Три главные составляющие фасилитации
Фасилитатор повышает групповую эффективность прежде всего за счет улучшения процесса совместной работы. Под процессом понимаются формы и способы взаимодействия внутри группы, а именно:
как члены группы разговаривают друг с другом,
как они находят общее понимание проблем,
как принимают решения,
как разрешают конфликты.
Процесс фасилитации базируется на трех главных составляющих:
1) валидной (приемлемой, адекватной) информации,
2) свободном и компетентном выборе,
3) внутренней ответственности за этот выбор.
Принцип валидной информации предполагает, что члены группы:
делятся всей относящейся к делу информацией, которой они обладают;
делают это в манере, понятной другим членам группы;
постоянно привлекают новую информацию, чтобы определить необходимость корректировки принятых ранее решений.
Принцип свободного и компетентного выбора предполагает, что участники обсуждения:
четко формулируют и ищут общее понимание целей и задач, что в дальнейшем способствует их лучшей реализации;
не испытывают давления и не подвергаются манипулятивному воздействию;
основывают свой выбор на валидной информации.
Принцип внутренней ответственности за свой выбор предполагает, что субъекты фасилитаторского процесса:
чувствуют личную ответственность за принятые решения,
делает свой выбор на основе внутреннего убеждения.
В конечном счете фасилитатор обеспечивает реализацию приведенных выше позиций за счет:
а) согласования фундаментальных правил группового общения и действия где определяются формы как допустимого, так и недопустимого поведения;
б) общения членов группы способам более эффективного поведения.
Но чтобы решить эту задачу, фасилитатор должен четко представлять себе из каких элементов складывается групповая эффективность и как этиэлементы взаимодействуют между собой. Выделяется три блока таких элементов, составляющих в комплексе модель групповой эффективности.
Групповой процесс
1-й блок этой модели — групповой процесс (решение проблем, принятие решений, коммуникация, определение границ существования группы).
Эффективность этого блока определяется в большей степени тем, как происходят те или иные процедуры, нежели тем, что происходит. На какие аспекты здесь стоит обратить особенное внимание?
Процесс эффективного решения проблем предполагает наличие как минимум двух условий:
1. Проблема решается последовательно. Это кажется очевидным только теоретически, поскольку на практике в ходе решения многие группы крайне непоследовательны. Скажем, члены группы зачастую начинают предлагать варианты решений еще до того, как достигнуто согласие по поводу проблем или их причин. Такого рода "ускоренное" решение редко способно снять существующую проблему.
2. В один и тот же промежуток времени члены группы сосредоточиваются на одном и том же этапе группового процесса. Он неизбежно "забуксует", когда одни члены группы будут вести разговор, например, о причинах проблемы, а другие — параллельно предлагать варианты ее решения.
При налаживании процесса принятия решений целесообразно ответить на следующие вопросы:
Кто будет вовлечен в решение проблемы?
Теоретически возможно привлечение четырех типов людей: ответственных за планирование;
ответственных за исполнение;
тех, чьи интересы данное решение затрагивает прямо;
тех, чьи интересы данное решение затрагивает косвенно.
Две последние категории важны постольку, поскольку могут оказать влияние на то, как данное решение будет выполняться.
Когда следует вовлекать участников в решение проблемы?
Здесь следует иметь в виду три типичных этапа:
до того, как проблема четко определена;
после того, как проблема определена, но до того, как выбраны варианты решения;
после того, как решение выбрано, но до того, как оно начало выполняться.
Как члены группы будут принимать решение?
Скажем, в одном случае руководитель группы может принять решение единолично, исходя из собственного понимания проблемы; во втором — также единолично, но после консультаций с другими членами группы; в третьем — став одним из равноправных членов группы, на основе принципа "один человек— один голос"; в четвертом— путем делегирования группе права принятия решения; в пятом — путем "нерешения", т. е. уклонения от принятия решения как такового.
Если в группе достигнуто согласие о коллективном принятии решения, то и здесь существуют два варианта: когда решение принимается посредством консенсуса (единогласно) и когда оно достигается мажоритарным способом (большинством голосов).
