40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
Аппарат издания – доп. к осн. тексту издания вспом. элементы, благодаря которым им легче и удобнее пользоваться в самых разных целях.
Виды аппаратов: вспомогательный аппарат (выходные сведения), справочно-поисковый – поисково-ориентационный (оглавление, содержание, вспом. указатели, колонтитулы, списки иллюстраций), научный (предисловие, вступительная статья, послесловие, примечания и комментарии), библиогр. аппарат (библиогр. ссылки, прикнижные и пристатейные списки и указатели).
Элементы А. и.:
1) дают возможность потребителям (читателям и посредникам между ними и издателями) опознать это издание среди других и узнать о, каково его тематическое содержание, кому оно адресовано, кем, когда и где выпущено и т. д. (выходные сведения);
2) знакомят с тем, каково тематическое содержание издания и как оно построено (оглавление – указатель заголовков, раскрывающий строение произведения) или каков его состав, какие произведения оно включает, и убыстряют поиск произведений и их подразделов;
3) облегчают поиск тех или иных материалов в тексте (вспом. указатели, колонтитулы);
4) подготавливают читателя к работе с изданием, раскрывая его особенности (предисловие – предуведомление читателя автором, изд-вом, редактором о том, что следует иметь в виду, читая, просматривая или изучая издание);
5) помогают разобраться в сложностях и тонкостях содержания публикуемых произведений (а) вступительная статья – раскрывает творчество автора и публикуемое произведение, чтобы помочь читателю лучше воспринять их содержание и форму; б) послесловие – поясняется и дополняется содержание осн. текста; в) примечания; г) комментарии);
6) указывают источники цитат и заимствований, благодаря чему эти источники можно разыскать в библиотеке или магазине (библиогр. ссылки), адресуют к печ. работам на тему издания, где более детально и полно или иначе изложен материал, сжато или по-иному представленный в тексте (библиогр. списки и указатели).
Основные элементы выходных сведений:
1) сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании и издании издания;
2) заглавие издания;
3) надзаголовочные данные;
4) подзаголовочные данные: читательский адрес; сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика; порядковый номер издания; сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального и (или) нормативного; в многотомном издании — число томов, на которое рассчитано издание; порядковый номер тома и при едином авторе издания частное заглавие тома; при разных авторах томов — имя автора тома и затем его частное заглавие; обозначение роли и имя тит. Редактора;
5) выходные данные;
6) выпускные данные;
7) классификационные индексы;
8) междунар. стандартные номера (ISBN);
9) штрихкоды;
10) знак охраны авт. права (копирайт).
Редакторская подготовка аппарата издания осуществляется в соответствии с видом издания.
Аппарат научного издания: библиографический (полный список лит-ры по ГОСТу); научный (система примечаний и комментариев, вступительная статья, послесловие, издание может сопровождаться рефератом – краткие выжимки на иностранном языке, приложение – иллюст-й материал, архивные документы…); поисково-ориент. (содержание и оглавление, указатели, в монографиях – колонтитулы); вспомогательный (указание рецензента в выходных сведениях, ISBN, аннотация и т.д.).
Аппарат научно-популярного издания: идентификационная функция (выходные сведения); репрезентативная ф-ция; инфор-я (если есть библ-й аппарат, ссылки, сноски); ориентационная (содержание, рубрикаторы); поисковая. Элементы аппарата: предисловие; сноски; указатели; списки лит-ры.
Аппарат справочных изданий: выходные сведения, рубрикаторы/легкий поиск нужной статьи (колонтитулы: буква, раздел, понятие), словарь сокращений д/сжатия инф-и, библиография, в словарях – словник (перечень яз-х ед-ц, распол-х в алфавит./неалф-м порядке).
Аппарат лит-худ. изд.: 1) научный аппарат более актуален – чем более массовая аудитория, тем меньше аппарат; особо важны предисловие и вступит-я статья (важен взгляд на автора); комментарии и примечания (редкие явления) научные – делают текст понятнее для широкого читателя, могут практиковать к-то элементы текста, содержат интерпретацию; собрание сочинений надо снабжать обширными комментариями и примечаниями; 2) поисковый аппарат необходим для многотомников.
Аппарат производственных и нормативных изданий: вступит-я статья (если связано с производственной монографией); комментарии актуальны (иллюстративная функция); аннотация; оглавление; рубрикаторы (словарь рубрик в виде иерархической классификации, предназначенный для формирования справочно-информационного фонда, составления информационных изданий и для информационного поиска); библиог-й список – только для производ-й монографии, сборника статей, докладов; предметный указатель; перечни статей, иллюстраций – очень востребованы; приложения (таблицы, хар-ки, рис., выдержки из стандартов).
Аппарат детских изданий: простой, выполняет поисковую и обучающую фун-ции, содержит выходные сведения, аннотации требуются только для учебников, для школьников (их читают только родители), вступительная статья д.б. небольшой и простой, может и не быть в худож-х изд., в учебных нужна; оглавление, содержание; м.б. указатели и комментарии для старшего и среднего возраста; м.б. приложения – карты (у Толкиена, например, карты Средиземноморья) и т. д.
41. Российская государственная система стандартизации: категории нормативно-технических документов. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) и их взаимосвязь. Международное сотрудничество в области стандартизации ISO
В современной России процессы стандартизации определяются ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данный закон опред-т осн-е понятия, цели, принципы стан-ции, правила разработки и исп-я стандартов в РФ.
Согласно этому закону, стандарт – нормативно-технический документ, в котором в целях добров-го многократного исп-я устан-ся хар-ки продукции, правила осущ-я и хар-ки процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может сод-ть требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. В издат-м деле лежит система стан-в по информации, библиотечному и изд-му делу (СИБИД), которая объединяет в себе общетехнические и организационно-методические стандарты, регламентирующие правила предоставления данных, биб-е описание документов, функц-ия библ-х фондов, оформ-я печ-х и элек-х изданий и пр.
Стандарты системы СИБИД – межгосударственные (примен-ся странами СНГ совместно; имеют обозначение ГОСТ). По сфере действие стан-ты м.б. госуд-ми (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ – устанавливается на те виды продукции, нормы, правила, требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения качества продукции данной отрасли. Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа), республиканскими (РСТ). ГОСТы и ОСТы прим-ся в книгоиздании.
ГОСТ Р 7.0.1—2003 «Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления».
ГОСТ Р 7.0.3—2006 «Издания. Основные элементы. Термины и определения».
ГОСТ Р 7.0.4—2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления».
ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.1—2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.56—2002 «Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий (ISSN)».
ГОСТ 7.60—2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».
Международная организация по стан-ции (ISO): её 46-й технический комитет отвечает за подготовку новых и корректировку старых международных стандартов по информации, документации и книжному делу. Отеч-я система стандартов по инф-ции, библ-му делу и издат-му делу (СИБИД) ныне строится на ISO/NC 46, в которой сейчас насч-ся более 90 стандартов. Хотя по статусу международные стандарты явл-ся реком-ми, ведущие изд-ие и книготорговые фирмы неукоснительно следуют нормативным положениям документов ISO/TC 46, т. к. в прот-м случае возникают большие проблемы на книжном и информац-м рынках.
Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.
- создана национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee).
- СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР.
- сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC).
- кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.
Задача - содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Официальными языками являются: английский, французский и русский.
На сегодняшний день в состав ИСО входит 163 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО.
- Оглавление
- 1. Бизнес-план в кд
- 2. Понятие книжной серии. Особенности функционирования на российском книжном рынке
- 3. Активные процессы в грамматике современного русского языка
- 4. Гражданско-правовые сделки в книжном деле. Отношения коммерческих организаций с гражданами
- 5. Особенности редактирования в издательской практике России 1860-х гг. Основные имена. Разработка принципов пропаганды научных знаний
- 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение
- 7. Особенности редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий в начале хх в.
- 8. Правовые основы издательского дела в современной России. Основные законы и подзаконные акты, регулирующие издательское дело. Общие обязанности и права издательства
- 9. Типы издательских договоров. Понятие об авторском договоре, виды авторских договоров. Права и обязанности сторон
- 10. Особенности редакторской подготовки научных изданий
- 11. Развитие редактирования отдельных видов литературы в советский период
- 12. Особенности редакторской подготовки корпоративных изданий
- 13. Развитие редактирования в издательской практике России XVIII в.
- 14. Маркетинговые исследования книжного рынка и их роль в разработке маркетинговой стратегии издательства
- 15. Способы информирования книготорговых предприятий о продукции издательств в России и за рубежом
- 16. Технология разработки концепции и модели издания
- 17. Библиографическое, статистическое, информационное и научное обслуживание книгоиздания Российской книжной палатой. Информационная система ркп «Книги в наличии и печати»
- 18. Роль общественных организаций, профессиональных объединений и специализированных ассоциаций в развитии и совершенствовании издательского дела в России и за рубежом
- 19. Структура мировой книгоиздательской системы. Динамика и тенденции развития издательского дела за рубежом
- 20. Особенности редакторской подготовки изданий для детей
- 21. Сущность профессиональной деятельности редактора
- 22. Особенности редакторской подготовки справочных изданий
- 23. Специфика книги как товара. Товарная политика в книжном деле
- 24. Видо-типологические характеристики и классификация изданий
- 25. Роль альманахов XIX в. В становлении теории редактирования
- 26. Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы
- 27. Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности
- 28. Электронное книгоиздание и книгораспространение
- 29. Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом
- 30. Издательский портфель: виды, стратегии и способы наполнения
- 31. Взаимодействие автора и редактора в процессе работы над произведением
- 32. Анализ состояния и тенденций развития современного российского книгоиздания (конец хх – нач. Ххi в.). Место России в мировом книгоиздании
- 33. Книгоиздательские предприятия за рубежом, их типы и особенности работы
- 34. Взаимодействие российских книжных издательств с зарубежными правообладателями (зарубежные издательства, российские и зарубежные литагентства, литературные агенты)
- 35. Международные книжные ярмарки: названия, особенности, значение для мирового книгоиздания
- 36. Основные формы международного книгообмена (мко)
- 37. Работа редактора над pr- и рекламным текстом
- 38. Аннотация как элемент аппарата издания. Рекламно-информационные тексты на обложке книги, аннотация в макете аннотированной каталожной карточки. Особенности редакторской подготовки
- 40. Аппарат издания: назначение, состав, структура, редакторская подготовка
- 42. Особенности редакторской подготовки научно-популярных изданий
- 43. Международные системы стандартной нумерации изданий (isbn, issn и пр.). Сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код ean.
- 44. Особенности редакторской подготовки учебных изданий
- 45. Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий
- II. По госТу:
- III. Классификация по структуре (по Антоновой):
- IV. Литературная типология.
- 46. Основы авторского права в России. Нормативные документы, регулирующие авторское право, основные положения
- 47. Особенности редактирования текстов сми
- 48. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
- 49. Массовая литература в современной России: издательский аспект
- 50. Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
- Глава 3 ст.: 17,18,21,23-30.
- Глава 4 ст.: 48-65; 87-94; 96-104; 116-123.
- Параметры выбора шрифта:
- 52. Художественное и техническое редактирование изданий: основные подходы к методике оформления книги. Участие редактора в подготовке внутреннего и внешнего оформления издания
- 53. Чтение в России 2000-х гг.: проблемы и перспективы
- 54. Технология книгораспространения в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития
- 55. Активные процессы в лексике современного русского языка.
- 56. Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции
- 57. Активные процессы в русской стилистической системе. Влияние современных сми на литературный язык
- 58. Цветовые модели: основные характеристики и параметры, цветовой охват, области применения. Компьютерные системы управления цветом: задачи и приемы создания и настройки
- 59. Менеджмент в книжном деле. Система менеджмента в современном издательстве
- 60. Понятие электронного издания и электронного ресурса. Редакторская подготовка электронных изданий