43. Эпические жанры художественной литературы.
Литературный род – самая большая и не изменяющаяся во времени общность худ. произведений.Эпос – искусство изображать объективный мир – Ане моего «я».
Эпос – повествование о событиях. В повествовании важна позиция автора, возможности, связанные со словом автора. В эпосе три формы повествования: от третьего, от первого лица, сказ и их комбинации. От третьего лица (Повести Белкина, Дворянское гнездо, Отцы и дети). Позиция автора – всезнание. От первого лица – всеведения нет, но предполагается, что написанное герой видел, знает, хроникер – Бесы или участник – Печорин в Тамани. Сказ – имитация устного рассказа с характерным речеведением, диалектизмы, народные этимологии (Лесков «левша», «Голов природы» - рассказ, «Жемчужное ожерелье»). «Уральские сказы» - Бажов. Эпическое произведение может быть написано стихами и прозой. Гомер, Энеида Вергилия, Песнь о Роланд, Нибелунгах, моем Сиде, русские былины – в стихах. Стихотворные эпические поэмы архаичны. Особая форма романа – роман в стихах (Дон Жуан Байрона и Онегин). Большинство эпических произведений нового времени написаны прозой. Жанры (виды литературы) – меньшее единство внутри рода; род остается, жанры меняются внутри себя + историческая востребованность. Эпопея и роман – большой жанр эпоса – пространные, объемные. Эпопей – установки, связанные с особым типом изображения и восприятия действительности. Действительность создается как эталон жизни, как должное. Взгляд принадлежит не автору, а целому народу, определенной социальной общности. У Гомера осада Трои, возвращение Одиссея – действительность настоящая. Заслуживающая почитания. Не важно, то в войне прав, но все герои. Рыцарские поэмы – выражение позиции всего рыцарства (для горожан рыцарь е герой). Былины –Илья Муромец – национальное представление о герое. Для романа нового времени характерно присутствие нескольких сюжетных линий, большой временной объем, раскрытие актуальных моментов действительности. Широкий тематический спектр, разнообразные подходы к изображению действительности. Тематически: исторический, бытовой (нравоописательный), батальный (военный), хроника (несколько поколений), политический, социальный, психологический, семейный; массовая литература: детектив, триллер, фэнтэзи. Малая форма: рассказ, новелла. Рассказ – как правило, 1 эпизод – мало действующих ли, одна сюжетная линия, ограниченное время и пространство.
Новелла – большая острота сюжета, чем в рассказе, особая концовка – пуант, который меняет смысл прочитанного – Мопассан рассказ-новелла). О Генри – новелл (мастерство пуанта). Рассказ более жизнеобразен. Мастера рассказа – Тургенев (Записки охотника), Чехов (Маска, Дочь Альбиона, Дам с собачкой). Повесть – в нашем литературоведении и в англоязычном. У французов нет такого жанра. Повесть – больше рассказа, меньше романа, параметры те же, больше героев, большая протяженность, чем в рассказе (Капитанская дочка – роман или повесть). Повести Гоголя (все) – Петербургские повести, Миргород, Как поссорился…, Тарас Бульба, Пушкин (Белкин), Тургенев (Затишье, Ася), Чехов (Невеста). Греция – Эпические поэмы – Гомер; Теогония Гесиода, роман: Лонг «Дафнис и Хлоя». Рим – романы Апулей «Золотой осел», Петроний «Сатирикон». Зрелое средневековье. Рыцарская литература. Эпически поэмы, прославляющие деяния воинов-феодалов – «Песнь о Роланде», «О моем Сиде. Роман – авантюрно-галантный сюжет рыцарская этика. Городской роман – пародия на рыцарский роман (Роман о Лисе). Жанр короткого рассказа – фаблио. Возрождение. Божественная комедия Данте – комедия, видение, путешествие. Боккаччо «Декамерон» - сборник новелл; Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сервантес Дон Кихот. Классицизм. Эпопея – попытки не увенчались успехом. (чуждость эпическому сознанию).. Герои-комическая поэма – пародийный жанр. 18 век Майков «Елисей, или раздраженный Вакх». Романтизм. Роман имеет массу модификаций. Сатирический – Гофман «Житейские воззрения кота Мура»; готический «Эликсиры Сатаны»; исторический «Айвенго», Гюго Собор, психологический «Исповедь сына века Мюссе. Новелла, повесть. Гофман («Золотой горшок, Крошка Цахес) – фантастика и сатира. Э.По – в малой форме готический роман. Мистика и ужас «Падение дома Эшеров», «Колодец и маятник». Детективные новеллы «Убийство на улице Морг».
Реализм. Господствующий жанр – роман. Стендаль, Бальзак, Флобер, Золя, Диккенс, Теккерей, Голсуорси. Новеллистика – Мериме и Мопассан, Твен, Лондон. В России. Начало века – преобладание повести «Повести Белкина», «Вечера на хуторе», «Петербургские повести». Принцип объединения повестей в циклы – переход к форме романа. Середина 19 в – преобладает роман. Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров, Салтыков-Щедрин. Конец века – снова повесть. Чехов, Бунин, Куприн (квинтэссенция романа). В Европе – циклизация романов. Золя «Ругон-Маккары», Сага о Форсайтах, Р.Роллан «Жан Кристоф». Авангардизм. Роман потока сознания. Пруст (ассоциативность), Джойс (реконструкция мифа), Кафка (обреченность, абсурд). Экзистенциализм. Сартр, Камю. Неомифологизм Маркес.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....