Специализированная пр-фирма
Профессиональные ПР-агентства имеют большее сходство с ПР-подразделениями коммерческих структур, чем с соответствующими государственными службами. Более того, располагая товаром, который должен быть продан (ПР-услуги) и ориентируясь на покупателя (клиента), который его потенциально может купить, они как бы заимствуют у коммерческих фирм необходимые для этих целей должности.
Так, даже в среднем ПР-агентстве вы наверняка встретите должность финансового директора, планирующего финансовые операции и контролирующего движение средств. Общие функции организационного обеспечения различного рода ПР-проектов выполняет в ряде случаев отдел (менеджер) по работе с клиентами; руководство проектами осуществляют директора специальных программ, а необходимую координационную деятельность — менеджеры проектов.
Интересно, что в крупных ПР-структурах имеются свои менеджеры или даже небольшие отделы рекламы и "паблик рилейшнз", обеспечивающие создание благоприятного рыночного облика ПР-фирмы во внешнем окружении.
Функциональное сходство и с государственными, и с коммерческими организациями заключается в том, что интенсивно работающее ПР-агентство располагает обычно группой внештатных консультантов и региональных представителей, которые не имеют фиксированной зарплаты, но получают гонорары за работу с конкретными проектами.
В ПР-агентстве существует и почти эксклюзивная должность, которая, возможно, является самой важной, — креативный директор. Довольно часто главным креатором является руководитель фирмы или его заместитель, иногда — стоящий "над" процессами специалист, в задачу которого входит исключительно продуцирование творческих решений; бывает, что названная должность специально не выделяется, однако креативные требования предъявляются ко всем ключевым сотрудникам.
Переходя к конкретным примерам, расскажу о структуре ПР-агентства "Международный пресс-клуб". Здесь действуют центральный офис (Центр международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве) и филиалы (Всероссийский выставочный центр, Центральный дом журналиста), опирающиеся в своей работе на три отдела: креативный, коммерческий и организационный. Дополнительно к этому функционируют информационное агентство, бухгалтерско-аудиторское подразделение, группа компьютерного обеспечения, группа консультантов и группа выпуска специальных изданий. Характерно, что функции отделов, групп и специалистов накладываются друг на друга, что позволяет обеспечивать мобильность, взаимозаменяемость и полноценную деятельность фирмы силами штатных сотрудников в количестве, не превышающем обычно 20 человек. Этот небольшой аппарат опирается в работе на обширные возможности учредителей (например, Торгово-промышленная палата РФ имела 131 региональное отделение, Союз журналистов России — 76, Издательский дом "Экономическая газета" — около 50 центральных и региональных изданий и т. д.).
Деятельность крупной профессиональной ПР-структуры может быть проиллюстрирована на примере фирмы "Имидж-контакт". Здесь наряду с президентом и генеральным директором имеются группы региональных экспертов-технологов, социологических исследований, социально-психологических исследований, по работе со СМИ, продюсерская; отделы: рекламно-маркетинговый, организационный, информационно-аналитический, консультационный, международных связей; дизайн-студия. Общая численность персонала фирмы вместе с внештатными экспертами и региональными представителями превышает 100 человек.
В качестве примера международного и транснационального ПР-агентства может фигурировать компания "Burson Marsteller", созданная в США еще в середине 50-х годов. К концу 90-х годов она насчитывает более 2200 професионалов, работающих в 30 странах мира, и занимается глобальным менеджментом, который осуществляется силами структур и специалистов самого разного профиля. Например, в России работает центральный офис компании в Москве с 22 сотрудниками и 11 региональными представительствами.
* * *
Из сказанного выше можно сделать вывод, что структуры ПР-служб и специализированных агентств (замечу, равно как и многих других организаций) формируются в первую очередь по функциональному признаку. В то же время при распределении обязанностей используются такие признаки, как территориально-отраслевой, когда каждая группа или отдельный специалист отвечает за работу с конкретными регионами или отраслями, и ситуационный, когда один и тот же специалист сегодня ведет один проект, а завтра — другой. Наконец, обязанности могут распределяться в соответствии с направлениями ПР-деятельности (например, взаимодействие со СМИ, управление кризисными ситуациями, отношения с инвесторами и т. д.), а также с направленностью на выполнение внутренних или внешних функций (скажем, обучение собственного персонала или выпуск внутрифирменного издания, с одной стороны, и проведение ПР-кампании для некоторого заказчика— с другой).
