8. Прогнозы развития науки о книге.
Начиная с середины XX века постоянно возникал вопрос о том, что будет с книгой, найдет ли она место в новой информационно-коммуникационной среде. Рэй Брэдбери стал основоположником дискуссии том, что ожидает книгу в будущем в условиях острого противостояния с новыми информационными технологиями.
Профессор Х.М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга. Формирование типографского человека». Один из первых теоретиков информационного общества. Сложился стереотип, согласно которому именно он предсказывал скорый закат книжного дела. Отдавал предпочтение современным способам информации и коммуникации, которые относил к «электрическим», в противоположность предшествовавшим им «механическим».
В 1970-х гг. появились две книги Эскарпи «Революция в мире книг» и «Жажда чтения». Разделы, где говорится о будущем книги. Влияние работ Маклюэна, безусловно, сказывается.
Прогноз «Печатные средства информации в 2010 году: больше?.. меньше?.. исчезнут?», 1997 г. группа «Гейдельберг». Многоаспектный анализ. Предложены сценарии развития печатных средств информации до 2010 г. Зависят от достижения в сфере новых информационных технологий. Речь о полной замене печатных средств электронными СМИ не идет. Для сценариев характерен рост книжного производства от 8% до двух с лишним.
Выводы: книга, печать, остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни один из рассмотренных прогнозов развития информационных процессов в обществе не содержит указаний на устаревание книги. У. Эко: «Спите спокойно. Книга никуда не денется».
Значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные, технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г.: даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск печатных изданий будет продолжать расти.
Вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а сосуществуют, взаимодействуют, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени, и активно дополняя и обогащая друг друга. Проникновение компьютерных технологий в РИП, а также в процессы книгораспространения. Возрастающие возможности обработки информации позволяют быстро делать книги, периодику, СД. Книги не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу. Способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, так и в небольших предприятиях. Переход с одних носителей на другие. Появляются домашние настольные издательские системы.
Новые технологии, которые чем дальше, тем чаще будут сменять друг друга, вовсе не отменяют всего того, что уже было принято на службу человечеством в процессе его развития. Каждый последующий этап современной информационной революции непременно включает в себя технологии всех предыдущих. Электронные средства информации, в том числе и телевидение не стали препятствием для увеличения объема книгопроизводства, печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....