3.1. Психология толпы
Индивид и член стаи — разные понятия, не так ли? А уж человек и толпа тем более. Потому и способы воздействия на отдельного человека и на толпу различны. Что нужно учитывать, если имеешь дело с большой массой людей? Прежде всего, ориентироваться на основные законы толпы, знание которых позволит не только принять на себя роль лидера в нужных ситуациях, но и использоватьэтизаконыдляпроведенияPR-акций. Темболеечтовнекоторыхслучаяхбезобщения с «народными массами» не обойтись. Итак, приведем несколько тезисов, характеризующих поведение людей в массе.
Толпа — качественно иная система, в которой общий объем ума не суммируется, он даже не усредняется, а как бы расплывается, сублимируясь в эмоции. Психологи говорят, что средняя доза ума, отпущенного на толпу, составляет количество «мозгов» самого тупого индивида в ней. Может, это и грубая, неприятная, но истина. Отсюда следует вывод — люди в массе легче поддаются эмоциям. В толпе на первый план выступают инстинкты, оставляя доводы разума за пределами, толпа действует и живет чувствами, эмоциями, предпочитая простые и ясные девизы серьезным программным предложениям. На толпу гораздо легче воздействовать внушением, чем на отдельного индивида, потому что она не стремится к полной правде и настроена на эмоциональное восприятие информации.
Человек в толпе чувствует себя анонимом, невидимкой, а потому не склонен обуздывать свои инстинкты, самый опасный из которых — агрессия. Толпа всегда агрессивнее индивида, сколь высокой ни была бы степень агрессии одного человека. Анонимность отдельной единицы из массы людей обусловливает легкую возбудимость и отсутствие сдерживающих начал. Потому так страшны преступления, совершаемые беснующейся толпой. Настроение в толпе заразительно, а негативное — в особенности, что влияет на общую степень внушаемости и легковерия. Этим же объясняется склонность толпы к истеричному поведению и панике.
Итак, люди в массе:
♦обладают повышенной восприимчивостью к внушению;
♦не стремятся к полной правде;
♦предпочитают эмоции разуму;
♦отличаются исключительным легковерием;
♦легко возбудимы, впечатлительны и непоследовательны;
♦безответственны и агрессивны.
- Глава 1. PR: Первое знакомство
- 1.1. Определение PR
- 1.2. Немного истории
- Глава 2. С чего начать и как действовать?
- 2.1. Агентство или собственная PR-служба?
- Консультационное агентство: за или против?
- Глава 3. Феномен толпы
- 3.1. Психология толпы
- Глава 4. Виды и принципы общения
- 4.1. Вербальные коммуникации
- 4.1.3.Бумага не стерпит, или как написать…
- ...Письмо
- ...Объявление
- Непосредственное общение с аудиторией
- Переговоры
- Что обеспечит успех переговоров
- Переводчик
- 4.2.2. Расшифровка некоторых жестов
- Глава 5. PR-технологии
- 5.2. Средства для создания имиджа
- Пресс-центр
- Полиграфическая продукция
- СМИ как инструмент манипуляции
- Какие бывают слухи
- 5.5. Эпатаж
- Что представляет собой эпатаж
- Пять функций эпатажа
- Культурное наследие
- «Ложноклоны»
- Смастерить уродца
- Массовые мероприятия
- Аудиторская проверка
- «Ежик в тумане»
- Сувенирная продукция
- SMS-сообщения
- Эффект 25-го кадра
- Специальные выпуски газет
- Поддержка власти
- Теледебаты. Ток-шоу
- Борьба со стереотипом
- Дифференциация
- Громкоговорители и билборды
- Глава 6. То, что вам поможет
- 6.1. Интернет на службе PR
- Возможности международной сети
- Чем хорош e-mail-маркетинг
- Методы e-mail-маркетинга
- Термины, используемые в Интернет-рекламе
- Популярность цветовых сочетаний
- 6.3.Выбор правильной формы
- Глава 7. Направления PR
- Имидж политического лидера
- 7.3. Социальный PR
- Социальная реклама
- Социальный PR вблизи
- Найти другого виновника
- Обезоружим противника
- Этот бизнес опасен!
- 7.5. Черный PR
- Стратегии
- PR-технологии
- Методы борьбы
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации
- 8.1. Оценка эффективности PR-кампании
- 8.2. В напутствие
- Кодекс этики международной ассоциации специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации