34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
Классификация изданий по периодичности (ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды):
- Непериодические. - Сериальные – нумерованные. Выходит в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена. - Периодические – разновидность сериального, выходит через определенные промежутки времени с постоянным для каждого года числом номеров. Газета (ежедневная, еженедельная, заметка, репортаж, официальные материалы, оперативная информация, статьи не актуальны, реклама, фельетоны, приложения), журнал (постоянная рубрикация, статьи, лит-худ.произведения, приложения – выкройки, постеры), календарь (откидной, отрывной настенный, знаменательных дат), бюллетень (краткие официальные материалы, постоянная рубрикация). - Продолжающиеся – сериальные, выход через неопределенные промежутки времени по мере накопления материалов, не повторяющиеся по содержанию.
Все жанры сейчас – взаимоперекликающиеся. Функции публицистических текстов – сочетание экспрессии и стандарта (информации и воздействия).
ИЖ - Носители оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий.
Вопрос-ответ. Соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Вместе образуют некое информационное единство. Причем такой ответ, возможно, мог бы быть опубликован и в виде самостоятельной заметки, но интерес читателя к ней в этом случае мог бы быть только ниже. Выигрышность их заключается в их «сфокусированности» на тех проблемах, которые больше всего занимают внимание наиболее активной части аудитории. Во многих случаях «ответная часть» публикаций данного типа не всегда стыкуется с «вопросной». Чтобы избежать содержательной и логической разобщенности двух частей публикации, журналисты иногда корректируют вопрос, изменяя его таким образом, чтобы имеющаяся у них информация представляла полный на него ответ. Иногда журналист имеет информацию, которую необходимо опубликовать. Но для любой публикации необходим «информационный повод». Существует возможность создать такой повод с помощью специально «организованного» письма читателя (т.е. с помощью просьбы к какому-либо человеку, например, нештатному корреспонденту, прислать в редакцию соответствующее письмо). Или журналист самостоятельно придумывает вопрос и сам же на него отвечает.
Интервью: тексты новостной журналистики – диалогическая форма представления только что свершившегося или текущего события; аналитические тексты – диалогическое обсуждение проблемы. «Новостное», информационное интервью содержательно представляет собой короткую или расширенную заметку, т.е. констатирует событие и сообщает краткую информацию о его деталях. Когда автор ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, - информационный материал. Аналитическое интервью – развернутое. Роль автора АИ заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации. В электронных СМИ – спонтанная речь, журналист – заготовленные и свободно возникающие в процессе разговора вопросы, живая реакция на ответы. Собеседник не должен отклоняться от темы, журналист должен пояснять детали, непонятные для слушателей. В прессе – письменный текст, сохраняющий лишь некоторые признаки устной речи (недосказанность, структурная неполнота второй реплики).
Репортаж. В западном понимании репортаж = очерк. В.А. Гиляровский - «король репортеров» XIX — начале XX в. рассказами о Ходынском поле. Активно используется в теле и радио журналистике. Необходимо вызвать общественный резонанс, но злоупотреблять нельзя. Субъективная оценка событий, ответное сопереживание. Эффект присутствия. Имитация одновременности события и рассказа о нем.: наст.время глагола в сочетании с перфектом: «я вижу, что спасатель поднялся». Композиция: последовательное описание естественного хода событий – общие места, указание на время, место действия, если они меняются, репортер это хронометрирует. Приходится сжимать за счет отбора эпизодов – проблема монтажа эпизодов. Возрастает роль включения в текст подробного и развернутого авторского комментария – разновидность – аналитический репортаж (рассуждения не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события). Журналист может проинтервьюировать специалиста или участника события по вопросу – динамика. Подчеркиваются активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса. Мелкие подробности. Изложение динамики события (если действие вялотекущее - «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием).
Информационная корреспонденция - детальное освещение предмета. Единичное событие. Не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, прогноза и пр. Автор не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное— сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления. Близка по своей сути к репортажу, но автор не присутствует на месте события, нет эмоционально насыщенного описание предмета отображения. Описание обычных событий, локальных ситуаций. Информационный отчет. Предмет - события, совершающиеся в форме обмена информацией: конференции, заседания, симпозиумы, семинары. В ходе их вырабатываются планы, заявления, намерения, решения. Краткое изложение сути вопросов, которые рассматривались на заседании правительства Москвы. Цель — точно без и комментариев изложить основные итоги заседания. Проверить факты (имена).
Блиц-опрос. Журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Изложение хода опроса, цель— краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений. Некролог. Факт смерти какого-то человека. Извещение аудитории о смерти людей, краткая биография умершего, о его достижениях, наградах. Иногда говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается выражением скорби по умершему.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....