Наконец, в решение каких проблем будут вовлечены те или иные личности? Этот вопрос акцентирует внимание на том, что ответы на предыдущие вопросы (кто, когда и как) могут быть различными в зависимости от существа проблемы, которую предстоит решать.
Определение границ существования группы включает анализ признаков, по которым можно отличить эту группу в структуре большой (вышестоящей) организации и соответственно выявить уровень ее компетентности.
Выделяя себя в структуре большой организации, группа отвечает на вопросы, кем являются ее члены, за выполнение каких заданий отвечают и какими полномочиями располагают.
Могут иметь место и формальные отличия членов группы от "нечленов": они проявляются в названиях должностей, характере деятельности, форме одежды, месте расположения и т.д.
Следует разобраться и в том, что связывает группу с вышестоящей организацией, которая обеспечивает группу материалами, технологиями, информацией и другими ресурсами, необходимыми для выполнения групповой задачи, тем более что именно вышестоящая организация оценивает групповую деятельность и решает, продолжать ее поддержку или нет.
В ряде случаев могут быть дополнительно проанализированы формы дифференциации и интеграции группы с другими частями организации, а также непосредственно с потребителями производимых группой товаров или услуг. При этом следует понимать, что, в чем большей степени деятельность данной группы зависит от других групп внутри или за рамками общей организации, тем более вероятны межгрупповые конфликты, которые, в свою очередь, способны ослабить групповую эффективность.
Групповая структура
2-й блок модели групповой эффективности — групповая структура (ясные цели, мотивированные задания, оптимальное количество членов группы, четкое распределение ролей, достаточное время деятельности, групповая культура, групповые нормы).
Если под ясными целями имеется в виду видение членами группы общих перспектив ее развития, то мотивированные задания — это те способы, с помощью которых группа способна свои цели реализовать.
Оптимальное количество предполагает, во-первых, некоторый обязательный набор теоретических знаний и практических навыков, необходимых группе для успешного решения поставленных задач. Во-вторых, группа должна насчитывать ровно столько людей, сколько необходимо для работы по данной проблеме. Когда группа становится слишком большой, много времени начинает занимать координация внутригрупповых действий; к тому же интерес членов группы к процессу ослабевает.
Четкое распределение ролей — это осознание каждым членом группы того, какую роль он выполняет и чего ожидают от этой роли другие члены группы. Например, в группе медсестер четкое распределение ролей перед операцией означает, что члены группы знают, кто из них будет ассистировать хирургу, кто — подавать инструменты, кто — следить за приборами и кто — выполнять бумажную работу.
Здесь следует учесть, что роли в "чистом виде" встречаются крайне редко, обычно это комбинация действий, которая определяется:
формально определенной ролью,
индивидуальными особенностями личности,
персональным пониманием роли,
ожиданием окружающими ее исполнения,
межличностными отношениями в группе.
Под достаточным временем понимаются два типа времени — "производственное" и "процессуальное". В течение "производственного" времени группа готовится к производству и производит некоторый товар или услугу; в течение "процессуального" времени — обсуждает, как данное производство может быть улучшено.
Групповая культура — это в широком понимании термина набор принципов и ценностей, которые все члены группы разделяют и которых придерживаются. Чем больше таких принципов и ценностей, тем большим потенциалом для эффективной работы группа обладает.
Непосредственно для фасилитаторского процесса наибольшее значение имеет поддержка членами группы таких обозначенных выше принципов, как валидная информация, свободный и компетентный выбор, внутренняя ответственность за этот выбор.
Групповые нормы дают представление по поводу того, как можно и как нельзя себя вести, разделяемые всеми или большинством членов группы, например:
когда кто-то намеревается покинуть на какое-то время свое рабочее место, нужно поставить об этом в известность членов группы;
нельзя передавать негативную информацию о ситуации в группе "нечленам" группы;
на работу нужно ходить в костюме и галстуке;
нельзя критиковать начальника в присутствии подчиненных и т. д.
