Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
Если вспомнить, что современное общество уже давно характеризуется как общество информационное, если как следует осознать, что большинство происходящих в самых разных сферах жизнедеятельности современных открытий представляют собой синтез уже имеющейся информации, станет понятным, почему практически каждый социальный субъект все более и более озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации. Информация из некоторого вспомогательного инструмента постепенно превращается в один из главных двигателей лайнера под названием "Жизнь" и способна непосредственно обеспечивать как локальное благополучие и индивидуальный комфорт, так и прогрессивную динамику социума в целом.
Естественно, что в этой ситуации буквально на всех рынках — политическом, экономическом, культурном и т. д. — разворачивается и нарастает серьезная конкуренция за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена. Но какая бы задача ни ставилась, в любом случае процесс использования информации начинается с простого ознакомления с ней. Успех же данного акта однозначно зависит от того, попадает ли определенное сообщение, а если да, то в каком объеме, в средства массовой информации (СМИ). Поддается ли такое "попадание" управлению?
Вероятно, большинство из тех, кому этот вопрос будет задан, ответят на него утвердительно. Другое дело, что формы такого управления — и в теории, и на практике — предлагаются разные. И наиболее распространенными среди них являются действия, имеющие целью управление самими СМИ. Каким образом? Например, посредством ужесточения или, напротив, либерализации механизмов регистрации СМИ, привлечения их к ответственности за различного рода нарушения, контроля за содержанием СМИ со стороны органов власти; путем выдачи или невыдачи им финансовых дотаций; через расширение или, наоборот, сужение возможностей для получения необходимой информации и т. д. — в любом случае такое управление сопряжено с использованием административно-правовых — как прямых, так и косвенных — регуляторов.
Что касается прямого управления СМИ, то достаточно полное представление о нем дает анализ динамики законодательства о СМИ, в частности неоднократно дополнявшегося и исправлявшегося Закона РФ "О средствах массовой информации". В качестве же иллюстрации такого управления с помощью косвенных, неформальных методов приведу следующий пример. В одном из интервью бывшему пресс-секретарю Президента РФ В. Костикову задали следующий вопрос:
— У журналистов было очень много нареканий по поводу методики проведения пресс-конференций Президента. Вы считаете ее единственно правильной в наших условиях или журналисты все же достойны большей свободы?
Вот какой ответ последовал:
— В практике, которой я придерживался, нет ничего нового, она обычна. Мне много раз приходилось бывать на пресс-конференциях Клинтона, я хорошо знаком с бывшим пресс-секретарем нескольких президентов Марлином Фицуоттером. Всегда у каждого пресс-секретаря существует круг доверенных журналистов, которых он привлекает к работе. Это не значит, что я выдавал билетики, на которых написано: спросите то-то и то-то. Это значит, что я просил такого-то и такого-то задать вопрос, понимая, что они могут задать очень острый вопрос, но что этот вопрос будет корректным, тактичным и учитывать характер Президента.
Задача пресс-секретаря, кроме всего прочего, состоит в том, , чтобы оградить Президента от бестактностей, которые могут быть в силу того, что в журналистику сейчас пришло много молодежи, необтертой, умеющей работать только на себя. Пресс-конференция устраивается не для того, чтобы провести шоу, а для того, чтобы донести до общества и журналистов некоторую сумму идей. И конечно, я был заинтересован, чтобы Президенту были заданы вопросы, отвечая на которые он бы изложил те вещи, какие считает необходимыми. Но к концу пресс-конференции всегда были импровизированные вопросы. Случались, конечно, ситуации, когда после некоторых эпизодов в политике мы просто хотели избежать некоторых вопросов...
А вот как комментировала это интервью готовившая его журналистка:
— Сформирован узкий круг доверенных журналистов, прошедших проверку по каналам Службы безопасности Президента и работающих по древнему принципу "ты мне, я тебе".
Естественно, гарантированное получение информации из "достоверных источников" предполагает "взаимообразие". Иногда поездки Президента по стране и за рубеж бывают на редкость занимательны, однако, если с ним летят приближенные журналисты, пресс-служба спокойна: члены "узкого круга" платят взаимностью и при необходимости самостоятельно цензуруют информацию. В противном случае они выбывают из команды...
Редкие, но массовые пресс-конференции Ельцина тоже проходят по заведенной схеме. Пресс-служба обзванивает журналистов и либо предлагает свои вопросы, либо принимает заявки. Заявку могут удовлетворить, а могут и нет. Журналист из числа доверенных, нарушивший джентльменское соглашение и задавший "не тот" вопрос, опять же может перейти в разряд изгоев и лишиться не только права на бесплатные зарубежные поездки, но иногда и вообще доступа в Кремль. Добрая половина вопросов отдается иностранной прессе— как правило, они касаются внешнеполитической тематики и потому менее болезненны для Президента... [31]
И прямые, и косвенные методы управления СМИ конечно же возможны, а в ряде случаев необходимы. Скажем, в конце 90-х годов вместе с образованием крупных медиа-холдингов в России чрезвычайно остро встал вопрос о государственном регулировании процесса монополизации негосударственных СМИ. Но такое регулирование направлялось не на ущемление свободы СМИ, а, напротив, на сохранение достигнутого уровня их независимости.
Однако столь же возможен, а главное, значительно более креативен подход, основанный на управлении информацией как таковой. Попробую обозначить этапы, логику, механизмы такого управления.
1. Формирование собственного информационного потока
С чего следует начинать такое управление? С того, что экономический, политический или иной субъект, имеющий целью занять или сохранить влиятельное или просто заметное положение в обществе, должен организовать собственный информационный поток, не зависящий от общедоступного, традиционного, официального и т. п. На первом, "валовом" этапе потребителю дается максимально большой объем информации. Являетесь ли вы представителем правительства, политической партии, банка или строительной фирмы — в любом случае необходимо попытаться захватить монополию на информацию о себе. Это достигается тем, что поставка сведений для СМИ (факс, электронная почта, прямая рассылка, раздача журналистам в ходе мероприятий) осуществляется регулярно, масштабно, оперативно, по любому поводу, включая незначительные и малоинтересные события.
Для чего? Пока только для того, чтобы вас узнали и к вам привыкли. Понятно, что одни бросят ваше очередное сообщение в урну ("Какое отношение к нам имеет эта информация?"), зато никто не упрекнет в сокрытии сведений.
Другие станут угадывать: а что вы, собственно говоря, хотите "протолкнуть"? Но вы еще не преследуете такого рода целей, и потому такие догадки вам не помешают.
Третьи выступят с какой-нибудь критикой, но она минимально опасна, поскольку базируется на ваших собственных источниках, а значит, вы всегда сможете ей противодействовать путем корректировки поставляемой информации.
Четвертые начнут предлагать варианты рекламных расценок за размещение ваших материалов или "черной" ПР — откажитесь от всех подобных вариантов и поясните, что вы всего лишь цивилизованно работаете с информацией, а публиковать ее или нет — дело самих СМИ.
Пятые запросят дополнительную информацию — выдать ее незамедлительно без всяких условий. Во-первых, это первый тонкий мостик к перспективному информационному партнерству; во-вторых, не стоит провоцировать СМИ на то, чтобы они добывали информацию " с черного хода".
И еще об одном: откройте настежь двери (не все, конечно, а некоторые) в свою организацию — одно это создает предпосылки благожелательного настроя.
2. Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией
Когда поставленная выше задача в основном решена и вы заявили о себе, можно приступать к созданию ограниченно-целевых информационных потоков, работающих не вообще, а на совершенно конкретную цель. Такой процесс вполне подходит под определение манипуляции, понимаемой весьма неоднозначно. Но обратимся сначала к словарю, где говорится, что "манипулирование — это процесс воздействия на общественное мнение и поведение для его канализации в нужном определенным политическим или общественным структурам направлении" [32]. Негативный или позитивный характер носит такой процесс? Этично ли манипулировать информацией, совместимо ли манипулирование ею с понятием цивилизованной работы с ней?
Процесс манипулирования может быть определен как недопустимый или неэтичный, если он направлен на прямой обман потребителей информации (использование заведомо ложных цифр и фактов), воздействие на подсознательные инстинкты (скрытые вставки в теле-, видео-, кинопрограммах, компьютерных файлах), на оскорбление лиц или организаций, дискредитацию товаров или услуг. Конкретные ограничения на такого рода манипулирование зафиксированы в Законах РФ "О рекламе" и "О средствах массовой информации".
Значительно сложнее обстоит дело с понятием "ложная оценка": “ложное” с точки зрения одного субъекта может быть "истинным" с позиции другого, отсюда данное словосочетание приобретает весьма относительный философский контекст. А употребление тезисов типа "мы говорим только правду и обходимся без манипулирования" носит и вовсе идеалистический характер, поскольку, во-первых, любой субъект распространяет информацию в определенных целях, а во-вторых, на своем пути она проходит через многочисленные эмоциональные и другие фильтры, что приводит к более или менее значительному искажению информации. И получается, что практически в 100% случаев передачи информации мы имеем дело с ее интерпретацией. Но если непроизвольная интерпретация все равно неизбежна, то не лучше ли заниматься интерпретацией сознательно?!
Такого рода "сознательное манипулирование" представляет собой цивилизованную игру-конкуренцию по существующим в обществе правилам, в процессе которой используются определенные приемы работы с информацией на предмет ее оптимального воздействия на потребителя. К их числу относятся следующие: умолчание ("выгодная" информация остается в материале, а "невыгодная" изымается), перестановка (малозначимые, но необходимые информационному субъекту позиции выносятся в начало материала, а действительно значимые "задвигаются" в конец), привлечение авторитетного посредника (если заинтересованный в передаче определенной информации субъект не является авторитетным для данной целевой группы или воспринимается негативно, подыскивается авторитетный источник, передающий ту же самую информацию), подгонка опросов и рейтингов (подбирается и опрашивается такая совокупность людей, чье мнение работает на решение нужной задачи), подбор цитат (предоставляются некомментированные цитаты, в комплексе работающие на требуемый результат), эмоциональная подпитка (использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр), монтаж (выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые выставляли бы некоторый объект в невыгодном или, напротив, выгодном ракурсе) и др.
На практике эта игра (в которой побеждает не примитивно обманывающий и даже не сильнейший, а скорее умнейший, т. е. владеющий технологиями такой игры) сводится к тому, что вместо информационного "вала" вы начинаете выдавать всего лишь "фрагменты", работающие на выполнение главных задач ПР-кампании — повышение политической, экономической и иной привлекательности товаров, услуг, личностей и проектов. Причем переход от "вала" к фрагментам при тщательном следовании предложенной логике скорее всего останется незамеченным для большинства СМИ и ваших целевых групп. Комплексным примером "нормального" манипулирования служит технология расстановки информационных акцентов во время выборной кампании. Так, сначала, в ходе так называемого идентификационного этапа кампании кандидат "очеловечивается" исходя из того образа, который был бы наиболее приемлем для избирателей. Другими словами, информационный акцент делается на том, что кандидат такой же человек, как и вы, либо такой, которого вы желаете видеть. Цель этапа получить рефлексию избирателей в виде установок "этого мы знаем" и "он вроде ничего".
Но на следующем этапе информационные акценты меняются: теперь позитивный человеческий образ дополняется позициями, свидетельствующими о дееспособности кандидата как политика (аргументационный этап), и в ход идут программы, предложения, акции и пр.
Когда и этот этап пройден успешно, появляется очередной информационный акцент— сопоставление с оппозицией. На этом этапе, , выдавая нейтральную или неблагоприятную информацию о других кандидатах, инициаторы "фрагмента" предлагают избирателю сравнить "нашего" с "не нашим" и сделать соответствующие выводы.
Наконец, накануне выборов появляется информационный акцент совсем другого свойства: если предыдущие этапы удалить, избирателей истово приглашают участвовать в "судьбоносных" выборах; если же дело по существу проиграно — предлагается бойкотировать выборы, потому что "все равно ничего не изменится".
3. Приоритетная поставка информации, информационное партнерство
Когда вы почувствуете, что ваша информация пользуется доверием со стороны СМИ, нужно идти дальше. Ведь важно не только то, чтобы к вам проявляли доверие, нужно также, чтобы вашим доверием дорожили. Поэтому выбираются "особо почетные" (влиятельные или в наибольшей степени работающие с вашими целевыми аудиториями) СМИ, с которыми заключается джентльменское соглашение: мы вам — эксклюзивную ("только вам" либо "вам первым") информацию, вы нам — бесплатную информационную поддержку. Когда такое соглашение хотя бы на принципиальном уровне достигнуто, начинается информационный обмен, постепенно перерастающий в информационное сотрудничество, а затем и в более глобальные формы взаимодействия в рамках решения важных для обеих сторон проблем.
Возможность подобных отношений многие оценивают скептически — мол, "нематериальные" контакты в ходе проведения ПР-кампании в России конца XX в. крайне редки. С одной стороны, со скептиками нужно согласиться: да, есть "непробиваемые" СМИ, которые вы ничем не проймете. С другой стороны, существует набор совершенно банальных тезисов: а) средства массовой информации без информации жить не могут, б) сто процентов печатной или эфирной площади не может быть заполнено платными материалами, в) очень часто есть возможность выдать такую информацию и так ее представить, что она будет интересна конкретному СМИ. Независимо от ваших целей, пути эти универсальны и пригодны для работы с любыми СМИ.
4. Оптимизация формы и стиля подачи материалов
Итак, вы успешно прошли три предыдущих этапа, и СМИ готовы воспринимать и публиковать ваши материалы. Однако процесс управления информацией на этом не закончился: приемлемое содержание необходимо "упаковать" в столь же приемлемую форму. Ведь от того, что одно издание принято называть "солидным" или "официальным", а другое— "желтой прессой", не увеличивается количество людей, читающих первое, и не уменьшается число поклонников второго. Поэтому для пользы дела придется либо заводить собственное "желтое" СМИ, либо проталкивать информацию в уже существующий аналог, окрашивая ее в примитивно-популистские тона.
Как отмечали участники проведенного в 1998 г. представительного "круглого стола" по теме "Политическая аналитика на информационном рынке СМИ",
«существенная сшибка аналитиков на пути сближения со СМИ заключается в неспособности вписаться в заданные темы и формы, включая заданное количество страниц. И требования журналиста в данном случае вполне справедливы, потому что он больше всего хочет, чтобы материалы читали и смотрели, в противном случае они не представляют публицистической ценности.
Но вопрос об адаптации аналитического материала к предложенному заданию имеет не только формальное значение. Скажем, один и тот же аналитический материал, каким бы глубоким он ни был, сторонниками Г. Зюганова будет использоваться в одном ключе, а сторонниками Б. Ельцина— совсем по-другому. Другими словами, потребителями аналитического товара являются совершенно разные субъекты, специфика которых в каждом конкретном случае должна учитываться, включая специфику самих СМИ.
Ведь СМИ— это в конечном счете высокоразвитая абстракция. И для того чтобы серьезный политический анализ донести до читателей "Московского комсомольца", его нужно препарировать в такой форме, чтобы этот материал стал приемлемым для этой газеты. Да, всем нам хотелось бы видеть СМИ проводниками больших и светлых идей, но они вынуждены жить в ситуации борьбы за свою аудиторию, от массовости и симпатий которой зависит экономическое выживание. Поэтому если "МК" работает с аудиторией пониженных интеллектуальных запросов, это не значит, что для него неприемлемы глубокие аналитические материалы— просто нужно их соответствующим образом обработать...» [33]
- Глава I 4
- Глава II 24
- Глава III 44
- Глава IV 68
- Глава V 88
- Глава VI 116
- Глава VII 144
- Глава VIII 164
- Глава IX 177
- Глава X 211
- Глава XI 233
- Глава I "паблик рилейшнз": понятие, история, структура Анализ определений "паблик рилейшнз"
- Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
- Исходная структура пр-деятельности, общие принципы ее построения и оценки
- Что мы имеем: оценка текущего состояния
- Мостик в будущее: нормы и принципы поведения
- Зачем и куда мы движемся: миссия и видение
- Преодолевая разрыв: цели и задачи
- Нацеленность на главное для конкурентоспособности города
- Глава III имидж и корпоративные отношения
- Имидж за один час
- Замысел: кто мы и что можем, кто они и чего они хотят?
