49. Массовая литература и критерии ее оценки.
Массовая лит-ра, как постмодернизм,- наи>> очевидные крайности соврем. лит процесса. То и другое направление характеризуется направленностью на «своего» читателя. Удовлетворить потребн. обывателя в отвлекающем чтиве. Так же, как и постмодерн, появилось как противостояние соцреалистической литературе, в которой считалось низким все, что носило оттенок сугубо частных интересов.
Массовой принято называть ту часть лит-ры, которая рассчитана на удовлетворение потребностей «массового сознания» - широкий круг читателей, нетребовательных к изыскам формы, но заинтересованных в возможности расслабиться, отвлечься от жизн. пробл. Нужна увлекательная книга с благополучным концом.
В составе МЛ: фантастика, детективы, любовные и иронические романы.
Секрет МЛ прежде всего в герое. Им считается человек, сумевший добиться успеха, несмотря на все жизненные трудности. Это супермен, отличный воин и т.д. Все герои активны в достижении целей и удачливы. Герой – не рефлексирующий, сумевший добиться успеха. Триллеры. Бушков, Семенова, Токарева. Предельная упрощенность характеров – типизация.
Особенности целевого назначения МЛ предполагают отказ от ряда требований, естественных при оценке худ. т-та. В книгах проблемы в «облегченном» виде, поступки героев предсказуемы, финал – счастливый. Рассчитана на мгновенное потребление. Сюжет может длиться бесконечно. Узнаваемые герои (судьба, характер типизированы). Сюжет на уровне анекдота. Построение текста предсказуемо. Массовая литература – об образе жизни. В то же время и в произведениях МЛ не м. б. снят вопрос о необходимости стилистической ясности и грамотности авторской речи, легкости, точности деталей. Нежелательны нагромождения сюжетных линий, иногда становящихся самоцелью.
МЛ активно атакует современного читателя. Растущая конкуренция на кн. рынке м. заставить издателя проявлять > требовательности к выпускаемой продукции. Но произойдет это не раньше, чем сам читатель станет >> взыскательным.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....