logo search
ответы к госу 2010

46. Лирика как род литературы и её жанры.

Литературный род – самая большая и не изменяющаяся во времени общность худ. произведений.Лирика – субъективный мир, легко подменить мир поэта миром читателя.

Для античной литературы характерно преобладание стихотворных текстов над прозаическими. В это время складываются все значимые жанры – эпическая поэма, лирика (элегии, ямбы, гимны, сатиры, эпиграммы, идиллии). Героический период ознаменован созданием эпически поэм, традиционно связанных с именем Гомера. Позже – поэмы Гесиода «Теогония», «Труды и дни». Рим – поэты конца 1 в.до н.э.-н.1в. н.э. – Тибул, Катулл, Гораций, Вергилий, Овидий.

Раннее средневековье – теоцентризм, богослужебные тексты, а в зрелое средневековье появляется рыцарская лирика. Высшее достижение – провансальская лирика 12-13 вв, оказала влияние на лирическую поэзию эпохи Возрождения. Воспевает любовь благородного воина к прекрасной даме. Серенады – призыв вечернему свиданию; Альбы – о горестях разлуки, идиллии – героини – селянки. Мастерское владение рифмой. Феодалы: Бертран де Борн; придворные поэты незнатного происхождения. Труверы, миннезингеры. Анонимна.

Возрождение. Интерес к сонету – Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир. В сонете 14 стихов: первое четверостишие – тезис – второе четверостишие – антитезис, заключительные терцеты (синтез). Звучные рифмы, мастерское владение версификацией.

Канцона (песня) – Италия. Лишена рифмы, 6 строф по 6 стихов, завершающие слова первой строфы, варьируясь в определенном порядке, сохраняются во всех остальных строфах.

Серенады, Альбы, пасторали утрачивают ведущую роль, но их влияние – в нелирических жанровых структурах (эпизод прощания Ромео и Джульетты перед бегством из Вероны).

Жанр ученой поэмы. Сюжеты – на основе античной мифологии и истории. «Венера и Адонис» и «Лукреция» Шекспира.

Классицизм – разделение на низкий и высокий жанр. Ода посвящается высоким предметам: подвигам и воинским победам, восхваление венценосных особ. Ломоносов – утреннее и вечернее размышление о Божьем величестве. Торжественный слог, строгая строфическая форма. Как правило, писались 10-стишиями. Сатира – обличительный жанр, разоблачающий. Осмеяние пороков. Сумароков.

Особая роль во французском классицизме – басня – аллегория, иносказание, четкая композиция, мораль, назидательный вывод. Лафонтен, Ломоносов, Сумароков.

Романтизм. Байронические поэмы (Байрон, «Восточные поэмы» 1800-х) – особое построение, экзотичность, исповедь героя, включение песен. Байрон «Гяур, Корсар, Пушкин «Южные поэмы», Баратынский «Эдда». Баллада (В.Скотт, Мицкевич, Жуковский, Пушкин). Колорит тайны и ужаса – структурный признак жанра. Главенствующими в романтизме стали жанры элегии, дружеского послания, песни. Песня – национальное своеобразие, Дельвиг. Элегия – личностное отношение к утраченному прошлому – воспоминания.

19 век (почти не имеет отношения к реализму как к методу). Психологизация, романизация любовной лирики Некрасова и Тютчева. Моменты, сближающие лирику с психологической прозой середины 19 в. Установка на изображение индивидуальных характеров героя и героини. Распад жаровой системы. Соответственно другой способ построения сборников – не по жанровому признаку, а по принципу единства темы или хронологии. Заметная тенденция – циклизация. Цикл – художественное единство (как правило, тематическое). Первый поэт, обратившийся к созданию циклов в России – Фет. Жанр поэмы продолжает развиваться, разные внутрижанровые формы – повести в стихах – бытописание (Пушкин «Домик в Коломне»), исторические поэмы (Полтава Пушкина), реалистические (Некрасов – Кому на Руси.

Середина 19 века – модернизм – Бодлер «Цветы зла» - современность обесчеловечена, эпатаж, торжество зла. Антиэстетизм. Символизм. Рембо, Верлен. В России – ранние (старшие) – Брюсов, Мережковский, Иванов, Бальмонт – ориентация на французский символизм. Поздний символизм – Блок, Белый – влияние философии Соловьева, поклонение Прекрасной даме. Современники младших символистов – акмеисты. Отход от символизма. Привязанность к земной жизни. Мандельштам, Ахматова, Гумилев.

Авангардизм: Футуризм. Маяковский, Хлебников, Северянин (манерность). Изучение возможностей языка. Дадаисты Арагон, Элюар.