Нормы могут существовать во многих направлениях групповой деятельности, в том числе таких, как способы принятия решений и методы управления конфликтами. Нормы помогают лучше структурировать групповые процессы.
Организационный контекст
3-й блок модели групповой эффективности — организационный контекст (миссия и видение, организационная культура, вознаграждение, обратная связь, тренинги и консультации, технологические и материальные ресурсы, размещение).
Организационный контекст включает аспекты взаимодействия с вышестоящей организацией, которая оказывает влияние на деятельность группы, но которую группа контролировать не может.
Миссия и видение. Как уже указывалось в соответствующей главе, миссия организации определяется ответом на вопрос "Зачем мы существуем?" В стремлении реализовать свою миссию организация формирует различные цели, достижение которых, в свою очередь, предполагает решение ряда конкретных задач. Видение — это представление о том, как организация будет выглядеть в будущем при условии выполнения своей миссии.
Совокупное осознание миссии и видения вдохновляет членов организации и направляет их работу. Однако часто бывает так, что миссия или видение, а иногда то и другое плохо понимаются членами организации либо потому, что им этого просто не объяснили, либо потому, что разные группы внутри организации имеют различные представления о миссии и видении. Ликвидация этого пробела крайне важна на всех существующих в организации уровнях, в противном случае ее деятельность вряд ли будет эффективной.
Организационная культура. Если в случае с групповой культурой она определяется как набор принципов и ценностей, которые все члены группы разделяют и которых придерживаются, то применительно к организационной культуре это принципы и ценности, которые управляют поведением руководителей организации. Для того чтобы деятельность организации и входящих в нее групп была эффективной, необходимо, чтобы обе эти культуры соответствовали, во-первых, прогрессивным управленческим принципам, а во-вторых, — друг другу.
Вознаграждение. Вышестоящая организация влияет на деятельность группы путем материального поощрения ее хорошей работы. Но чтобы группа действовала эффективно, организация должна поощрять такую хорошую работу, которая соответствует групповым задачам. Скажем, если задачей группы является строительство качественных домов, а члены группы вознаграждаются прямо пропорционально числу возведенных построек, то очевидно, что качество последних будет постепенно падать.
Другой стороной данной проблемы является то, что вознаграждаться должны именно те и все те, кто этого действительно заслуживает. Если, например, позитивный результат достигнут совокупной деятельностью группы, то вознаграждение отдается на группу в целом либо каждому из ее членов поровну. В случае же, когда вышестоящая организация самостоятельно выделяет лишь нескольких "наиболее отличившихся", это может стимулировать внутригрупповые конфликты, если внутригрупповое мнение не признает такое выделение справедливым.
Обратная связь. Здесь имеется в виду, что группа не только информирует вышестоящую организацию о своей деятельности, но и знает реакцию на представленные сведения, равно как и подробную оценку проделанной работы.
Тренинги и консультации, а также другие виды интеллектуальной помощи группа должна также периодически получать от вышестоящей организации. То же касается технологических и материальных ресурсов, без которых группа просто не сможет осуществлять свою деятельность.
При размещении группы вышестоящая организация должна стремиться к тому, чтобы группа была, с одной стороны, обособлена от других и могла работать без помех, а с другой — чтобы эта обособленность не затрудняла межгрупповую координацию, ведь чем в большей степени члены группы обособлены друг от друга и от потребителей их услуг, тем больше усилий требуется на координацию совместной деятельности и на обслуживание потребителей.
* * *
Каждый из показанных выше трех блоков играет уникальную роль в повышении групповой эффективности, и усиление одного из блоков не компенсирует ослабления другого. В то же время эти блоки тесно связаны между собой, и происходящие в том или ином блоке изменения оказывают влияние на соседние секторы. Другими словами, фасилитатор должен стремиться к перманентному гармоничному анализу и оптимизации всех трех блоков, равно как и составляющих данные блоки элементов.
