22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
Справочное издание — издание, содержащие краткие сведения научного/прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого поиска и не предназначенные для сплошного чтения. Предмет справ-го издания – любая информация. Функции: информативная; просветительская; поисковая.
Виды:
1. Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщённом виде основные сведения по одной/нескольким/всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном/систематическом порядке; свод упорядоченных, концептуально организованных и апробированных сведений. Структура энциклопедий: алфавитная; систематическая; смешенная. Струк-я ед-ца – словарная статья (самостоятельный текст с заглавием, словом и пояснениями). Типы энциклопедий по хар-ру информации: универсальные, специализированные, региональные, отраслевые (отрасль практической деятельности), тематические, персональные (отд-е личности). Типы по функциональной направленности: научные, научно-популярные («Росмэн», «Аванта+»), популярные (для проведения досуга и т. п.). По способу организации: однотомные; многотомные. По полноте информации: большие («БСЭ», несколько 10 томов), малые («МСЭ»), краткие (4-10 томов), энциклопедический словарь (1-3 тома). Аппарат энц-и: выходные сведения, рубрикатор/лёгкий поиск нужной статьи (колонтитулы: буква, раздел, понятие, раскр-е в статье), словарь сокращений (чтобы сжать инф-ю), библиография.
2. Словарь – спр-е изд., содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабжённое относящимися к ним справочными данными. Языковые ед-цы – слова, словосочетания, фразы, термины, слоги. Структ-я ед-ца словаря – словарная статья, состоящая из основного слова, основной и доп-й инф-и. Функции: инф-я; нормативная; коммуникативная (контакт автора и читателя). Виды словарей по ГОСТу: языковой (содержит перечень яз-х ед-ц с их хар-ми/переводом на другой язык: орфогр-й, терминологический, синоним.); переводной (сопост. ед-цы 2 и более языков, разговорник); идеографический (яз-й словарь, в котором яз-е ед-цы размещены в соответствии с их смысловой близостью по тематическим группам); частотный (слова расположены по степени их употребляемости в речи). Классификация по соотношению левой (ключевое слово) и правой (текст) частям: односторонние, двусторонние (полноцен. слов.). Клас-ция по способу расположения материала: алфавитные (гнездовые, строго алфав-е: прямые – А, Б…; обратные – Я…); неалфавитные (тематические, статистические – частотные). По целевому назначению: научные, нормативные, учебные, популярные. Аппарат словаря такой же, как у энц-и, + словник (перечень яз-х ед-ц, распол-х в алфавитном/неалфавитном порядке).
3. Справочник (по ГОСТу) – спра-е изд., носящие прикладной, практический хар-р, имеющие системат-ю стр-ру/построен. по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению: научные справочники, массово-политические, производственно-практические, учебные, популярные (телефонные), бытовые (сонник, гороскопы). Виды по ГОСТу: адресная/телефонная книга, каталог (перечень товаров/услуг, имеющихся в наличии), каталог аукционеров (перечень предметов, пред-х на аукционе), каталог библиотеки, каталог выставки, музейный каталог, проспект (меньше каталога, систем-й перечень услуг, предметов, предназн-х к выпуску/экспон.), путеводитель (ГИД, справочник, содер-й сведения о каком-либо географическом пункте/культурном учреждении или мероприятии, расположенные в порядке, удобном для осмотра), библиографический справочник/словарь (сведения о жизни и деятельности к-л лиц, списки их трудов); афиша (рекл./справ. изд. литер-го типа, оповещающее о к-л культурном мероприятии, предназначенное для расклейки).
Редакторский коллектив: специалисты той области знаний, к которой относится словарь; специалисты по смежным областям; составитель/главный/ответ-й редактор.
Алгоритм работы: 1) главный редактор выбирает коллектив, привлекает специалистов, делает методические указания для авторов, в которых д.б. прописана концепция издания (идея, цели, задачи, чит-й адрес, стр-ра издания, требования к словарным статьям, оформление библиографии, включая иллюстрат-й материал), круг тем, которые войдут в издание, установлен порядок подготовки к изданию оригинала, прописаны все сроки, пример словарной статьи; 2) проверка материала на соответствие первоначальному замыслу и подвиду справочного издания; 3) все составляют словник (перечень ключевых слов, которые войдут в издание), определяется объем издания, статей и их количество, на этапе составления словника определяются ключевые и второстепенные слова, идетсоставление рабочего содержания издания, включая элементы справочно-библиогр. аппарата; 4) написание статей: создание пробных статей, их обсуждение и редактирование, пропис-е в метод-х указаниях; 5) ознакомление со вступительной статьёй, предисловием; проверка расположения материала по алфавиту, по тематике и т.п., исходя из рабочего содержания; проверка унификации оформления статей, его соответствие задачам автора; создание несколько паспортов издания, в т. ч. п-т оформления статьи, п-т сокращений, обозначений;6) редакторская работа над изданием (сначала вычитывает главные редактор, потом специалисты смежных областей, потом снова глав-й ред-р), работа над справочно-библиографическим материалом, итоговая проверка комплектности издания, создание макета: подборка иллюст-го ряда, верстка, созд-ся указатели, передача макета в печать.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий