logo
паблик рилейшнз - учебник

Презентация

Эта форма выдачи информации может быть также названа «пресс-конференцией плюс», поскольку соответствующая часть (сбор журналистов и ознакомление их с некоторыми сведениями) присутствует на любой презентации. Нередко пресс-конференция легко переходит в презентацию (и наоборот) без всяких дополнительных действий. В то же время отличительные признаки у презентации, конечно, имеются.

Во-первых, на презентациях фигурирует информация, "материализованная" в виде нового продукта, услуги, достижения, открытия, книги, закона, премии, фестиваля и т. д., в любом случае презентуется то, что можно увидеть, потрогать, попробовать или прочитать.

Во-вторых, презентации чаще всего устраивают не только для журналистов, но и для потенциальных потребителей, покупателей, инвесторов, партнеров, влиятельных госслужащих и т. п., которые должны воспринимать презентуемое не только через СМИ, но и непосредственно.

В-третьих, полномасштабная презентация сложнее пресс-конференции и требует больших интеллектуальных, организационных и материальных затрат.

Поскольку, как и в случае с пресс-конференцией, большинство источников уделяет основное внимание тому, как строить выступление на презентации, я вновь сделаю упор на самой схеме ее проведения.

Итак, презентация — это цепь накладывающихся друг на друга событий, а именно: 1) приглашение и встреча, 2) пресс-конференционная часть, 3) презентационная часть, 4) неформальное общение, 5) сопровождение (дополнение) общения, 6) прощание.

Кого мы приглашаем на пресс-конференционную часть, журналистов или всех? Приглашайте всех, но знайте, что 80—90% из числа нежурналистов эту часть скорее всего проигнорируют. С презентационной частью поступите аналогичным образом, имея в виду, что на нее подтянутся приглашенные из числа VIP.

В одном помещении или в разных проводить пресс-конференционный и презентационный блоки? Лучше в разных, так как в противном случае органично перейти от одной части к другой будет трудно, а само разделение станет выглядеть искусственным.

Неформальное общение — это коктейль (с напитками и минимумом закусок), фуршет ("усиленный коктейль", он может включать горячие блюда, десерт, кофе и т.д.) или обед (с выбором блюд из меню либо без такового). Здесь также встает не очень простой вопрос: объединять журналистов и VIP или разъединять? В типовом случае я склоняюсь к последнему варианту, мотивируя его следующим: времени для информационного общения было достаточно, в этой же части пусть "свои" пообщаются со "своими" — желательно в разных помещениях. В случае необходимости пригласите "особо доверенных" журналистов в VIP-зал.

Существует ли при таком раскладе опасность того, что в СМИ появятся упреки по поводу разделения на "черных" и "белых"? Существует. Но пик популярности игр в "общение с народом" прошел, и жертвовать ради них конфиденциальным и спокойным общением с "нужными людьми" (а кого же еще вы приглашаете на презентацию?) вряд ли стоит.

Чем сопровождается общение? Негромкой фоновой музыкой, лучше "живой" (фортепьяно, джаз, камерный оркестр); возможны ненавязчивые и недлинные вокальные вставки.

Почему в специальный этап выделяется "прощание"? Потому что неплохо, если человек уйдет с презентации с подарком (книгой, бутылкой вина, компакт-диском и проч.). Причем, если вы станете раздавать подарки вначале, они превратятся в некоторую обузу, которую некуда деть, а когда человек уходит — подарок окажется в самый раз.

И еще один важный момент: любая презентация — это фактически несколько презентаций одновременно. Скажем, презентуется некоторый "именинник". Вроде бы главный герой— он. Но те, кто хвалит "именинника", изо всех сил презентуют себя; а организаторы действия активнейшим образом демонстрируют свои возможности ("обратитесь к нам — мы и для вас устроим такую же презентацию"). Журналисты становятся инструментом для первых, вторых и третьих...

Приведу пример одной удавшейся, на мой взгляд, презентации.

В начале 1998 г. Международный пресс клуб и Союз журналистов России объявили конкурс "Самый нескандальный политик". По результатам опросов таковым был признан председатель Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и председатель Московской городской Думы Владимир Платонов, после чего готовилась и проводилась презентация приза "Самый нескандальный политик" и его обладателя. Для этих целей выбрали Центр международной торговли, обладающий большим набором самых разнообразных помещений.

Сначала в 16.00 в пресс-зале ЦМТ состоялась массовая пресс-конференция В. Платонова, где он рассказывал о своей профессиональной деятельности и отвечал на вопросы.

На 17.00 был объявлен сбор гостей на презентацию в ресторане "Континенталь". Она началась с 20—30-минутным опозданием (что в данном случае вполне допустимо и не выходит за рамки приличий), а в минуты ожидания гостям подавали шампанское.

С 17.30 до 17.50 герою дня вручался приз (серебряная сова, сидящая на книгах), выступали с поздравлениями именитые гости. Затем всех участников пригласили к столам, которые накрывались в этом же зале; заиграл "живой" джаз. Все журналисты естественным образом двинулись к этим столам, а участники презентации из числа VIP перешли в соседний зал, поскольку в их пригласительных билетах были сделаны соответствующие пометки. Особо любопытные журналисты пытались пробиться в VIP-зал, им никто не препятствовал — и никаких обид, не возникло...