logo search
ответы к госу 2010

44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.

Худ. произведение – единство формы и содержания. Если меняется форма – меняется и содержание автоматически. Искусственное их разделение – чтобы усвоить произведение аналитически.

Три элемента содержания

1. Идея (идейное содержание, если комплекс идей)

2. Тема (тематик, если несколько тем)

3. Проблема (проблематика).

Идея – главная мысль – от автора, определяет направленность произведения, его целевые установки. Можно сформулировать идею, прочитав произведение. Идея Карениной – «мысль семейная». Идейное содержание – в полноте текста – отражение состояния общества 1860х, отношение человека с государством, в армии, мысли об обновлении гос.устройства. идея связана с авторскими установками.

Тема связана с объективной частью худ. произведения. Действительность, преобразованная по худ. законам., соотносится с реальной жизнью. Тема – часть действительности, которая находит отражение и осмысление в данном худ. произведении. В романе – широкие темы, лирическом стихотворении – субъективная реальность. Тема «Прощай» - больно проститься с ушедшей любовью, драматические воспоминания, движение времени – все подчинено бегу времени. Пласт жизни, который фиксируется.

Проблема – вопрос: их ставят и решают. (не все проблемы получают ответы). Часто ответа не дается (русская литература 19 века). Лермонтов – предисловие к Герою – показать современного человека, определить диагноз. Что делать? Кому на Руси жить хорошо? – состояние народа в эпоху крепостного права. Опрос о положении русской женщины, что реформа принесла крестьянам. Проблемы поиска смысла жизни, любви, семейного счастья в «Войне и мире».

Взаимодействие: ПиН – название характеризует замысел. Отношение Досоевского как к части жизни человека и общества 1860-х – социально-общественный отношения: пласт «Униженных и оскорбленных). Идея Р. – прогресс – движим сильными личностями. Тема, идея, проблематика – едины в содержании.

Форма

Сюжет – динамический слой худ. произведения, равный всему произведению от начала до конца, подчинен авторским целям. Сюжет выявляет идею, тему, проблему. Всегда выстраивается как сам текст – читается так, как его диктует автор.

Фабула – последовательность событий, прочитываемых в прямом хронологическом порядке. Сюжет пересказать нельзя, фабулу можно пересказать.

В тексте тема реализуется как сюжетное движение. Бывает, когда сюжет и фабула совпадают. Бывает, расходятся за счет нарушения временной последовательности.

Композиция – соотношении и последовательность выстраивания частей – организация содержательного пространства, сюжет и композиция связаны: переход от повествования к диалогу – элементы сюжета (динамики), от одного элемента к другому – и композиционный, и сюжетный момент.

Экспозиция – что происходит, где, когда.

Завязка – начало действия

Действие

Развязка

Кульминация (может не быть; кульминация – когда начинается нисхождение) композиция – выстраивание динамики – может быть, когда фабула и сюжет не совпадают. Расходящееся построение – чтобы напрячь внимание читателя (авторская цель). Композиция персонажей.

1. В центре – главный герой, к нему стягиваются остальные – противопоставление.

2. Авантюрный роман – ерой, перемещаясь, встречается с разными персонажами – Дон Кихот, Пиквикский клуб, Мертвые души, плутовской роман.

Персонажи – центральные, второстепенные, фоновые.