- Стройка начинается с фундамента: корпоративная философия
- "Надземный фундамент": история-легенда
- Внешний облик "дома": здание, автомобиль, планета
- Кто в "доме" живет: каждому монастырю — свой устав
- За воротами "дома": флора и фауна, друзья и недруги
- Чтобы друзей стало больше: развитие отношений с обществом
- Небо над "домом": звезды, музыка и песни
- Конструирование имиджа: подстраивать или подстраиваться?
- Кем вы хотите быть? Ну так будьте!
- Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
- Как можно создать и усилить новость
- Основной и дополнительный вес новости
- Глава V формы подачи информационно-новостных материалов Пресс-конференция
- Пресс-конференция началась
- Конференция
- Презентация
- Пресс-тур
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Распространение слухов
- Медиа-карта
- Работа с целевыми аудиториями в условиях чп
- Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них
- Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп
- Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях
- Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Глава VII привлечение инвестиций
- Базовая информация для инвесторов
- Инвестиции в "самое лучшее"
- "Самым лучшим" может быть каждый
- Рейтинговой информации до сведения целевых групп
- Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Вложения в престиж
- Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Глава VIII
- Появление пр-структур: дань моде или закономерность?
- Место пр в органах государственной власти: теоретическое обоснование
- Государственная пр-служба: уровень минимальной достаточности
- Пресс-служба Государственной Думы рф
- Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (цос фснп)
- Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве общего и профессионального образования рф
- Специализированная пр-фирма
- Глава IX процедурные технологии "паблик рилейшнз". Фасилитация
- Кем должен и кем не может быть групповой фасилитатор
- Три главные составляющие фасилитации
- Этапы фасилитации. "Мозговая атака"
- Диагноз группового поведения
- Рекомендации фасилитатору
- Регламентированная фасилитация
- Фасилитация при проведении больших собраний
- Фасилитация с экспертными группами в условиях реализации крупных социально-экономических проектов
- Использование технологий фасилитации в целях повышения эффективности промышленных предприятий
- Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация
- Стадии медиаторского процесса
- Продолжительность медиаторских сессий
- Регламентированная медиация
- Медиация при решении управленческих проблем
- Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов
- Контекст проекта
- Комплект базовых материалов
- Набор идентификационных признаков (фирменный стиль)
- Пул информационной поддержки
- Презентация
- Информационный модуль на выставке
- Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей
- Организация поездок журналистов
- "Круглый стол"
- Кульминационное действие
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ипра)
- Европейская конфедерация по связям с общественностью - серп (cerp)
- Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области пр - Кодекс серп)
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников пр, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности По отношению к клиентам и нанимателям
- По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
- По отношению к коллегам — работникам пр
- По отношению к своей профессии
- Афинский кодекс (Кодекс ипра и серп)
- Ико (ico) – Международный комитет ассоциаций пр-консультантов
- Римская хартия (профессиональная Хартия ико)
- 1. Общие положения
- 2. Отношения с общественностью,, средствами массовой информации и представителям других профессии
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Хельсинская хартия
- Минимальные стандарты качества (мск)
- Методики: направления и требования
- Исполнение: направления и требования
- Профессиональные навыки: виды и требования
- Кодекс профессионального поведения британского института пр - ипр (ipr)
- Российская организация по связям с общественностью (расо)
- Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация расо)
- Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти)
- Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (акос, Россия) – новое объединение на российском рынке пр-услуг
- Приложение 2. Рейтинг российских пр-агентств
- Примечания
- Список сокращений