logo search
Otvety_journ_2011_new!

43. Система образования Республики Беларусь. Кодекс об образовании

Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 января 2011 года подписал принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Беларуси Кодекс об образовании.

"Кодекс об образовании основывается на действующих законах ("Об образовании", "О профессионально-техническом образовании", "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)", "Об общем среднем образовании", "О высшем образовании"), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года №15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования" и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования", - пояснили в Администрации президента.

"Кодекс Республики Беларусь об образовании вступит в силу с 1 сентября 2011 года (с нового учебного года) и позволит обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений", - резюмировали в Администрации президента.

"Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений".

"Структурно кодекс состоит из общей и особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений", - сообщили в аппарате Александра Лукашенко.

Кодекс об образовании также определяет общие условия возникновения образовательных отношений, а также общие требования к порядку приема лиц для получения образования. При этом правила приема лиц для получения среднего специального образования, высшего образования I ступени, послевузовского образования будут утверждаться Александром Лукашенко, а для получения профессионально-технического и высшего образования II ступени - правительством, отметили в Администрации белорусского лидера.

Кодекс регламентирует процедуры отчисления и восстановления учащихся.

Помимо этого документ устанавливает меры социальной защиты обучающихся, касающиеся в том числе "пользования учебниками, обеспечения питанием, охраны здоровья, выплаты стипендий, обеспечения местами в общежитиях, предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, транспортного обеспечения".

Кодекс также регламентирует условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление).

В Администрации президента рассказали, что кодексом, помимо всего прочего, закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого вида образования (требования по продолжительности учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие).

"Определены основания для изменения и прекращения образовательных отношений, а также регламентирована процедура восстановления лиц, отчисленных из учреждений образования", - отметили в Администрации Александра Лукашенко.

Кроме того, документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы.

Определен четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также особенности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре).

В подписанном президентом документе также закреплены условия и порядок распределения выпускников.

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится.

Согласно Докладу о развитии человека, подготовленному независимыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%).

«...Нам удалось сохранить и развить то лучшее, чем обладала советская школа. Наши устои выработаны, годами и прочно вошли в менталитет белорусских граждан. Все действия по реформированию образования должны быть тщательно продуманы и взвешены. Кстати, все мы это сделали - и продумали, и взвесили, исходя исключительно из национальных интересов!» А.Г. Лукашенко

Проведение преобразований обусловлено и стремлением сохранить высокий уровень качества образования, традиционно присущий белорусской школе, в условиях перехода к массовому высшему образованию (количество студентов высших учебных заведений достигло 440 человек на 10.000 населения, а с учетом учащихся средних специальных учебных заведений – более 500 человек на 10000 населения).

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь заявлено: образование должно стать основой всех преобразований, проводимых в нашей стране, поскольку образование, в конечном счете, – фундамент, который позволит построить сильную и процветающую Беларусь.

Эти же принципы заложены в Стратегии и Программе устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

При этом государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: приоритетности образования; обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственностиинепрерывностиуровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научности; экологической направленности образования; демократического характера управления образованием; светского характера образования.

Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:

развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования;

бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования;

непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней;

частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения.

Национальная система образования включает слудующие уровни образования:

1. Дошкольное образование

2. Общее среднее образование

3. Внешкольные формы образования

4. Пpофессионально-техническое образование

5. Среднее специальное образование

6. Высшее образование

7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров

8. Повышение квалификации и переподготовку кадров

9. Самостоятельное образование граждан.

В систему обpазования Республики Белаpусь входят pазличные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы , университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования , управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.

Министеpство обpазования Республики Белаpусь pуководит непосpедственно подчиненными ему высшими и сpедними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими оpганизациями, институтами повышения квалификации, pеспубликанскими учpеждениями и оpганизациями.

