logo search
ответы к госу 2010

43. Эпические жанры художественной литературы.

Литературный род – самая большая и не изменяющаяся во времени общность худ. произведений.Эпос – искусство изображать объективный мир – Ане моего «я».

Эпос – повествование о событиях. В повествовании важна позиция автора, возможности, связанные со словом автора. В эпосе три формы повествования: от третьего, от первого лица, сказ и их комбинации. От третьего лица (Повести Белкина, Дворянское гнездо, Отцы и дети). Позиция автора – всезнание. От первого лица – всеведения нет, но предполагается, что написанное герой видел, знает, хроникер – Бесы или участник – Печорин в Тамани. Сказ – имитация устного рассказа с характерным речеведением, диалектизмы, народные этимологии (Лесков «левша», «Голов природы» - рассказ, «Жемчужное ожерелье»). «Уральские сказы» - Бажов. Эпическое произведение может быть написано стихами и прозой. Гомер, Энеида Вергилия, Песнь о Роланд, Нибелунгах, моем Сиде, русские былины – в стихах. Стихотворные эпические поэмы архаичны. Особая форма романа – роман в стихах (Дон Жуан Байрона и Онегин). Большинство эпических произведений нового времени написаны прозой. Жанры (виды литературы) – меньшее единство внутри рода; род остается, жанры меняются внутри себя + историческая востребованность. Эпопея и роман – большой жанр эпоса – пространные, объемные. Эпопей – установки, связанные с особым типом изображения и восприятия действительности. Действительность создается как эталон жизни, как должное. Взгляд принадлежит не автору, а целому народу, определенной социальной общности. У Гомера осада Трои, возвращение Одиссея – действительность настоящая. Заслуживающая почитания. Не важно, то в войне прав, но все герои. Рыцарские поэмы – выражение позиции всего рыцарства (для горожан рыцарь е герой). Былины –Илья Муромец – национальное представление о герое. Для романа нового времени характерно присутствие нескольких сюжетных линий, большой временной объем, раскрытие актуальных моментов действительности. Широкий тематический спектр, разнообразные подходы к изображению действительности. Тематически: исторический, бытовой (нравоописательный), батальный (военный), хроника (несколько поколений), политический, социальный, психологический, семейный; массовая литература: детектив, триллер, фэнтэзи. Малая форма: рассказ, новелла. Рассказ – как правило, 1 эпизод – мало действующих ли, одна сюжетная линия, ограниченное время и пространство.

Новелла – большая острота сюжета, чем в рассказе, особая концовка – пуант, который меняет смысл прочитанного – Мопассан рассказ-новелла). О Генри – новелл (мастерство пуанта). Рассказ более жизнеобразен. Мастера рассказа – Тургенев (Записки охотника), Чехов (Маска, Дочь Альбиона, Дам с собачкой). Повесть – в нашем литературоведении и в англоязычном. У французов нет такого жанра. Повесть – больше рассказа, меньше романа, параметры те же, больше героев, большая протяженность, чем в рассказе (Капитанская дочка – роман или повесть). Повести Гоголя (все) – Петербургские повести, Миргород, Как поссорился…, Тарас Бульба, Пушкин (Белкин), Тургенев (Затишье, Ася), Чехов (Невеста). Греция – Эпические поэмы – Гомер; Теогония Гесиода, роман: Лонг «Дафнис и Хлоя». Рим – романы Апулей «Золотой осел», Петроний «Сатирикон». Зрелое средневековье. Рыцарская литература. Эпически поэмы, прославляющие деяния воинов-феодалов – «Песнь о Роланде», «О моем Сиде. Роман – авантюрно-галантный сюжет рыцарская этика. Городской роман – пародия на рыцарский роман (Роман о Лисе). Жанр короткого рассказа – фаблио. Возрождение. Божественная комедия Данте – комедия, видение, путешествие. Боккаччо «Декамерон» - сборник новелл; Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сервантес Дон Кихот. Классицизм. Эпопея – попытки не увенчались успехом. (чуждость эпическому сознанию).. Герои-комическая поэма – пародийный жанр. 18 век Майков «Елисей, или раздраженный Вакх». Романтизм. Роман имеет массу модификаций. Сатирический – Гофман «Житейские воззрения кота Мура»; готический «Эликсиры Сатаны»; исторический «Айвенго», Гюго Собор, психологический «Исповедь сына века Мюссе. Новелла, повесть. Гофман («Золотой горшок, Крошка Цахес) – фантастика и сатира. Э.По – в малой форме готический роман. Мистика и ужас «Падение дома Эшеров», «Колодец и маятник». Детективные новеллы «Убийство на улице Морг».

Реализм. Господствующий жанр – роман. Стендаль, Бальзак, Флобер, Золя, Диккенс, Теккерей, Голсуорси. Новеллистика – Мериме и Мопассан, Твен, Лондон. В России. Начало века – преобладание повести «Повести Белкина», «Вечера на хуторе», «Петербургские повести». Принцип объединения повестей в циклы – переход к форме романа. Середина 19 в – преобладает роман. Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров, Салтыков-Щедрин. Конец века – снова повесть. Чехов, Бунин, Куприн (квинтэссенция романа). В Европе – циклизация романов. Золя «Ругон-Маккары», Сага о Форсайтах, Р.Роллан «Жан Кристоф». Авангардизм. Роман потока сознания. Пруст (ассоциативность), Джойс (реконструкция мифа), Кафка (обреченность, абсурд). Экзистенциализм. Сартр, Камю. Неомифологизм Маркес.