42. Научный стиль речи.
Представляет научную сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания, отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логичной форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного, логическая доказательность и последовательность изложения. Общая цель научной речи – сообщение нового знания о действительности и доказательство ее истинности.
Экстралингвистика: 1. официальная остановка. 2. Преобладание письменных форм речи и предварительная продуманность, подготовленность, тщательное оформление.
Научные тексты рассчитаны на логической, а не на эмоционально-чувственное восприятие. 3. Тяготеет к стилям, лишенным эмоциональной окраски. Технические научные тексты предельно формализованы. В работах гуманитарного профиля, в естес.-научных возможны экспрессивно-эмоциональные элементы. Уместны также в научно-популярном. Цель экспрессии в науке носит интеллектуальный характер.
Подстили: собственно-научный, учебно-научный, научно-мемуарный. Поджанры: монография, статья, тезисы, реферат.
Лексика. Абстрактная лексика (даже если в других сферах общения это конкретные слова). Существительные: – физические и химические свойства, температура кипения, почвенные условия. Глагол десемантизируется – обнаруживать, проявляться. Многие глаголы выполняют связочную функцию (быть, служить, обладать). Глагольно-именные словосочетания – подвергать анализу, оказывать влияние.
Три пласта: 1. общеупотребительная – в прямых номинативных значениях, что позволяет объективно обозначить сущность предмета. 2. книжная. 3. терминологическая (+профессионализмы). Термин – слово или словосочетании, обозначающее понятие специальной области знаний или вида деятельности. Всегда входит в конкретную терминологическую систему, является ее элементом. Наличие дефиниции. Стилистическая нейтральность в пределах данного терминологического поля.
Морфология.1. Именной характер изложения, больше, чем в других стилях используется причастность и отглагольные существительные. 2. бессубъективность повествования – отсутствуют глагольные формы 1 и 2 лица ед.ч. Распространены: инфинитив, краткое страдательное причастие, деепричастие. Личные формы глагола – 1 л.мн.ч. – рассмотрим, 3л. – различают. 3. Обобщенно-абстрагированный характер изложения – употребление отвлеченных существительных и глаголов формы настоящего времени, абстрактные – отвлеченное значение создается также использованием форм числа. Настоящее вневременное (вода кипит при т). Формы будущего: тогда число попаданий будет случайной величиной. Мы можем заключить = можно заключить (формы глагола выступают с ослабленным, неопределенным значением лица). Форма ед.ч. существительного обозначает не отдельные считаемые предметы, но служит для выражения общего понятия либо неделимой совокупности (дуб – теплолюбивая порода). Много слов среднего рода – отвлеченное значение (определение, равновесие). Редко встречаются сравнения и превосходные степени прилагательных. Это может быть аналитическая форма сравнение (со словами более…).
Синтаксис.1. Высокая активность атрибутивных словосочетаний. Много обстоятельств условия, времени. Могут быть двусоставные предложения со связкой есть (дефиниции). Осложнение причастным, деепричастным оборотом. Вставные конструкции – дополнительные замечания, доп.сведения. Прямой порядок слов. Распространены односоставные неопределенно-личные предложения, а также двусоставные предложения, имеющие пассивное значение. Обобщенно-личные, безличные (в механике пользуются понятием материальной точки). Частотны СПП с придаточными определительными – категория признаковости. Придаточные обстоятельственные – причинно-следственные, условные, уступительные отношения. Тематическая спаянность предложений, использование союзов, местоимений, повторы терминов. Вводные слова и словосочетания, подчеркивающие логику мысли и последовательность изложения (во-первых, итак, с одной стороны), конструкции и обороты связи (в заключение отметим). Связочные средства (отсюда следует, поэтому было бы логично). Большинство предложений начинается не с подлежащего, а с обстоятельства или предикативного члена (в результате реакции происходит перераспределение массы). Простые предложения чаще всего используются как начальные или заключительные предложения абзаца. Деление на главы, параграфы. Начало композиции текста – категория гипотетичности и этапы продуктивной деятельности ученого, экспликация. Затем анализ и доказательства, приводящие к выводу. Средства проспекции и ретроспекции (теперь перейдем к рассмотрению; как было отмечено выше). Стереотипность, наличие готовых формул. Адресованность. Вопросно-ответные комплексы, вопросительные предложения. Чужая речь в виде прямой цитации (к.пр. с оценкой приводимого мнения), императивы как обращения к читателю (обратите внимание на), конструкций связи (подчеркнем еще раз).
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....