- Глава I 4
- Глава II 24
- Глава III 44
- Глава IV 68
- Глава V 88
- Глава VI 116
- Глава VII 144
- Глава VIII 164
- Глава IX 177
- Глава X 211
- Глава XI 233
- Глава I "паблик рилейшнз": понятие, история, структура Анализ определений "паблик рилейшнз"
- Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
- Исходная структура пр-деятельности, общие принципы ее построения и оценки
- Что мы имеем: оценка текущего состояния
- Мостик в будущее: нормы и принципы поведения
- Зачем и куда мы движемся: миссия и видение
- Преодолевая разрыв: цели и задачи
- Нацеленность на главное для конкурентоспособности города
- Глава III имидж и корпоративные отношения
- Имидж за один час
- Замысел: кто мы и что можем, кто они и чего они хотят?
- Стройка начинается с фундамента: корпоративная философия
- "Надземный фундамент": история-легенда
- Внешний облик "дома": здание, автомобиль, планета
- Кто в "доме" живет: каждому монастырю — свой устав
- За воротами "дома": флора и фауна, друзья и недруги
- Чтобы друзей стало больше: развитие отношений с обществом
- Небо над "домом": звезды, музыка и песни
- Конструирование имиджа: подстраивать или подстраиваться?
- Кем вы хотите быть? Ну так будьте!
- Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
- Как можно создать и усилить новость
- Основной и дополнительный вес новости
- Глава V формы подачи информационно-новостных материалов Пресс-конференция
- Пресс-конференция началась
- Конференция
- Презентация
- Пресс-тур
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Распространение слухов
- Медиа-карта
- Работа с целевыми аудиториями в условиях чп
- Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них
- Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп
- Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях
- Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Глава VII привлечение инвестиций
- Базовая информация для инвесторов
- Инвестиции в "самое лучшее"
- "Самым лучшим" может быть каждый
- Рейтинговой информации до сведения целевых групп
- Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Вложения в престиж
- Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Глава VIII
- Появление пр-структур: дань моде или закономерность?
- Место пр в органах государственной власти: теоретическое обоснование
- Государственная пр-служба: уровень минимальной достаточности
- Пресс-служба Государственной Думы рф
- Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (цос фснп)
- Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве общего и профессионального образования рф
- Специализированная пр-фирма
- Глава IX процедурные технологии "паблик рилейшнз". Фасилитация
- Кем должен и кем не может быть групповой фасилитатор
- Три главные составляющие фасилитации
- Этапы фасилитации. "Мозговая атака"
- Диагноз группового поведения
- Рекомендации фасилитатору
- Регламентированная фасилитация
- Фасилитация при проведении больших собраний
- Фасилитация с экспертными группами в условиях реализации крупных социально-экономических проектов
- Использование технологий фасилитации в целях повышения эффективности промышленных предприятий
- Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация
- Стадии медиаторского процесса
- Продолжительность медиаторских сессий
- Регламентированная медиация
- Медиация при решении управленческих проблем
- Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов
- Контекст проекта
- Комплект базовых материалов
- Набор идентификационных признаков (фирменный стиль)
- Пул информационной поддержки
- Презентация
- Информационный модуль на выставке
- Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей
- Организация поездок журналистов
- "Круглый стол"
- Кульминационное действие
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ипра)
- Европейская конфедерация по связям с общественностью - серп (cerp)
- Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области пр - Кодекс серп)
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников пр, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности По отношению к клиентам и нанимателям
- По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
- По отношению к коллегам — работникам пр
- По отношению к своей профессии
- Афинский кодекс (Кодекс ипра и серп)
- Ико (ico) – Международный комитет ассоциаций пр-консультантов
- Римская хартия (профессиональная Хартия ико)
- 1. Общие положения
- 2. Отношения с общественностью,, средствами массовой информации и представителям других профессии
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Хельсинская хартия
- Минимальные стандарты качества (мск)
- Методики: направления и требования
- Исполнение: направления и требования
- Профессиональные навыки: виды и требования
- Кодекс профессионального поведения британского института пр - ипр (ipr)
- Российская организация по связям с общественностью (расо)
- Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация расо)
- Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти)
- Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (акос, Россия) – новое объединение на российском рынке пр-услуг
- Приложение 2. Рейтинг российских пр-агентств
- Примечания
- Список сокращений