Диагноз группового поведения
Прежде чем начать работу с блоками групповой процесс, групповая структура и организационный контекст (а иногда уже в ходе этой работы), фасилитатор должен понять, какое именно поведение членов группы нуждается в улучшении, другими словами, поставить своего рода диагноз группового поведения. Такой диагноз можно определить как процедуру, когда фасилитатор наблюдает за групповым поведением, выясняет его природу и сопоставляет существующие в группе типы поведения с теми, которые, по его мнению, способны повысить групповую эффективность.
Выделяется шесть стадий такого диагноза:
1) наблюдение за поведением группы;
2) выводы о существующих типах поведения;
3) решение о способах вмешательства;
4) сообщение членам группы о своих наблюдениях;
5) уточнение сделанных ранее выводов с помощью членов группы;
6) помощь группе в ответе на вопрос: стоит ли изменить существующие типы поведения и если да, то каким образом?
Можно заметить, что первые три пункта относятся к собственно диагнозу, а пункты 4—6 представляют собой форму первичного вмешательства фасилитатора в деятельность группы. В то же время эти пункты-шаги фактически осуществляются параллельно, т. е. шаг 1 — совместно с шагом 4, шаг 2 — совместно с шагом 5, а шаг 3 — совместно с шагом 6.
В качестве базовых типов поведения могут выступать такие, как:
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ поведение, т. е. поддерживающее или повышающее групповую эффективность;
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЕ поведение, которое ослабляет групповую эффективность за счет:
утверждающих действий (противоречащих решаемой задаче),
отрицающих действий (игнорирования значимой информации).
НЕЙТРАЛИЗУЮЩЕЕ поведение, которое повышает групповую эффективность за счет несогласия с дисфункциональным поведением.
Указанные типы поведения можно проследить на примере, когда группа контроля за качеством в одной из фирм пытается разобраться в том, почему потребители услуг фирмы порой ожидают их слишком долго.
Сформулировав проблему, члены группы приступили к выявлению причин, вызвавших ее. На этом этапе между ними состоялся следующий разговор:
Владимир:
— Одна из причин заключается в том, что мы не выполняем весь перечень возложенных на нас функций в течение рабочего дня.
Анатолий ("перепрыгивая" к этапу предложения вариантов решений):
— А я вам скажу, как добиться выполнения всех функций,— надо уменьшать людям плату, если они расходуют рабочее время впустую.
Александр:
— Лично я согласен с Анатолием. Надо либо уменьшать плату, либо как минимум объявлять выговор.
Сергей:
—Но причина медленного выполнения функций может заключаться также в несовершенстве нашей компьютерной системы. Когда наши работники обращаются за помощью к компьютеру, то обнаруживают, что там зачастую нет той информации, в которой они нуждаются.
Анатолий:
— Я все-таки думаю, что мы должны штрафовать людей, которые опаздывают на работу, а домой уходят раньше окончания рабочего дня.
Петр:
— Анатолий и Александр! Вы уже начали говорить о решениях, а мы еще не обсудили причины проблемы. Давайте сначала закончим с причинами, а потом уже перейдем к решениям...
Итак, разговор начался с функционального поведения Владимира— он обозначил проблему. Последующее поведение Анатолия и Александра следует охарактеризовать как дисфункциональное— они нарушили этапность обсуждения и перешли сразу к решениям. Сергей, коснувшись еще одной причины, вызвавшей проблему, вернул обсуждение в функциональное русло. Однако Анатолий опять заговорил о решении, т. е. повел себя дисфункционально. Поведение Петра, который призвал не нарушать установленный порядок обсуждения, было нейтрализующим наметившуюся дисфункцию.
- Глава I 4
- Глава II 24
- Глава III 44
- Глава IV 68
- Глава V 88
- Глава VI 116
- Глава VII 144
- Глава VIII 164
- Глава IX 177
- Глава X 211
- Глава XI 233
- Глава I "паблик рилейшнз": понятие, история, структура Анализ определений "паблик рилейшнз"
- Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
- Исходная структура пр-деятельности, общие принципы ее построения и оценки
- Что мы имеем: оценка текущего состояния
- Мостик в будущее: нормы и принципы поведения
- Зачем и куда мы движемся: миссия и видение
- Преодолевая разрыв: цели и задачи
- Нацеленность на главное для конкурентоспособности города
- Глава III имидж и корпоративные отношения
- Имидж за один час
- Замысел: кто мы и что можем, кто они и чего они хотят?
- Стройка начинается с фундамента: корпоративная философия
- "Надземный фундамент": история-легенда
- Внешний облик "дома": здание, автомобиль, планета
- Кто в "доме" живет: каждому монастырю — свой устав
- За воротами "дома": флора и фауна, друзья и недруги
- Чтобы друзей стало больше: развитие отношений с обществом
- Небо над "домом": звезды, музыка и песни
- Конструирование имиджа: подстраивать или подстраиваться?
- Кем вы хотите быть? Ну так будьте!
- Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
- Как можно создать и усилить новость
- Основной и дополнительный вес новости
- Глава V формы подачи информационно-новостных материалов Пресс-конференция
- Пресс-конференция началась
- Конференция
- Презентация
- Пресс-тур
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Распространение слухов
- Медиа-карта
- Работа с целевыми аудиториями в условиях чп
- Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них
- Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп
- Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях
- Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Глава VII привлечение инвестиций
- Базовая информация для инвесторов
- Инвестиции в "самое лучшее"
- "Самым лучшим" может быть каждый
- Рейтинговой информации до сведения целевых групп
- Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Вложения в престиж
- Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Глава VIII
- Появление пр-структур: дань моде или закономерность?
- Место пр в органах государственной власти: теоретическое обоснование
- Государственная пр-служба: уровень минимальной достаточности
- Пресс-служба Государственной Думы рф
- Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (цос фснп)
- Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве общего и профессионального образования рф
- Специализированная пр-фирма
- Глава IX процедурные технологии "паблик рилейшнз". Фасилитация
- Кем должен и кем не может быть групповой фасилитатор
- Три главные составляющие фасилитации
- Этапы фасилитации. "Мозговая атака"
- Диагноз группового поведения
- Рекомендации фасилитатору
- Регламентированная фасилитация
- Фасилитация при проведении больших собраний
- Фасилитация с экспертными группами в условиях реализации крупных социально-экономических проектов
- Использование технологий фасилитации в целях повышения эффективности промышленных предприятий
- Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация
- Стадии медиаторского процесса
- Продолжительность медиаторских сессий
- Регламентированная медиация
- Медиация при решении управленческих проблем
- Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов
- Контекст проекта
- Комплект базовых материалов
- Набор идентификационных признаков (фирменный стиль)
- Пул информационной поддержки
- Презентация
- Информационный модуль на выставке
- Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей
- Организация поездок журналистов
- "Круглый стол"
- Кульминационное действие
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ипра)
- Европейская конфедерация по связям с общественностью - серп (cerp)
- Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области пр - Кодекс серп)
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников пр, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности По отношению к клиентам и нанимателям
- По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
- По отношению к коллегам — работникам пр
- По отношению к своей профессии
- Афинский кодекс (Кодекс ипра и серп)
- Ико (ico) – Международный комитет ассоциаций пр-консультантов
- Римская хартия (профессиональная Хартия ико)
- 1. Общие положения
- 2. Отношения с общественностью,, средствами массовой информации и представителям других профессии
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Хельсинская хартия
- Минимальные стандарты качества (мск)
- Методики: направления и требования
- Исполнение: направления и требования
- Профессиональные навыки: виды и требования
- Кодекс профессионального поведения британского института пр - ипр (ipr)
- Российская организация по связям с общественностью (расо)
- Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация расо)
- Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти)
- Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (акос, Россия) – новое объединение на российском рынке пр-услуг
- Приложение 2. Рейтинг российских пр-агентств
- Примечания
- Список сокращений