Рекомендации фасилитатору
Наряду с диагнозом, этапами процесса фасилитации и моделью групповой эффективности имеет смысл обозначить и рекомендации фасилитатору, которым он должен следовать в ходе работы с группой.
Вот некоторые из них:
1) четко формулируйте предложения членов группы, избегайте расплывчатых и многозначных формулировок;
2) привлекайте как можно больше информации, имеющей отношение к проблеме;
3) сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях;
4) используйте примеры;
5) добивайтесь единого понимания членами группы значения важных терминов и характеристик;
6) корректируйте членов группы в случаях отклонения от принятых правил или неэффективного (деструкционного) поведения;
7) стимулируйте вопросы и комментарии при выдвижении предложений;
8) следите, чтобы члены группы не отвлекались от предмета обсуждения;
9) не идите на поводу у "дешевых" решений;
10) организуйте процесс так, чтобы все члены группы участвовали во всех его этапах;
11) стремитесь к консенсусным решениям;
12) допускайте самокритику в группе, периодически предлагая ее членам высказаться о том, что удалось и что не получилось.
Важное значение имеет и то, с чего начать и чем закончить процесс фасилитации. Здесь существует набор рекомендаций.
Начало процесса
1. Представление участников. Если они уже знакомы друг с другом, можно организовать его в форме, которая позволит членам группы "размяться", разговориться и получить некоторую дозу оптимизма. Например, им предлагается начать представление с фразы: "Я думаю, что мы обязательно разрешим эту проблему, потому что..."
2. Фиксация ожиданий участников от процесса фасилитации. Фасилитатор выслушивает и наглядно фиксирует мнения членов группы о том, что бы они хотели получить в результате, с целью при необходимости скорректировать свои планы.
3. Согласование повестки дня встречи, включая ее временной регламент.
4. Формулирование основополагающих правил (недопустимость опоздания на встречу, необходимость активного участия в обсуждении и нежелательность "наблюдательской" роли, корректность, важность говорить по очереди, отсутствие критики, соблюдение регламента, лояльность к орфографическим и синтаксическим ошибкам при фиксации идей и т. д.).
5. Характеристика и распределение ролей (фасилитатор, руководители подгрупп, эксперты, наблюдатели и т. д.). Здесь следует обратить внимание на то, что в одной группе могут работать два фасилитатора. Функции между ними могут распределяться так:
фасилитатор-спикер, ведущий процесс на вербальном уровне, — фасилитатор-протоколист, фиксирующий процесс на доске или бумаге;
основной фасилитатор — фасилитатор-ассистент;
фасилитатор, ответственный за выполнение групповых задач (технолог), — фасилитатор, ответственный за отношения в группе (психолог);
фасилитатор, инициирующий действия членов группы, — фасилитатор, рефлексирующий по поводу этих действий;
два фасилитатора-импровизатора, распределение функций между которыми осуществляется "по ходу дела".
Завершение процесса
1. Обзор принятых решений и планов действий.
2. Выслушивание мнений участников, выяснение, насколько их ожидания, высказанные в начале процесса, оправдались.
3. Определение времени и повестки дня следующей встречи (если таковая необходима).
- Глава I 4
- Глава II 24
- Глава III 44
- Глава IV 68
- Глава V 88
- Глава VI 116
- Глава VII 144
- Глава VIII 164
- Глава IX 177
- Глава X 211
- Глава XI 233
- Глава I "паблик рилейшнз": понятие, история, структура Анализ определений "паблик рилейшнз"
- Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
- Исходная структура пр-деятельности, общие принципы ее построения и оценки
- Что мы имеем: оценка текущего состояния
- Мостик в будущее: нормы и принципы поведения
- Зачем и куда мы движемся: миссия и видение
- Преодолевая разрыв: цели и задачи
- Нацеленность на главное для конкурентоспособности города
- Глава III имидж и корпоративные отношения
- Имидж за один час
- Замысел: кто мы и что можем, кто они и чего они хотят?
- Стройка начинается с фундамента: корпоративная философия
- "Надземный фундамент": история-легенда
- Внешний облик "дома": здание, автомобиль, планета
- Кто в "доме" живет: каждому монастырю — свой устав
- За воротами "дома": флора и фауна, друзья и недруги
- Чтобы друзей стало больше: развитие отношений с обществом
- Небо над "домом": звезды, музыка и песни
- Конструирование имиджа: подстраивать или подстраиваться?
- Кем вы хотите быть? Ну так будьте!
- Глава IV управление информацией и конструирование новостей Управление средствами массовой информации и информацией
- Как можно создать и усилить новость
- Основной и дополнительный вес новости
- Глава V формы подачи информационно-новостных материалов Пресс-конференция
- Пресс-конференция началась
- Конференция
- Презентация
- Пресс-тур
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Распространение слухов
- Медиа-карта
- Работа с целевыми аудиториями в условиях чп
- Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них
- Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп
- Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях
- Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Глава VII привлечение инвестиций
- Базовая информация для инвесторов
- Инвестиции в "самое лучшее"
- "Самым лучшим" может быть каждый
- Рейтинговой информации до сведения целевых групп
- Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Вложения в престиж
- Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Глава VIII
- Появление пр-структур: дань моде или закономерность?
- Место пр в органах государственной власти: теоретическое обоснование
- Государственная пр-служба: уровень минимальной достаточности
- Пресс-служба Государственной Думы рф
- Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (цос фснп)
- Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве общего и профессионального образования рф
- Специализированная пр-фирма
- Глава IX процедурные технологии "паблик рилейшнз". Фасилитация
- Кем должен и кем не может быть групповой фасилитатор
- Три главные составляющие фасилитации
- Этапы фасилитации. "Мозговая атака"
- Диагноз группового поведения
- Рекомендации фасилитатору
- Регламентированная фасилитация
- Фасилитация при проведении больших собраний
- Фасилитация с экспертными группами в условиях реализации крупных социально-экономических проектов
- Использование технологий фасилитации в целях повышения эффективности промышленных предприятий
- Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация
- Стадии медиаторского процесса
- Продолжительность медиаторских сессий
- Регламентированная медиация
- Медиация при решении управленческих проблем
- Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов
- Контекст проекта
- Комплект базовых материалов
- Набор идентификационных признаков (фирменный стиль)
- Пул информационной поддержки
- Презентация
- Информационный модуль на выставке
- Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей
- Организация поездок журналистов
- "Круглый стол"
- Кульминационное действие
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ипра)
- Европейская конфедерация по связям с общественностью - серп (cerp)
- Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области пр - Кодекс серп)
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников пр, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности По отношению к клиентам и нанимателям
- По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
- По отношению к коллегам — работникам пр
- По отношению к своей профессии
- Афинский кодекс (Кодекс ипра и серп)
- Ико (ico) – Международный комитет ассоциаций пр-консультантов
- Римская хартия (профессиональная Хартия ико)
- 1. Общие положения
- 2. Отношения с общественностью,, средствами массовой информации и представителям других профессии
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Хельсинская хартия
- Минимальные стандарты качества (мск)
- Методики: направления и требования
- Исполнение: направления и требования
- Профессиональные навыки: виды и требования
- Кодекс профессионального поведения британского института пр - ипр (ipr)
- Российская организация по связям с общественностью (расо)
- Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация расо)
- Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти)
- Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
- Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (акос, Россия) – новое объединение на российском рынке пр-услуг
- Приложение 2. Рейтинг российских пр-агентств
- Примечания
- Список сокращений