- Глава I 4
- Глава II 24
- Глава III 44
- Глава IV 68
- Глава V 88
- Глава VI 116
- Глава VII 144
- Глава VIII 164
- Глава IX 177
- Глава X 211
- Глава XI 233
- Глава I "паблик рилейшнз": понятие, история, структура Анализ определений "паблик рилейшнз"
- Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
- Исходная структура пр-деятельности, общие принципы ее построения и оценки
- Что мы имеем: оценка текущего состояния
- Мостик в будущее: нормы и принципы поведения
- Зачем и куда мы движемся: миссия и видение
- Преодолевая разрыв: цели и задачи
- Нацеленность на главное для конкурентоспособности города
- Глава III имидж и корпоративные отношения
- Имидж за один час
- Замысел: кто мы и что можем, кто они и чего они хотят?
- Стройка начинается с фундамента: корпоративная философия
- "Надземный фундамент": история-легенда
- Внешний облик "дома": здание, автомобиль, планета
- Кто в "доме" живет: каждому монастырю — свой устав
- За воротами "дома": флора и фауна, друзья и недруги
- Чтобы друзей стало больше: развитие отношений с обществом
- Небо над "домом": звезды, музыка и песни
- Конструирование имиджа: подстраивать или подстраиваться?
- Кем вы хотите быть? Ну так будьте!
- Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
- Как можно создать и усилить новость
- Основной и дополнительный вес новости
- Глава V формы подачи информационно-новостных материалов Пресс-конференция
- Пресс-конференция началась
- Конференция
- Презентация
- Пресс-тур
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Распространение слухов
- Медиа-карта
- Работа с целевыми аудиториями в условиях чп
- Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них
- Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп
- Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях
- Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Глава VII привлечение инвестиций
- Базовая информация для инвесторов
- Инвестиции в "самое лучшее"
- "Самым лучшим" может быть каждый
- Рейтинговой информации до сведения целевых групп
- Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Вложения в престиж
- Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Глава VIII
- Появление пр-структур: дань моде или закономерность?
- Место пр в органах государственной власти: теоретическое обоснование
- Государственная пр-служба: уровень минимальной достаточности
- Пресс-служба Государственной Думы рф
- Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (цос фснп)
- Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве общего и профессионального образования рф
- Специализированная пр-фирма
- Глава IX процедурные технологии "паблик рилейшнз". Фасилитация
- Кем должен и кем не может быть групповой фасилитатор
- Три главные составляющие фасилитации
- Этапы фасилитации. "Мозговая атака"
- Диагноз группового поведения
- Рекомендации фасилитатору
- Регламентированная фасилитация
- Фасилитация при проведении больших собраний
- Фасилитация с экспертными группами в условиях реализации крупных социально-экономических проектов
- Использование технологий фасилитации в целях повышения эффективности промышленных предприятий
- Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация
- Стадии медиаторского процесса
- Продолжительность медиаторских сессий
- Регламентированная медиация
- Медиация при решении управленческих проблем
- Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов
- Контекст проекта
- Комплект базовых материалов
- Набор идентификационных признаков (фирменный стиль)
- Пул информационной поддержки
- Презентация
- Информационный модуль на выставке
- Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей
- Организация поездок журналистов
- "Круглый стол"
- Кульминационное действие
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ипра)
- Европейская конфедерация по связям с общественностью - серп (cerp)
- Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области пр - Кодекс серп)
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников пр, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности По отношению к клиентам и нанимателям
- По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
- По отношению к коллегам — работникам пр
- По отношению к своей профессии
- Афинский кодекс (Кодекс ипра и серп)
- Ико (ico) – Международный комитет ассоциаций пр-консультантов
- Римская хартия (профессиональная Хартия ико)
- 1. Общие положения
- 2. Отношения с общественностью,, средствами массовой информации и представителям других профессии
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Хельсинская хартия
- Минимальные стандарты качества (мск)
- Методики: направления и требования
- Исполнение: направления и требования
- Профессиональные навыки: виды и требования
- Кодекс профессионального поведения британского института пр - ипр (ipr)
- Российская организация по связям с общественностью (расо)
- Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация расо)
- Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти)
- Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (акос, Россия) – новое объединение на российском рынке пр-услуг
- Приложение 2. Рейтинг российских пр-агентств
- Примечания
- Список сокращений