logo search
паблик рилейшнз - учебник

Глава X процедурные технологии "паблик рилейшнз". Медиация

[87]

Медиация — это процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого соглашения, которое соответствовало бы их интересам.

Имеет смысл сразу же заметить, что у медиаторской процедуры много общего с технологией фасилитации. Более того, иногда фасилитатора называют медиатором и наоборот. Разница же заключается в следующем:

МЕДИАЦИЯ ФАСИЛИТАЦИЯ

Означает "встать между" (двумя или Означает "сделать легким" (для группы —

более группами или личностями) быть эффективной)

Медиатор может работать со сторонами Фасилитатор работает в присутствии

как вместе, так и раздельно всех членов группы

Задача медиатора — разрешить конфликт, Фасилитатор: а) работает не обязательно

который стороны затрудняются в конфликтной ситуации,

разрешить самостоятельно б) его основная цель — улучшение процесса

групповой работы

Медиатор в большей степени контролирует Фасилитатор всегда контролирует

процесс, чем члены групп процесс вместе с членами группы

Итак, медиацию (посредничество) в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиация — это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень.

Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих в основе значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон, поскольку она способна создать модель взаимодействия, пригодную для разрешения будущих конфликтов.

Важно подчеркнуть, что медиация представляет собой в большей степени интерактивный процесс и в меньшей — обычное межличностное взаимодействие. Разумеется, особенности индивидуального поведения участников, способные вызвать проблемы, могут быть обсуждены. Однако в том случае, если они не блокируют процесс медиации, личность не является главным фокусом данной процедуры.

Медиация в большей степени концентрируется на том, как стороны будут разрешать конфликт и составлять план действий, чем на углублении в личные истории и проблемы. Медиатора должно больше интересовать настоящее и будущее, нежели прошлое. В фокусе медиации — постановка задач, ведущих к достижению желаемой цели. Она ориентирована преимущественно на результаты и лишь отчасти на выявление внутренних пружин конфликта.

Доверие и конфиденциальность между вовлеченными в процесс сторонами — необходимое условие эффективной медиации. В то же время построение доброжелательных отношений между участниками, равно как и между ними и медиатором, является лишь вспомогательным средством, но вовсе не целью посреднической процедуры, которая ориентирована на решение конкретных задач.

Медиация не замещает и не исключает существующие теории поведения и терапии — долгосрочные методы психологического воздействия могут применяться параллельно с медиацией. Точно так же в процессе медиации не отпадает необходимость в правовых и иного рода консультациях.

Основные цели медиации заключаются в следующем:

• разработать план будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы принять за основу;

• подготовить участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия собственных решений;

• нейтрализовать беспокоящие и иные негативные эффекты конфликта за счет помощи участникам в разработке приемлемой для них резолюции.

Медиация помогает:

• ослабить препятствия, мешающие эффективной коммуникации между участниками;

• максимизировать возможности исследования альтернатив;

• учесть интересы всех вовлеченных в процесс сторон;

• создать модель для разрешения конфликта в будущем.

Медиация, наконец, не есть что-то дидактическое, это своего рода эксперимент, когда некоторый набор навыков и технологий выборочно в зависимости от ситуации используется профессионалами.