Министр образования Республики Беларусь -- Маскевич Сергей Александрович

Па стану на пачатак 2010/2011 навучальнага года ў рэспублiцы працуюць 45 дзяржаўных вышэйшых навучальных ўстаноў (далей па тэксту – ВНУ), уключаючы Акадэмію кіравання пры Прэзідэнце Рэспублікі Беларусь. 44 ВНУ знаходзяцца ў падпарадкаваннi 11 мiнiстэрстваў i іншых органаў дзяржаўнага кіравання:

Мiнiстэрства адукацыi — 23

Мiнiстэрства сельскай гаспадаркi i

харчавання — 4

Мiнiстэрства аховы здароўя — 4

Мiнiстэрства культуры i друку — 3

Мiнiстэрства сувязi i інфарматызацыі — 1

Нацыянальны банк — 1

Міністэрства спорту і турызму — 1

Мiнiстэрства ўнутраных спраў — 2

Мiнiстэрства абароны — 2

Дзяржаўны Камітэт па авіяцыі — 1

Міністэрства па надзвычайных сітуацыях — 2

З 45 дзяржаўных ВНУ 31 з'яўляюцца ўнiверсiтэтамі, 7 — акадэмiямi, 3 — iнстытутамі, 4 — вышэйшымi каледжамi.

Акрамя таго, па стану на пачатак 2010/2011 навучальнага года ў рэспублiцы дзейнiчала 10 прыватных ВНУ.

З улiкам штатных сумяшчальнiкаў у дзяржаўных ВНУ рэспублiкi працуе 26450 выкладчыкаў, з iх: 1289 чал. — дактары, 8405 чал.— кандыдаты навук. Вучонае званне прафесара маюць 1198 чал., дацэнта — 6872 чал.

У ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi ў гэтай жа якасцi працуюць 901 доктар i 5805 кандыдатаў навук, а ўсяго 15759 штатных выкладчыкаў, з якiх 825 чалавек маюць вучонае званне прафесара i 4810 — дацэнта.

Колькасць работнікаў выхаваўчага працэсу ў дзяржаўных ВНУ складае 1676 чалавек.

У 2010 годзе ў дзяржаўныя ВНУ рэспублiкi паступіла 87414 чал., што на 1974 чал. больш, чым у мінулым годзе. З ліку паступіўшых у дзяржаўныя ВНУ 54276 чал. (62,1%) будуць навучацца на дагаварных умовах, што на 0,2% больш, чым у мінулым годзе.

З дзяржаўных ВНУ рэспублікі выбыла па прычыне непаспяховасці 16311 чал., што на 1821 чал. больш, чым у мінулым годзе, а з ВНУ сістэмы Мінадукацыі — 13240 чал., што на 812 чал. больш, чым у мінулым годзе.

57,3% ад агульнай колькасцi студэнтаў ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi складаюць жанчыны. Найвялiкшая колькасць жанчын — 18434 чал. (77,0%) навучаецца ў Беларускiм дзяржаўным эканамічным унiверсiтэце. У Беларускiм дзяржаўным педагагічным універсітэце гэты паказчык складае 14687 чал. (84,2%), Мінскім лінгвістычным універсітэце — 7633 чал. (86,9%), у.

У дзяржаўных ВНУ рэспублiкi навучаецца 8705 студэнтаў, якiя пастаянна пражываюць на тэрыторыях замежных дзяржаў. З іх грамадзянамі Туркменістана з’яўляюцца 3312 чал., Расіі – 1899 чал., Кітая – 1227, Азербайджана – 267, Украіны – 170, Лівана – 162, Ірана – 156 і г.д.. Паказчыкі прыёму, навучання і выпуску студэнтаў, якiя пастаянна пражываюць на тэрыторыях замежных дзяржаў, прыведзены ў наступнай табліцы (дзесяць першых краін па агульнай колькасці студэнтаў):

У ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi такiх студэнтаў 5680 чалавек. З іх грамадзянамі Туркменістана з’яўляюцца 2068 чал., Расіі - 1514 чал., Кітая – 1062 чал., Украіны – 117 і г.д.. Паказчыкі прыёму, навучання і выпуску студэнтаў сiстэмы Мiнадукацыi, якiя пастаянна пражываюць на тэрыторыях замежных дзяржаў, прыведзены ў наступнай табліцы (дзесяць першых краін па агульнай колькасці студэнтаў):

119 студэнтаў рэспублiкi, у тым лiку 77 студэнтаў сiстэмы Мiнадукацыi накiраваны на вучобу ў замежныя навучальныя ўстановы (у Расію — 41, у Кітай – 33, у Германію — 6, у Літву — 6 i г.д.).

