Глава 11
Режиссер Артур Пелешян и дистанционный монтаж
Армянский режиссер-документалист Артур Пелешян давно причислен к классикам. Его фильмы («Начало», «Мы», «Обитатели» , «Времена года», «Наш век» и др.) необычны по замыслу и форме. Уникален и сам автор, сочетающий в себе таланты тонкого поэта и глубокого аналитика.
Его фильмы хорошо известны искушенной публике престижных мировых кинофестивалей. И почти незнакомы обычным зрителям. Несколько доступнее широкой аудитории теоретический труд Артура Пелешяна под названием «Дистанционный монтаж». Он был опубликован.
Но обо всем по порядку.
Часто, произнося слова «документальное поэтическое кино», подразумевают нечто неопределенное. Как правило, это что-то красивое, без слов, наполненное музыкой, выразительными пейзажами и туманным смыслом. Как получается у режиссеров это самое «поэтическое кино», тоже не всегда понятно. Иногда «поэтические приемы» у некоторых авторов вдруг превращаются в свою противоположность. И вместо поэтического фильма на экране возникает самая настоящая пародия - претенциозная и высокопарная.
Фильмы Артура Пелешяна поэтичны и музыкальны. И это не общие слова. Его фильмы задуманы и построены по законам музыки и поэзии. Как же режиссером создается «поэзия» на экране?
Режиссер Артур Пелешян и дистанционный монтаж
В фильмах Пелешяна нет привычного сюжета, нет и какого-то определенного главного героя. Рассказать, о чем повествует тот или иной фильм режиссера, очень непросто. Можно, конечно, сказать, что «Начало» - это фильм о революции. Там действует и Ленин, и толпы пролетариев. В фильме мы увидим множество людей разных эпох и стран, мчащихся куда-то сломя голову, протестующих, ликующих, на что-то надеющихся, опять куда-то бегущих... «Мы» - это фильм об армянском народе. Правда, и это заявление мало что проясняет. Кстати, в обоих фильмах закадрового текста нет. Синхронных интервью тоже нет. Так что автор явно не желает простыми и доступными словами изложить зрителю все свои мысли. Он ищет другой способ.
Поэтический.
Как же режиссером создается этот поэтический язык?
Известный критик и философ Михаил Ямпольский утверждает, что Артур Пелешян из фильма в фильм использует некоторые мотивы, которые складываются в определенный авторский лексикон:
«Вот некоторые из наиболее часто повторяющихся мотивов: толпа, бегущие люди или животные, горы, взрывы, облака, крупные планы лиц, иногда застывшие в стоп-кадрах, движущиеся машины, самолеты, катастрофы, домашние животные - и т.д. Из этих мотивов режиссер складывает разные по тематике тексты, но, переходя из фильма в фильм, они порождают неоспоримое единство образного мира армянского художника... Повторы мотивов у Пелешяна - это аналоги поэтических параллелизмов, с помощью которых в его фильмах возникает объемная «поэтическая картина мира»^
Артур Пелешян принципиально не снимает то, что очень здорово и лихо научились снимать современные документалисты, - непричесанный быт, какие-то случайные и необязательные события, житейские мелочи, беглые зарисовки. Все это режиссера абсолютно не интересует. В этом смысле он не документалист. Впрочем, он и сам себя не называет документалистом. Он открыто признается в том, что часто занимается инсценировкой. Большинство документалистов в наше время ни за что в этом бы не сознались. А Пелешян без тени сомнения
298
299
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
вставляет в документальные эпизоды специально срежиссированные кадры. Причем делает это так, что отличить документ от инсценировки невозможно. Напомню, что во многих телевизионных документальных сериалах - о преступлениях, спасателях и т.д. - игровые эпизоды, восстанавливающие реальные события, режиссерами как-то отбиваются: то ли цветом, то ли титрами, то ли спецэффектами. Пелешяну этот путь категорически не подходит. С помощью многократного контрати-пирования кинопленки (процесса, похожего на многократную перезапись одного и того же видеоматериала) автор добивается того, что доснятые постановочные кадры ничем по характеру изображения уже не отличаются от старой хроники или от кадров, снятых в других местах и в другое время. Итак, Пелешян добровольно признается в смертном грехе современного документалиста. Даже сто лет назад в этом лишь нехотя признавался один из родоначальников кино Жорж Мельес, снимавший с актерами «документальную» хронику о том, как, скажем, казаки расправляются с восставшими российскими пролетариями или как якобы коронуют британского монарха. Вот уже почти пятьдесят лет критики упрекают блистательного документалиста Романа Кармена в том, что он, снимая фильм о нефтяниках Каспия, «восстановил» события. Он снял игровой эпизод (хотя и с реальными персонажами) - пожар на буровой вышке в открытом море.
Артура Пелешяна все вышесказанное не смущает. Он утверждает, что понятие «художественный» фильм намного шире и богаче, чем понятие игровой фильм. И напоминает слова Чернышевского: прекрасно нарисовать лицо и нарисовать прекрасное лицо - две совершенно разные вещи.
Итак, повседневного быта в фильмах Пелешяна почти не увидишь. Зато увидишь другое. Еще раз обратимся к исследованию Михаила Ямпольского:
«Пелешян отбирает для своих фильмов лишь то, что имеет некое родовое, обобщающее значение. Взрывающиеся скалы, мчащийся поезд или человеческая толпа отменяют прихотливую вязь индивидуального. Даже человеческие лица трактуются подчеркнуто типажно. Зато немногое, что отобрано режиссером, представлено в фильмах с исчерпывающей полнотой.
Режиссер Артур Пелешян и дистанционный монтаж
Если в «Нашем веке» он строит монтажные цепочки из хроники воздушных и прочих катастроф, то, кажется, он отыскал в архивах все их варианты, запечатленные на пленку. Сгорают дирижабли и воздушные шары, один за другим падают на землю самолеты, летят обломки сталкивающихся автомобилей, врезаются друг в друга железнодорожные составы и т.д. Пелешян не просто отбирает сходные по тематике фрагменты, не только строит из них ряды, но и представляет их с избыточной щедростью. В «Начале» есть десятки вариантов бегущих людей и мятущихся толп, в «Обитателях» - не менее изобильные серии изображений бегущих и гибнущих животных. Фильмы строятся по принципу исчерпывания заданного ряда»2
Как утверждают многие критики и теоретики, повторы мотивов у Пелешяна - это первое, что сближает его творчество с поэзией. Он создает не фильмы об освоении космоса или о причинах революции - он создает, как было уже отмечено, поэтическую картину мира.
Есть вещи, которые режиссера Пелешяна не интересуют по определению.
Например. Он снимает фильм «Мы». Фильм об истории, судьбе и глубинных корнях армянского народа. Надо обладать определенной режиссерской смелостью, чтобы в подобном фильме не снять ни одного памятника старины. Тем более что в Армении в этом смысле есть что снимать... Но режиссера интересовали не живописные и величественные руины и памятники, а некая «кардиограмма народного духа и характера»
Режиссер, работая над фильмом «Мы», отказался еще от одного соблазна. Кстати, вызвав этим массу нареканий. На него даже обиделись. Почему в фильме не показана красочная национальная специфика? Где приготовление национального шашлыка-кебаба?! Где игра в нарды? Где папахи?..
Великий соотечественник Пелешяна и наш земляк Сергей Параджанов как-то заметил по схожему поводу: дети в горных армянских селах очень любят хлеб и терпеть не могут лаваш, а лаваш больше всего любят командированные, которые на два дня прилетают в Ереван и ищут экзотику.
Итак, туристско-экскурсионных мотивов в фильме не было.
А было совсем другое.
300
301
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Земля Армении, увиденная чуть ли не из космоса. Взрывающиеся горы и жизнь, будто зарождающаяся на наших глазах. Маленькая девочка с недетским взглядом - кадр, который проходит через весь фильм.
Огромный эпизод «Великие похороны».
Большой эпизод прибытия на родину армянских репатриантов.
Эпизод страшной резни, устроенной турками в 1915 году.
Кадры войн и насилия, снятые в разные годы во множестве стран.
Артур Пелешян так рассказывает об особенностях своего подхода и о требованиях к материалу:
«При отборе материала для этого фильма главным было не фактическое содержание кадра, а его образное звучание. Съемки реальных фактов дополнялись постановочными съемками, так что во все ответственные эпизоды включены кадры срежиссированной массовки. Таков эпизод «Великие похороны», где моей задачей было создать обобщенное, собирательное представление о том, как народ воздает дань скорби и вечной памяти своим лучшим сыновьям, отдавшим народу свою жизнь... Это относится и к финальным эпизодам встречи репатриированных, где было важно выразить тему братского воссоединения. В обоих случаях специально доснятые кадры создавали необходимую точность эмоционального и смыслового звучания»3
Нелегко описывать фильм, подобный пелешяновскому «Мы». Но без подобного описания будут непонятны режиссерские ходы Артура Пелешяна.
