При сниженной цене продажа книги начинается спустя некоторое время со дня выпуска (обычно 9 месяцев). Книги реализуются клубами по почте или через сеть фирменных магазинов. Заказы осуществляются по специальным каталогам.
Национальные книжные салоны, ярмарки и фестивали. Проводятся почти во всех странах и могут быть городскими, провинциальными, национальными и международными. Посетители приобретают книги со стендов. Фестивали отличаются особой массовостью (Эдинбургский, Берлинский, Нью-Йоркский).
Розничная книжная торговля
На схему «издатель – книгораспространитель (дистрибьютер и/или оптовик) – магазин» приходится примерно 60–65 % товаропотока.
Традиционные (независимые) книжные магазины.
Книжные отделы супермаркетов. Один из главных конкурентов книжных магазинов. Доля в общем обороте розничной книжной торговли большинства западных стран возрастает. В борьбе с другими розничными предприятиями предлагают книги со скидкой с установленного издателем номинала. Ассортимент обычно уступает специализированным точкам продаж.
Книготорговые сети. Главная тенденция развития розничной книжной торговли на Западе. Ниже производственные расходы и выше прибыль, чем у традиционных магазинов (за счет централизации административной, финансовой и др. служб). Также более богатый ассортимент, более широкий спектр услуг, более широкие возможности рекламы. Недостатки: в условиях олигополии (5–10 сетей на рынке) сети начинают диктовать ассортиментную и ценовую политику издательствам.
Супермагазины (суперсторы). Сочетание традиционного и сетевого подходов. Крупные торговые площади, богатый ассортимент (в т.ч. аудио и видео), работа с мелкими издательствами, современные методы торговли, более высокая культура обслуживания, чем в сетевых магазинах.
Цели и задачи международных связей:
подобрать и приобрести вышедшее за рубежом литературное произведение с целью перевести и издать его;
продать за рубеж права на изданную книгу;
реализовать за рубежом часть тиража изданной книги;
наладить с каким-либо зарубежным издательством своего профиля постоянное сотрудничество;
разместить за рубежом заказ на какие-либо услуги для себя.
Главный способ приобрести чужую книгу для издания и уступить свою – это посетить международную книжную ярмарку / книжный салон / нац. книготорг. ярмарки с междунар. участием.
+ распространение через Интернет, эл. издания
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий