Преодолевая разрыв: цели и задачи
Когда обозначены пограничные ориентиры, описаны текущее состояние и цели стратегического планирования, возникает новая категория — РАЗРЫВ, или, по-другому, промежуток между тем, что есть, и тем, что должно быть. Стратегическое планирование направлено на его преодоление.
Давая оценку существующему разрыву, прежде всего необходимо определить, преодолим ли он вообще. Если разрыв окажется слишком большим для того, чтобы организация или участники проекта смогли преодолеть его со своими текущими ресурсами, им придется либо пересмотреть свое желаемое будущее, либо разбить его на несколько переходных этапов, либо растянуть на более длительный период.
Затем следует разделить общий разрыв на разрывы по каждому из значимых для организации или проекта функциональных, отраслевых, территориальных и других направлений деятельности, по которым впоследствии будет вестись планирование. В ходе такого расчленения выявляются и группируются в основные категории (разделы) планирования совокупности проблем и потребностей. Таким образом, получается, что каждый раздел планирования представляет собой группу проблем, которые надо разрешить для преодоления разрыва между настоящим и будущим. Среди них могут быть такие, как информационные, коммуникационные, финансовые, маркетинговые, административные, технические и т. п.
Возможна и другая логика формирования разделов плана. Так, поскольку мы ведем разговор о "связях с общественностью", то и разделы плана могут образовываться по соответствующим слагаемым понятия "общественность": сотрудники, партнеры, потребители, конкуренты и т. д.
Когда проблемные разделы плана определены, можно переходить к постановке целей и задач. Основную, главную цель, по существу, формулирует видение. Что же касается вспомогательных целей, то достижение их следует рассматривать как преодоление разрыва по каждому из разделов планирования.
Приведу пример описания целей с их распределением по разделам, взятый из основных принципов управления авиационной компании "Люфтганза" (Германия):
...Нашей целью является принадлежность к лучшим воздушным линиям мира, что достигается на основе:
• компетенции в области авиации,
• технической точности,
• постоянной готовности к обслуживанию.
Нашей целью является обеспечение... социальной защиты сотрудников.
Нашей целью является обеспечение прибыли владельцам капиталов...
Задачи же можно определить как конкретизацию целей, как измеримые конечные результаты деятельности организации. В задаче описывается желаемый результат ее решения и дается детальный план достижения этого результата. Такой план, как правило, включает четыре главных составляющих:
• функциональную характеристику предпринимаемого действия (начать, увеличить, обеспечить);
• предполагаемый результат в количественных единицах, обычно в процентах или числах (повысить в 2 раза, увеличить на 25%);
• определенный срок достижения намеченного результата (выполнить к 31 марта, подготовить к ежегодному собранию акционеров);
• расходы на выполнение задачи, включающие денежные, материальные и человеческие ресурсы.
Таким образом, задача = функция, выраженная глаголом действия + измеримый результат + установленный срок + расходы.
Рассмотрим, как соотносятся цели и задачи в плане работы одной из крупных коммерческих компаний:
Цель | Задачи |
Улучшить подготовку персонала компании | Провести в период с 1 сентября по 31 декабря шесть занятий по переговорным технологиям, выделив для этого 5 тыс. долл. из соответствующей статьи бюджета компании. С 1 января организовать в компании работу краткосрочных (2 месяца) курсов для всех вновь принимаемых на работу сотрудников. До 1 декабря направить в вышестоящую организацию записку с обоснованием необходимости курсов и просьбой о выделении финансирования. |
Развить благотворительный имидж компании
| Провести в период с мая по сентябрь серию акций по распределению среди малоимущих слоев населения тысячи предметов, производимых компанией, с расходами, не превышающими 150 тыс. долл. К 1 октября выделить 100 тыс. долл. для образования фонда стипендий, которыми будут ежегодно награждаться 10 лучших студентов вуза "N" по представлению его руководства. |
Итак, если цель формулирует стремление, то задачи делают его измеримым и точно установленным.
В схематичном варианте структура плана может выглядеть следующим образом:
Раздел планирования (указывается название).
Цель (дается формулировка цели).
Задача (что сделать) | Приоритет действий (в каком порядке) | Способ осуществления (каким образом) | Обязанность (кто за что отвечает) | Срок (когда должно быть выполнено) | Ресурсы (материальное обеспечение выполнения) |
|
|
|
|
|
|
Далее речь должна идти о порядке осуществления плана, контроле за его выполнением, корректировке первоначально зафиксированных позиций. Но все это суть принадлежность уже "чистого" менеджмента, поэтому углубляться в данную сферу в контексте "паблик рилейшнз" не представляется целесообразным.
* * *
Полагаю, что у читателя вполне может возникнуть вопрос: а встречаются ли в отечественной практике стратегические планы, составленные с учетом всех указанных в настоящей главе позиций? Да, такие примеры существуют, и здесь предлагаю ознакомиться с одним из них — Стратегическим планом Санкт-Петербурга [10] — первого города в России, создавшего такого рода документ.
Если говорить об истории вопроса, то разработка базисного Стратегического плана продолжалась с октября 1996 по декабрь 1997 г. и проходила максимально открыто, с широким освещением в средствах массовой информации, привлечением общественности, проведением общегородских конференций. Для формирования плана была создана организационная структура — Генеральный совет Стратегического плана под председательством мэра Санкт-Петербурга. Совет опирался на тематические комиссии, обеспечивавшие создание частных стратегий. Эти комиссии объединили около 450 человек — сотрудников городской администрации, ученых и специалистов, представителей крупных фирм, ассоциаций и общественных организаций. Комиссии занимались анализом проблем, постановкой целей, формулированием задач и определением мер по их достижению.
