logo search
паблик рилейшнз - учебник

Рекомендации фасилитатору

Наряду с диагнозом, этапами процесса фасилитации и моделью групповой эффективности имеет смысл обозначить и рекомендации фасилитатору, которым он должен следовать в ходе работы с группой.

Вот некоторые из них:

1) четко формулируйте предложения членов группы, избегайте расплывчатых и многозначных формулировок;

2) привлекайте как можно больше информации, имеющей отношение к проблеме;

3) сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях;

4) используйте примеры;

5) добивайтесь единого понимания членами группы значения важных терминов и характеристик;

6) корректируйте членов группы в случаях отклонения от принятых правил или неэффективного (деструкционного) поведения;

7) стимулируйте вопросы и комментарии при выдвижении предложений;

8) следите, чтобы члены группы не отвлекались от предмета обсуждения;

9) не идите на поводу у "дешевых" решений;

10) организуйте процесс так, чтобы все члены группы участвовали во всех его этапах;

11) стремитесь к консенсусным решениям;

12) допускайте самокритику в группе, периодически предлагая ее членам высказаться о том, что удалось и что не получилось.

Важное значение имеет и то, с чего начать и чем закончить процесс фасилитации. Здесь существует набор рекомендаций.

Начало процесса

1. Представление участников. Если они уже знакомы друг с другом, можно организовать его в форме, которая позволит членам группы "размяться", разговориться и получить некоторую дозу оптимизма. Например, им предлагается начать представление с фразы: "Я думаю, что мы обязательно разрешим эту проблему, потому что..."

2. Фиксация ожиданий участников от процесса фасилитации. Фасилитатор выслушивает и наглядно фиксирует мнения членов группы о том, что бы они хотели получить в результате, с целью при необходимости скорректировать свои планы.

3. Согласование повестки дня встречи, включая ее временной регламент.

4. Формулирование основополагающих правил (недопустимость опоздания на встречу, необходимость активного участия в обсуждении и нежелательность "наблюдательской" роли, корректность, важность говорить по очереди, отсутствие критики, соблюдение регламента, лояльность к орфографическим и синтаксическим ошибкам при фиксации идей и т. д.).

5. Характеристика и распределение ролей (фасилитатор, руководители подгрупп, эксперты, наблюдатели и т. д.). Здесь следует обратить внимание на то, что в одной группе могут работать два фасилитатора. Функции между ними могут распределяться так:

фасилитатор-спикер, ведущий процесс на вербальном уровне, — фасилитатор-протоколист, фиксирующий процесс на доске или бумаге;

основной фасилитатор — фасилитатор-ассистент;

фасилитатор, ответственный за выполнение групповых задач (технолог), — фасилитатор, ответственный за отношения в группе (психолог);

фасилитатор, инициирующий действия членов группы, — фасилитатор, рефлексирующий по поводу этих действий;

два фасилитатора-импровизатора, распределение функций между которыми осуществляется "по ходу дела".

Завершение процесса

1. Обзор принятых решений и планов действий.

2. Выслушивание мнений участников, выяснение, насколько их ожидания, высказанные в начале процесса, оправдались.

3. Определение времени и повестки дня следующей встречи (если таковая необходима).