logo search
ответы сокращ

22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий

Справочное издание — издание, содержащие краткие сведения научного/прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого поиска и не предназначенные для сплошного чтения. Предмет справ-го издания – любая информация. Функции: информативная; просветительская; поисковая.

Виды:

1. Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщённом виде основные сведения по одной/нескольким/всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном/систематическом порядке; свод упорядоченных, концептуально организованных и апробированных сведений. Структура энциклопедий: алфавитная; систематическая; смешенная. Струк-я ед-ца – словарная статья (самостоятельный текст с заглавием, словом и пояснениями). Типы энциклопедий по хар-ру информации: универсальные, специализированные, региональные, отраслевые (отрасль практической деятельности), тематические, персональные (отд-е личности). Типы по функциональной направленности: научные, научно-популярные («Росмэн», «Аванта+»), популярные (для проведения досуга и т. п.). По способу организации: однотомные; многотомные. По полноте информации: большие («БСЭ», несколько 10 томов), малые («МСЭ»), краткие (4-10 томов), энциклопедический словарь (1-3 тома). Аппарат энц-и: выходные сведения, рубрикатор/лёгкий поиск нужной статьи (колонтитулы: буква, раздел, понятие, раскр-е в статье), словарь сокращений (чтобы сжать инф-ю), библиография.

2. Словарь – спр-е изд., содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабжённое относящимися к ним справочными данными. Языковые ед-цы – слова, словосочетания, фразы, термины, слоги. Структ-я ед-ца словаря – словарная статья, состоящая из основного слова, основной и доп-й инф-и. Функции: инф-я; нормативная; коммуникативная (контакт автора и читателя). Виды словарей по ГОСТу: языковой (содержит перечень яз-х ед-ц с их хар-ми/переводом на другой язык: орфогр-й, терминологический, синоним.); переводной (сопост. ед-цы 2 и более языков, разговорник); идеографический (яз-й словарь, в котором яз-е ед-цы размещены в соответствии с их смысловой близостью по тематическим группам); частотный (слова расположены по степени их употребляемости в речи). Классификация по соотношению левой (ключевое слово) и правой (текст) частям: односторонние, двусторонние (полноцен. слов.). Клас-ция по способу расположения материала: алфавитные (гнездовые, строго алфав-е: прямые – А, Б…; обратные – Я…); неалфавитные (тематические, статистические – частотные). По целевому назначению: научные, нормативные, учебные, популярные. Аппарат словаря такой же, как у энц-и, + словник (перечень яз-х ед-ц, распол-х в алфавитном/неалфавитном порядке).

3. Справочник (по ГОСТу) – спра-е изд., носящие прикладной, практический хар-р, имеющие системат-ю стр-ру/построен. по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению: научные справочники, массово-политические, производственно-практические, учебные, популярные (телефонные), бытовые (сонник, гороскопы). Виды по ГОСТу: адресная/телефонная книга, каталог (перечень товаров/услуг, имеющихся в наличии), каталог аукционеров (перечень предметов, пред-х на аукционе), каталог библиотеки, каталог выставки, музейный каталог, проспект (меньше каталога, систем-й перечень услуг, предметов, предназн-х к выпуску/экспон.), путеводитель (ГИД, справочник, содер-й сведения о каком-либо географическом пункте/культурном учреждении или мероприятии, расположенные в порядке, удобном для осмотра), библиографический справочник/словарь (сведения о жизни и деятельности к-л лиц, списки их трудов); афиша (рекл./справ. изд. литер-го типа, оповещающее о к-л культурном мероприятии, предназначенное для расклейки).

Редакторский коллектив: специалисты той области знаний, к которой относится словарь; специалисты по смежным областям; составитель/главный/ответ-й редактор.

Алгоритм работы: 1) главный редактор выбирает коллектив, привлекает специалистов, делает методические указания для авторов, в которых д.б. прописана концепция издания (идея, цели, задачи, чит-й адрес, стр-ра издания, требования к словарным статьям, оформление библиографии, включая иллюстрат-й материал), круг тем, которые войдут в издание, установлен порядок подготовки к изданию оригинала, прописаны все сроки, пример словарной статьи; 2) проверка материала на соответствие первоначальному замыслу и подвиду справочного издания; 3) все составляют словник (перечень ключевых слов, которые войдут в издание), определяется объем издания, статей и их количество, на этапе составления словника определяются ключевые и второстепенные слова, идетсоставление рабочего содержания издания, включая элементы справочно-библиогр. аппарата; 4) написание статей: создание пробных статей, их обсуждение и редактирование, пропис-е в метод-х указаниях; 5) ознакомление со вступительной статьёй, предисловием; проверка расположения материала по алфавиту, по тематике и т.п., исходя из рабочего содержания; проверка унификации оформления статей, его соответствие задачам автора; создание несколько паспортов издания, в т. ч. п-т оформления статьи, п-т сокращений, обозначений;6) редакторская работа над изданием (сначала вычитывает главные редактор, потом специалисты смежных областей, потом снова глав-й ред-р), работа над справочно-библиографическим материалом, итоговая проверка комплектности издания, создание макета: подборка иллюст-го ряда, верстка, созд-ся указатели, передача макета в печать.