Паказчыкі прыёму, навучання і выпуску па профілях у дзяржаўных ВНУ прыведзены ў наступнай табліцы:

Профіль

Прынята

Навучаецца

у т.л. жанчын

Выпуск

Архітэктура і будаўніцтва

4827

19063

6354

2382

Ахова здароў'я

4328

19646

14616

2492

Грамадскае харчаванне

175

799

644

164

Гуманітарныя навукі

3352

16327

13344

2691

Камунікацыі,права.Эканоміка.Кіраванне

27694

123930

91764

21068

Мастацтва і дызайн

1404

6490

4670

1104

Педагогіка

9929

47455

36553

11069

Педагогіка. Прафесійная адукацыя

852

3381

1258

625

Прыродазнаўчанавуковыя

3071

13240

7081

2250

Сацыяльная абарона

682

3759

3347

568

Сельская і лесная гаспадарка

6411

27828

9019

4651

Служба бяспекі

1916

7405

965

1288

Тэхніка і тэхналогіі

19838

81903

22784

12022

Фізічная культура. Турызм

2216

8169

4048

894

Экалагічныя навукі

719

3402

2734

457

Усяго

87414

382797

219181

63725

182770 студэнтаў ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi (што складае 63,5% ад агульнай колькасці) навучаюцца на дагаварных умовах (за кошт сродкаў прадпрыемстваў i арганiзацый — 2452 чал. i за кошт уласных сродкаў — 180318 чал.), што на 7342 чал. больш, чым у мiнулым годзе. Усяго ў дзяржаўных ВНУ рэспублiкi на дагаварных умовах навучаецца 233197 чал., што складае 60,1% ад агульнай колькасцi студэнтаў. У параўнанні з мінулым годам гэта на 0,1% больш.

Па стану на 1 кастрычнiка 2010 года ў Рэспублiцы Беларусь працуюць 10 прыватных ВНУ і 4 іх філіялы, якія маюць лiцэнзiю Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. Да ліку прыватных ВНУ з 2003 года адносіцца Беларускі гандлёва-эканамічны універсітэт спажывецкай кааперацыі.

У прыватных ВНУ навучаюцца 60093 чал. (што на 2493 чал. больш, чым у мінулым годзе), у тым лiку 15437 чал. — на дзённай і 44656 чал. — на завочнай форме навучання.

Высшее образование подразделяется на две ступени.

На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.

На I ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования.

Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

На II ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образова­тельная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.

Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

Па стану на пачатак 2010/2011 навучальнага года ў рэспублiцы дзейнiчалі 202 навучальныя установы, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі (далей па тэксту «установы») дзяржаўнай формы ўласнасці і 12 устаноў прыватнай формы ўласнасці.

Да ліку ўстаноў дзяржаўнай формы ўласнасці адносяцца:

-101 каледж, 1 тэхнікум, 19 вучылішчаў,

- 4 вышэйшыя каледжы, 8 вышэйшых навучальных устаноў, РIПА,

-60 прафесійна-тэхнічных каледжаў,

-8 вучэбных комплексаў «гімназія-каледж».

Па стану на пачатак 2010/2011 года ў Рэспублiцы Беларусь дзейнiчала 229 навучальных ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесіянальна-тэхнiчнай адукацыi, уключаючы іншыя ўстановы адукацыi, якiя рэалiзуюць адукацыйныя праграмы прафесiянальна-тэхнічнай адукацыi (далей па тэксту – «установы»), з якiх 222 установы дзяржаўнай формы ўласнасцi і 7 устаноў прыватнай формы ўласнасцi.