Фильм «Мы» начинается со своеобразного вступления: следует очень сильный по напряжению и драматизму эпизод. На экране ритмично появляются то черные кадры (черные проклейки), то статичные кадры величественных гор. Каждый раз появляющиеся после черноты горы оказываются к нам все ближе. Кадры чередуются в жестко заданном ритме. Этот вступительный эпизод внезапно завершается впечатляющими мощными кадрами - у нас на глазах огромные скалы взрываются. И в тот же миг под звуки морского прибоя и реквиема на экран врываются кадры, запечатлевшие огромные массы людей. На наших глазах из величественных холодных скал будто рождается взрывом жизнь. Не так ли рождалась Вселенная?..
Режиссер Артур Пелешян и дистанционный монтаж
Поэтический фильм и описывать надо поэтически.
Тонкий исследователь искусства Георгий Гачев вспоминает свое впечатление от фильма «Мы»:
«Так сквозь прорези облаков возникает видение и настраивается антенна на лицезрение Земли. Но вот отстоялась взболтанная муть - и застыла голова: лик людской. Дитяти. Девочки. Но как будто седой - с такими же клочковатыми растрепанными прядями, как у старухи-сивиллы... И она все смотрит, девочка, а пряди олос развеваются = соборные нити душ - линии жизней наро-а... И внедряется в душу, как архетип, праматерь армянства,
залегает там как субстанция и вечный фон всех последующих раскатов кадров... Кино обладает этим даром символизации: превратить каждую вещь - в вещую... И все кадры в фильме «Мы» выдержаны на этом патетическом уровне вещих созерцаний, огда все, что ни попадает в кадр: пот на щеке, мышца, искры, амень, шурф, колесо - заражается от него всевидением и всеве-,ением и начинает излучать из себя сущностную энергию и видится как образ - праобраз, вещь - архетип. Так что миропости-жение и философствование посредством зрелищ-видений-идей, где кадр = понятие, - вот что совершается в фильме «Мы»4
Но как же так получается у режиссера, что кадры становятся символами, а их монтаж превращается в чарующую магию? Какова технология этого мастерства?
Кое-что относительно отбора материала режиссером Пелешя-ном мы уже выяснили.
Остановимся на особенностях его монтажа. Начнем с существенного, хотя и не самого главного. О главных монтажных открытиях Артура Пелешяна речь пойдет в конце этой главы.
Анализируя свой собственный фильм, режиссер отмечал, что, отбирая материал, прежде всего искал кадры образные, способные передавать обобщения. И когда монтаж был закончен, выяснилось: в фильме практически отсутствуют средние планы. Фильм «Мы» в основном состоял из крупных и общих планов. Режиссеру крупные планы казались намного выразительнее, чем средние, на которых объект окружен множеством бытовых деталей. Вышеупомянутая девочка, снятая на среднем плане в песочнице или на кухне, вряд ли бы напоминала сивиллу или праматерь армянского народа.
302
303
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Артур Пелешян из своего опыта делает несколько теоретических и практических выводов:
«Многие считают, что крупный план нельзя непосредственно монтировать с общим, что их можно склеивать только через средний план. Однако это правило оказалось мифом, выдуманным нормативом. Возможности монтажа, по моему убеждению, бесконечны. Кто может отрицать, что вполне возможно смонтировать сверхкрупный план человеческого глаза с общим планом Галактики? Мне кажется недостаточным и тот взгляд, что крупный план будто бы предназначается для ближайшего рассмотрения той или иной детали. Функции крупного плана шире, он способен нести в себе смысловой акцент, способен передавать обобщающий образ, который может в итоге вырасти до бесконечной символики. С. Эйзенштейн говорил о большой разнице между понятиями «близко» и «крупно». Словом «близко» определяются физические условия видения. Словом «крупно» определяется оценка видимого объекта. «При этом сличении сразу же рельефно выступает главнейшая функция крупного плана в нашей кинематографии - не только и не столько показывать и представлять, сколько значить, означать, обозначать» (С. Эйзенштейн)»5
Каждый кадр фильма «Мы», так понятый и решенный автором, несет огромный смысл. Он важен, ибо все второстепенное и малозначительное режиссером решительно отбрасывалось. Режиссер задает такой высокий тон своему повествованию, что бытовым деталям там просто физически нет места, и даже те кадры, которые имеют некоторое отношение к быту, читаются зрителями возвышенно, патетически.
