44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
Худ. произведение – единство формы и содержания. Если меняется форма – меняется и содержание автоматически. Искусственное их разделение – чтобы усвоить произведение аналитически.
Три элемента содержания
1. Идея (идейное содержание, если комплекс идей)
2. Тема (тематик, если несколько тем)
3. Проблема (проблематика).
Идея – главная мысль – от автора, определяет направленность произведения, его целевые установки. Можно сформулировать идею, прочитав произведение. Идея Карениной – «мысль семейная». Идейное содержание – в полноте текста – отражение состояния общества 1860х, отношение человека с государством, в армии, мысли об обновлении гос.устройства. идея связана с авторскими установками.
Тема связана с объективной частью худ. произведения. Действительность, преобразованная по худ. законам., соотносится с реальной жизнью. Тема – часть действительности, которая находит отражение и осмысление в данном худ. произведении. В романе – широкие темы, лирическом стихотворении – субъективная реальность. Тема «Прощай» - больно проститься с ушедшей любовью, драматические воспоминания, движение времени – все подчинено бегу времени. Пласт жизни, который фиксируется.
Проблема – вопрос: их ставят и решают. (не все проблемы получают ответы). Часто ответа не дается (русская литература 19 века). Лермонтов – предисловие к Герою – показать современного человека, определить диагноз. Что делать? Кому на Руси жить хорошо? – состояние народа в эпоху крепостного права. Опрос о положении русской женщины, что реформа принесла крестьянам. Проблемы поиска смысла жизни, любви, семейного счастья в «Войне и мире».
Взаимодействие: ПиН – название характеризует замысел. Отношение Досоевского как к части жизни человека и общества 1860-х – социально-общественный отношения: пласт «Униженных и оскорбленных). Идея Р. – прогресс – движим сильными личностями. Тема, идея, проблематика – едины в содержании.
Форма
Сюжет – динамический слой худ. произведения, равный всему произведению от начала до конца, подчинен авторским целям. Сюжет выявляет идею, тему, проблему. Всегда выстраивается как сам текст – читается так, как его диктует автор.
Фабула – последовательность событий, прочитываемых в прямом хронологическом порядке. Сюжет пересказать нельзя, фабулу можно пересказать.
В тексте тема реализуется как сюжетное движение. Бывает, когда сюжет и фабула совпадают. Бывает, расходятся за счет нарушения временной последовательности.
Композиция – соотношении и последовательность выстраивания частей – организация содержательного пространства, сюжет и композиция связаны: переход от повествования к диалогу – элементы сюжета (динамики), от одного элемента к другому – и композиционный, и сюжетный момент.
Экспозиция – что происходит, где, когда.
Завязка – начало действия
Действие
Развязка
Кульминация (может не быть; кульминация – когда начинается нисхождение) композиция – выстраивание динамики – может быть, когда фабула и сюжет не совпадают. Расходящееся построение – чтобы напрячь внимание читателя (авторская цель). Композиция персонажей.
1. В центре – главный герой, к нему стягиваются остальные – противопоставление.
2. Авантюрный роман – ерой, перемещаясь, встречается с разными персонажами – Дон Кихот, Пиквикский клуб, Мертвые души, плутовской роман.
Персонажи – центральные, второстепенные, фоновые.
- 1. Книгоиздание в странах Европы.
- 2. Основные тенденции современного книгоиздания в России.
- 3. Издательский договор как юридический документ.
- 4. Основные принципы авторского права.
- 5. Системный подход в организации управления в издательском деле (планирование, организация, мотивация и контроль).
- 6. Управление персоналом. Особенности подбора кадров в издательском деле.
- 7. Состав книговедения.
- 8. Прогнозы развития науки о книге.
- 9. Этапы редакционно-издательского процесса
- 10. Работа редактора на организационно-подготовительном этапе издательского процесса
- 11. Работа редактора на редакционном этапе издательского процесса
- 12. Место корректурного обмена в издательском процессе
- 13. Аппарат книги: его назначение, компоненты и структура
- 14. Систематизация и типология изданий
- 15. Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресу
- 16. Типология научных изданий. Специфика редакторской подготовки научных изданий
- 17. Типология учебных изданий. Специфика редакторской подготовки учебных изданий
- 18. Типология научно-популярных изданий. Специфика редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 19. Типология справочно-энциклопедических изданий. Специфика редакторской подготовки справочно-энциклопедических изданий
- 20. Перевод и проблема авторского права. Объекты и субъекты авторского права в области художественного перевода
- 21. Международные соглашения в области авторского права. Принцип их действия
- 22. Канонический текст: характеристики
- 23. Понятие художественной литературы, ее специфика. Виды и типы литературно-художественных изданий.
- 24. Роль редактора в литературном процессе. Основные задачи редактора в работе над литературно-художественными изданиями.
- 25. Аппарат литературно-художественных изданий.
- 26. Подготовка к печати академического собрания сочинений.
- 27. Современная ситуация в отечественном литературно-художественном книгоиздании.
- 28. Работа редактора над изданиями для детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
- 29. Виды изданий для детей и современные тенденции в издании детской литературы.
- 30. Особенности художественно-полиграфического оформления изданий для детей разного возраста.
- 31. Эволюция восприятия книги ребенком дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- 32. Газета (определение, классификация).
- 33. Журнал (определение, классификация).
- 34. Информационные жанры периодики (заметка, информационная корреспонденция, репортаж и др.).
- 35. Аналитические жанры периодики (статья, комментарий, аналитическое интервью и др.).
- 36. Художественно-публицистические жанры периодики (очерк, эссе, фельетон и др.).
- 37. Языковая и стилистическая норма.
- 38. Типичные стилистико-речевые ошибки.
- 39. Разговорный стиль речи. Оценка редактором употребления разговорных элементов в письменном тексте.
- 40. Слово-термин. Норма в терминологии. Способы введения терминов в текст.
- 41. Официально-деловой стиль речи.
- 42. Научный стиль речи.
- 43. Эпические жанры художественной литературы.
- 44. Соотношение формы и содержания в художественном произведении.
- 45. Жанровая система в драме.
- 46. Лирика как род литературы и её жанры.
- 47. Современный литературный процесс в зеркале критики.
- 48. Реализм и постмодернизм в современной русской литературе.
- 49. Массовая литература и критерии ее оценки.
- 50. Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе.
- 51. Библиографическое описание документа.
- 52. Составление библиографических ссылок.
- 53. Работа редактора над табличным материалом.
- 54. Рубрикация. Работа редактора над структурой издания.
- Глава I. Язык
- § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....