logo search
ответы к госу 2010

47. Современный литературный процесс в зеркале критики.

Журналы «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «НЛО».

Критики Л.Аннинский, Н. Иванова, И. Роднянская. А.Немзер и М.Липовецкий опубликовали обобщающие работы – сборник статей «Литературное сегодня. Проза 90-х» монографию о русском постмодернизме. Критики, которые сами пишут (худ.лит): О.Славникова, Д.Быков, М.Бутов.

Наиболее острые вопросы в центре внимания критиков. 1. Проблема существования и взаимодействия реализма и постмодернизма, литературы «серьезной» и массовой».

2. Обсуждение произведений известных авторов, завоевавших признание (В.Астафьев), пришедших в литературу в 90-е. (Пелевин). Говорят о реализме как о литературном направлении для интерпретации задач автора, а ради их решения авторы используют любые приемы. Достоинство современных авторов – профессионализм. Владение техникой письма, умение выстраивать сюжет и т.п.

3. Обсуждение феномена массовой литературы – почему она стала так популярна в 90-е годы. Отношение к ней людей,

4. Наиболее популярные жанры: автобиографической прозе, исповедальная.

5. высказывания о героях прозы. Часто персонажи, которые не нашли себя , не имеют активной жизненной позиции, но воспринимаются почти как альтер эго автора.

6. Перспективны развития литературы, поэзии. Диалогичность современной поэзии. Разговоры с богом, самим собой, читателем. Не пророки, а обыкновенные люди.

7. Взаимопроникновение прозы и поэзии, размытость границ между ними.

Рубинштейн

Концептуализмов ровно столько, сколько людей себя к ним причисляющих, и каждый это по-своему интерпретирует. Я думаю, широко говоря, концептуализм - это такая поэтика, которая в центр внимания ставит не столько сам текст, сколько контекст, внетекстуальные обстоятельства, мотивы порождения текста, а также способы и методы его бытования.

Модернизм как бы принимает основные ценности традиционного искусства, но занимается обновлением художественных средств при решении так называемых вечных задач искусства. В этом смысле это то же традиционное искусство, но занятое новым языком для описания того же самого. Авангардизм все время создает другое искусство, обновляет не средства его, а сам предмет искусства.

Концептуализм был последним явлением того, что мы считаем авангардизмом, и одновременно является частью постмодернистской эстетики, широко понимаемой. Классический авангардизм всегда был несколько утопичным, он всегда претендовал, даже в силу своего названия, на некоторую лидирующую роль, в основе его эстетики всегда лежала некая агрессия по отношению к традиции. Если концептуализм рассматривать в рамках авангарда, то он был лишен всего этого, потому что он никакую традицию не отрицал, а, наоборот, ее осваивал, рефлексировал на нее.

Постмодернизм, опять же в моем понимании, это такое явление, как в политике новое мышление. Это способ существования равного себе явления без борьбы. Это отсутствие состояния борьбы.

московская концептуальная школа - это не столько что, сколько кто. Это ровно четыре человека: Всеволод Некрасов, Пригов, я и Сорокин. Из нас никто не является чистейшим концептуалистом, и слава Богу, потому что это было бы очень скучно. Хотя сейчас очень много авторов, которых условно можно отнести к этому ряду. Это и Михаил Берг, и Виктор Ерофеев, в каком-то смысле Кибиров и т.д. Я имею в виду рефлексию на текст, цитатность и т.д. Но я думаю, что концептуализм как некое осознанное эстетическое поле дал ряду авторов некоторые конструктивные идеи, которые они применяют в письме, но опять же это все обобщенно можно назвать, в крайнем случае, постконцептуализмом.

Ролл. Их размышления (Ероф, Сорокин) затрагивают вопрос об «истощении» и отмирании любого высказывания, носящего в себе положительный семантический заряд, и о невозможности постулирования целостного литературного характера или субъективности, анализируя теоретические основы деконструктивного метода, я прихожу к заключению о том, что деконструктивные модели Сорокина и Ерофеева, неся в себе положительный заряд в начале постмодернизма, в настоящее время утрачивают свою положительную энергию и превращаются в текстуальные клише, обреченные на отмирание.

Берг. Все молодые авторы, которые появляются на наших страницах, это талантливые писатели, но теоретически они, конечно, вписываются в постмодернистскую или концептуалистскую поэтику и представляют из себя менее яркие образцы, нежели то, что представляет из себя творчество того же Пригова, Сорокина и Виктора Ерофеева.