Я позволю себе еще одну пространную цитату из Георгия Га-чева. На мой взгляд, он удивительно точно описывает происходящее на экране:
«Патетика земли, вздыбленной в небо, задается сразу как лейтидея фильма. Долго выдерживается кадр: белые руки в черных рукавах, подъятые над головами женщин. Руки воздеты вверх, но головы не открыты к небу, как если б то была молитва, но наклонены вниз и отделены от неба платками... А рукава, взметенные, плещутся — на каком ветру, под каким ливнем? Кажется, держат над головой черный покров от Божьего
Режиссер Артур Пелешян и дистанционный монтаж
нева. Это не обычный ливень и ветер, но Б1е8 ггае. И точно: вон волны из земли, океан бушует — нет, то земля в извержении на небо клубится взрывами, стреляет в небо — то шторм земли... И опять руки, взметенные ввысь,— понятно теперь: они не простерты к небу с мольбой, а отталкивают небо. И точно: когда меняется ракурс и на это же смотрят с неба на землю, то видно, что по волнам людских колыханий плывет барка — гроб черный, красивый, изящный, легкий, щегольской даже. Так это его поддерживают над головами белые руки в черном! Это гроб положили как рубеж и посредник меж собой и небом, и небо отталкивают днищем и крышкой гроба...Черное море вдруг сменяется в кадре белым (прилив белых рубашек на ярком солнце — волной белой пены нахлынул на храм)... С той же выси, что и ангел, взирают люди: из кабин кранов — храмов новых алтарей, с выси бетонных конструкций, искры — брызги сварки посылая. Но и тут плоть людская — плоть земная — крупным планом: пот на небритой щеке в морщинах растрескавшейся земли, губы, жующие виноград на высоте над городом»6
Для поэзии важнейшее значение имеет ритм.
Ритм стихотворения, по утверждению Юрия Лотмана, ведает цикличностью повтора разных элементов с тем, чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном.
Для фильмов Артура Пелешяна ритм - понятие едва ли не определяющее.
Ритм его фильмов задают и ритуальные барабаны в фонограмме, и взрывы, и ритмические шумы. Этот ритм решительно проходит через всю монтажную структуру фильма. Он пронизывает изображение. Ритм фонограммы может взломать изобразительный ряд. Подтолкнуть его. Разрушить. Подхлестнуть.
ывернуть наизнанку.
И вот тут мы подходим к важнейшему открытию режиссера
ртура Пелешяна.
Открытию практическому и теоретическому. Очень связан-ому с ритмом.
Он изобрел новый вид монтажа - ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНТАЖ (впрочем, некоторые исследователи утверждают, что это просто один из вариантов обертонного монтажа, описанного еще Сергеем Эйзенштейном).
304
305
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Режиссер Артур Пелешян и дистанционный монтаж
Артур Пелешян подробно анализирует и описывает открытый им способ монтажного построения фильма.
Режиссер напоминает одно из принципиальных положений, высказанных в свое время Сергеем Эйзенштейном: один кадр, сталкиваясь в монтаже с другим кадром, рождает мысль, оценку, вывод. Таким образом, монтажные теории 20-х годов обращали главное внимание на отоношение между соседними кадрами. Сергей Эйзенштейн называл это монтажным стыком.
Артур Пелешян подходит к монтажу несколько иначе.
Он пишет:
«На опыте своей работы над картиной «Мы» я убедился, что главная суть и главный акцент монтажной работы для меня состоит не в склеивании кадров, а в их расклеивании, не в их «стыковке», а в их «расстыковке».
Оказалось, что самое интерсное - и в практическом, и в теоретическом отношении - для меня начинается не тогда, когда я соединяю два монтажных куска, а когда я их разъединяю и вставляю между ними третий, пятый, десятый кусок.
Взяв два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, я стремлюсь их не сблизить, не столкнуть, а создать между ними дистанцию.
Идейный смысл, который я хочу выразить, достигается лучше всего не в стыке двух кадров, а в их взаимодействии через множество звеньев.
Такой монтаж я называю дистанционным»7
Режиссер, анализируя свой фильм, рассказывает достаточно подробно о том, как действует его дистанционный монтаж.
Вот, например, почти в самом начале фильма появляется крупный план девочки (этот кадр мы уже упоминали). Как выяснится в дальнейшем, это один из опорных кадров дистанционного монтажа. Но пока еще образное значение этого кадра не ясно зрителям. Ощущается лишь какая-то задумчивость и тревога. Кадр с девочкой сопровождается симфоническим аккордом. Затем сразу же следует затемнение и пауза. Второй раз этот же кадр с девочкой появится на экране минут через пятнадцать. И вновь в сопровождении симфонического аккорда. «В конце фильма, в эпизоде репатриации, - пишет в своей работе « Дистан-
306
ционный монтаж» Артур Пелешян, - в третий раз включается этот опорный элемент монтажа, но только в звуке: симфонический аккорд повторяется на кадре людей, вышедших на балкон. В таком построении легче всего увидеть элементарный повтор. Но функция этих монтажных элементов не сводится к повтору. Это как бы лицо народа, взирающего на свою историю»5
Получается так, что зритель может полностью понять и оценить смысл кадра не сразу, а через некоторое время. За те пятнадцать минут, которые прошли между двумя кадрами девочки, зритель успел многое увидеть и понять. Некоторые страницы армянской истории и общая тональность рассказа позволяют при новой встрече с этим детским личиком увидеть в нем уже не просто задумчивого ребенка, а нечто гораздо большее. В сознании зрителя устанавливается монтажная связь не только с самими повторяющимися опорными кадрами, но и с теми элементами, которые их окружают. Искры, взлетающие в литейке, искры и огонь вулканической лавы, белоснежные искры вспорхнувших голубей - все это не главные тона, это обертона, влияющие на наше поэтическое отношение к разворачивающимся на экране событиям. Опорные кадры по ходу фильма каждый раз обогащаются новыми смыслами, более тонкими оттенками, новыми тонами. Повторим, что некоторые теоретики находят большое сходство дистанционного монтажа Пелешяна с обертонным монтажом Сергея Эйзенштейна. Желающие углубиться в эти теоретические тонкости могут обратиться к изданному не так давно Музеем кино в Москве уникальному труду под названием «Сергей Михайлович Эйзенштейн. Монтаж». Однако вернемся к Артуру Пелешяну. Он пишет: «В фильме «Мы» есть и другие опорные элементы, данные в изображении и звуке. Они появляются один за другим - в первой половине фильма. Перечислю их: это вздохи, звучание хора, крупные планы рук, изображения гор. Потом эти элементы как бы ответвляются, некоторые части изображения и фонограммы смещаются на другие доли, размеры, длительность действия. Частью они перебрасываются в другие эпизоды, сталкиваясь с другими элементами и ситуациями. Но как только кадр девочки возникает вторично, все эти разъединенные элементы вновь перегруппировываются и, как бы получив новое задание, про-
307
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
ходят в другой последовательности, в измененной форме, для выполнения новых функций.
Сначала включается хор, затем - вздохи (превратившиеся в крик), после этого - руки и наконец - горы.
Еще раз подчеркиваю: дистанционный монтаж может строиться и на изобразительных элементах, и на звуковых, и на любых соединениях изображения и звука. Организуя фильм именно на таких соединениях элементов, я стремился к тому, чтобы он стал подобием живого организма, обладающего системой сложных внутренних связей и взаимодействий»9
Артур Пелешян утверждает, что в его сознании, в его фантазии еще даже не снятый фильм уже существует как жесткая структура, в которой место каждого элемента предопределено с абсолютной необходимостью. Заметьте, что речь идет о поэтическом фильме! И как мало позволяет себе режиссер «поэтических вольностей». Попытка режиссера «раздвинуть» кадры в его дистанционном монтаже не случайна. Как справедливо было замечено исследователями, для создания ритма опорные элементы должны быть разнесены, раздвинуты, подобно колоннам греческого храма, создающим свой собственный архитектурный ритм.
Режиссер утверждает: когда система дистанционного монтажа найдена, то в нее уже невозможно вносить частичные изменения, произвольно исключать тот или иной элемент. Эту систему нужно или принимать, или отвергать в целом.
Монтажная система Пелешяна очень напоминает метрическую схему стиха. Именно ею и определяется стихотворный ритм произведений режиссера. Так что секрет поэтических фильмов Пелешяна не просто в «поэтической вольнице» и каких-то туманных аллюзиях...
Метод работы Артура Пелешяна - личный и уникальный.
Вряд ли разумно и плодотворно слепо ему подражать.
Дистанционный монтаж - не универсальная отмычка, пригодная для всех случаев. Как утверждает сам автор, это не фонд автономных готовых приемов.
Это метод выражения режиссерской мысли.
Если таковая мысль, разумеется, есть в наличии.
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс