logo search
паблик рилейшнз - учебник

Глава XI модульные технологии в реализации пр-проектов

Идея + технологичное исполнение = эффективный результат

Итак, связи с общественностью в России к началу третьего тысячелетия стали узнаваемым и осязаемым видом профессиональной деятельности — и по своему распространению (вширь), и с точки зрения востребованности (вглубь), и по степени понимания данного явления. Вместе с достижением данного уровня (по московским меркам весьма близкого к среднемировому) отечественные ПР лишились оттенка загадочности, мифологизированной избранности; "приземлились" и приобрели характер нормального рыночного продукта: вы предлагаете отремонтировать автомобиль, вы — организовать круиз, вы — вкусно накормить, мы — обеспечить ПР-сопровождение экономического, политического, социального, культурного и любого другого проекта.

С чего начинается такое сопровождение? С возникновения некоторой идеи, которая рождается в голове исполнителя либо в готовом виде предлагается заказчиком. Но с идеей ровным счетом ничего не случится до тех пор, пока она не будет "закована" в технологические схемы; их реализация и позволяет надеяться на эффективный результат. Такие схемы в сегодняшней ПР-практике стали называть модульными технологиями или просто модулями.

Существуют модули общего плана, к ним относится, например, уже упомянутая в настоящей книге формула RACE, где Rэто Research (исследование: анализ и постановка задачи), А — Action (действие: разработка программы и сметы), С— Communication (общение: осуществление программы информационно-коммуникативными средствами), Е — Evaluation (оценка: определение результатов и внесение коррективов в программу).

Они в свою очередь раскладываются на частные модули — такие, как подготовка устного или письменного выступления, проведение пресс-конференции, подбор информационных спонсоров, организация выставки и т. д.

И комплекс мер по ПР-сопровождению того или иного проекта представляет собой в конечном счете не что иное, как комбинацию такого рода модулей. В этом смысле ПР-процесс вполне сопоставим, скажем, со строительством дома: сначала исследуется местность, затем готовятся чертежи, далее роется котлован, кладется фундамент, возводятся стены, прокладываются коммуникации, производится отделка.

Конечно, местность зачастую исследуется поверхностно, кирпич бывает некачественным, трубы — дырявыми. Но сами по себе этапы работы оказываются неизбежными, а их последовательность — достаточно жестко предопределенной.

Точно так же обстоит дело и с "паблик рилейшнз": сначала определяем формат и последовательность действий, потом их содержательное насыщение. Разговор о качестве некоторых идей и рекомендаций становится малопродуктивным без понимания как технологической схемы их производства (например, с помощью фасилитаторской или медиаторской методики), так и модуля последующей реализации.

Чтобы сказанное выше приобрело четко осязаемые контуры, проанализируем типичную логику и набор ПР-модулей, которые применялись в ходе ПР-обеспечения одного из масштабных проектов.