Имеет смысл привести цифры, характеризующие объем проделанной работы. В плане представлены главная цель, 4 стратегических направления, 22 вспомогательные цели, 83 задачи. В виде отдельных томов оформлено 16 приложений общим объемом около 1200 страниц (картографические материалы, информационные карты к мерам Стратегического плана и др.), а также 14 подготовленных тематическими комиссиями томов, содержащих материалы к обоснованию принимаемых мер (частные стратегии).
При характеристике текущего состояния, из которого "вырастал" Стратегический план, подробно описывались конкурентные возможности Санкт-Петербурга. Здесь выделялись следующие разделы: "Санкт-Петербург в мировой экономике", "Экономика России и возможности Санкт-Петербурга", "Внутренние факторы развития Санкт-Петербурга", "Результаты анализа конкурентных возможностей Санкт-Петербурга".
Миссия плана сводилась к следующему: оценка конкурентных преимуществ и недостатков города и выбор стратегии поведения на рынке. Применительно к специфике переходного периода и особенностям социально-экономического положения Санкт-Петербурга давал ось описание перспектив формирования в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, реформирования городских общественных служб, повышения эффективности бюджетных расходов.
А вот как обозначались принципы работы, при следовании которым данная миссия могла бы осуществиться.
- Глава I 4
- Глава II 24
- Глава III 44
- Глава IV 68
- Глава V 88
- Глава VI 116
- Глава VII 144
- Глава VIII 164
- Глава IX 177
- Глава X 211
- Глава XI 233
- Глава I "паблик рилейшнз": понятие, история, структура Анализ определений "паблик рилейшнз"
- Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
- Исходная структура пр-деятельности, общие принципы ее построения и оценки
- Что мы имеем: оценка текущего состояния
- Мостик в будущее: нормы и принципы поведения
- Зачем и куда мы движемся: миссия и видение
- Преодолевая разрыв: цели и задачи
- Нацеленность на главное для конкурентоспособности города
- Глава III имидж и корпоративные отношения
- Имидж за один час
- Замысел: кто мы и что можем, кто они и чего они хотят?
- Стройка начинается с фундамента: корпоративная философия
- "Надземный фундамент": история-легенда
- Внешний облик "дома": здание, автомобиль, планета
- Кто в "доме" живет: каждому монастырю — свой устав
- За воротами "дома": флора и фауна, друзья и недруги
- Чтобы друзей стало больше: развитие отношений с обществом
- Небо над "домом": звезды, музыка и песни
- Конструирование имиджа: подстраивать или подстраиваться?
- Кем вы хотите быть? Ну так будьте!
- Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
- Как можно создать и усилить новость
- Основной и дополнительный вес новости
- Глава V формы подачи информационно-новостных материалов Пресс-конференция
- Пресс-конференция началась
- Конференция
- Презентация
- Пресс-тур
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Распространение слухов
- Медиа-карта
- Работа с целевыми аудиториями в условиях чп
- Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них
- Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп
- Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях
- Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Глава VII привлечение инвестиций
- Базовая информация для инвесторов
- Инвестиции в "самое лучшее"
- "Самым лучшим" может быть каждый
- Рейтинговой информации до сведения целевых групп
- Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Вложения в престиж
- Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Глава VIII
- Появление пр-структур: дань моде или закономерность?
- Место пр в органах государственной власти: теоретическое обоснование
- Государственная пр-служба: уровень минимальной достаточности
- Пресс-служба Государственной Думы рф
- Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (цос фснп)
- Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве общего и профессионального образования рф
- Специализированная пр-фирма
- Глава IX процедурные технологии "паблик рилейшнз". Фасилитация
- Кем должен и кем не может быть групповой фасилитатор
- Три главные составляющие фасилитации
- Этапы фасилитации. "Мозговая атака"
- Диагноз группового поведения
- Рекомендации фасилитатору
- Регламентированная фасилитация
- Фасилитация при проведении больших собраний
- Фасилитация с экспертными группами в условиях реализации крупных социально-экономических проектов
- Использование технологий фасилитации в целях повышения эффективности промышленных предприятий
- Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация
- Стадии медиаторского процесса
- Продолжительность медиаторских сессий
- Регламентированная медиация
- Медиация при решении управленческих проблем
- Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов
- Контекст проекта
- Комплект базовых материалов
- Набор идентификационных признаков (фирменный стиль)
- Пул информационной поддержки
- Презентация
- Информационный модуль на выставке
- Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей
- Организация поездок журналистов
- "Круглый стол"
- Кульминационное действие
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ипра)
- Европейская конфедерация по связям с общественностью - серп (cerp)
- Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области пр - Кодекс серп)
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников пр, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности По отношению к клиентам и нанимателям
- По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
- По отношению к коллегам — работникам пр
- По отношению к своей профессии
- Афинский кодекс (Кодекс ипра и серп)
- Ико (ico) – Международный комитет ассоциаций пр-консультантов
- Римская хартия (профессиональная Хартия ико)
- 1. Общие положения
- 2. Отношения с общественностью,, средствами массовой информации и представителям других профессии
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Хельсинская хартия
- Минимальные стандарты качества (мск)
- Методики: направления и требования
- Исполнение: направления и требования
- Профессиональные навыки: виды и требования
- Кодекс профессионального поведения британского института пр - ипр (ipr)
- Российская организация по связям с общественностью (расо)
- Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация расо)
- Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти)
- Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (акос, Россия) – новое объединение на российском рынке пр-услуг
- Приложение 2. Рейтинг российских пр-агентств
- Примечания
- Список сокращений