logo
PR2

Вопрос 54 Общественное мнение. Природа, функции, структура

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - Состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах гос. и общественной жизни различных групп и слоев населения.

ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ:

Основа содержания: события, процессы, явления, факты, которые отвечают некоторым требованиям.

Форма: оценочные суждения во всей полноте своего вербального и невербального выражения.

Объект: события, процессы, явления и факты, включенные в содержание общественного мнения.

Субъект: социальные группы, отражающие события, процессы, явления и факты.

Задача: правильное определение «своей» общественности и установление её общественного мнения.

Имеет 3 компонента: 1)Рациональный – информированность людей по данной проблеме. Характеризуется диапазоном (набор проблем), глубиной (кол-во сведений).

2)Общие представления – обобщенные чувственные впечатления, неподкрепленные знаниями.

3) Волевой - определенные действия субъектов общественного мнения.

Жизненный цикл общественного мнения

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ:Включает этапы: зарождение индивидуальных мнений; обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения; объективация сложившегося мнения.

СТАДИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ:Включает этапы: объективации и активности.

СТАДИЯ УБЫВАНИЯЭтапы: спада и отмирания.

РАЗНОВИДНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

МАССОВОЕ - Это соединение или сумма индивидуальных предпочтений, сгруппированных по итогам опросов общественного мнения, референдума или выборов.

ЛАТЕНТНОЕ - это то, на чем общественное мнение «остановится» по мере развития политических дебатов, или то, во что люди действительно поверят, пройдя сквозь хаос и разброс мнений, столь характерных для демократических норм.

АКТИВИЗИРОВАННОЕ - Это мнения заинтересованных, информированных и организованных граждан — тех, кто мобилизуется в период предвыборных кампаний, а также между выборами.

ВОСПРИНИМАЕМОЕ БОЛЬШИНСТВО - восприятие большинством наблюдателей, включая журналистов, политиков и само население, того, что думает большинство населения по какому-либо вопросу.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: ЛИЧНОСТНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ.

Функции общественного мнения : ИНФОРМАЦИОННАЯ, АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ (ОЦЕНОЧНАЯ), РЕГУЛЯТИВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, НОРМАТИВНАЯ, ДИРЕКТИВНАЯ, КОНСУЛЬТАТИВНА, ЭКСПРЕССИВНАЯ, АНАЛИТИЧЕСКАЯ.

Структура ОМ: массовые настройки, эмоции, формализованные оценки и суждения.

Стратегические цели: