logo search
паблик рилейшнз - учебник

Пресс-конференция началась

Посмотрим на нее с точки зрения ведущего, которого часто называют специальным термином "модератор" (англ, moderator). Можно ли затягивать открытие пресс-конференции? Да, отступление от объявленного времени на 5—10 минут допустимо и даже желательно — за этот период подтянутся опоздавшие. Однако разрыв продолжительностью свыше 15 минут чреват осложнениями: аудитория начинает раздражаться.

Как долго проводить пресс-конференцию? Общий ответ "в зависимости от интереса журналистов" лучше конкретизировать: планируемая продолжительность — 30—60 минут, менее 30 минут — это оперативный брифинг (короткая пресс-конференция) "на ходу", а к исходу часа внимание журналистов, как правило, ослабевает, телевизионные камеры начинают "сниматься с мест" и ощущение солидности происходящего постепенно утрачивается. Поэтому даже если вопросы не иссякли, имеет смысл прекратить пресс-конференцию искусственно. "Зашкаливать" за 60 минут стоит в исключительных случаях, главным oбpaзом когда ньюсмейкер еще не высказал того, что хотел.

Сколько минут отвести на предваряющее выступление? Некоторые ньюсмейкеры сразу берут быка за рога: "Здравствуйте, я готов отвечать на ваши вопросы". На мой взгляд, это не лучший способ поведения -предварительный "разогрев" журналистов вступительной речью и необходим, и полезен. Вступлением вы как бы задаете свои правила информационной игры, а отказываясь от него, заведомо ввязываетесь в игру по чужим. Но и утомлять журналистов длинным вступлением не стоит, его нормальная продолжительность— 10—15 минут.

Что делать, если задают по 2—3—4 вопроса? Устроители пресс-конференции вправе объявить любой регламент ее проведения. Если вы предполагаете большое число вопросов, скажите в самом начале: "Мы знаем, что количество журналистов, желающих задать вопросы, велико, а время пресс-конференции ограниченно, поэтому просим вас задавать только по одному вопросу". В дальнейшем, когда обнаружат попытки нарушить регламент, вы будете нейтрализовывать их фразой "Мы договорились задавать по одному вопросу".

Как поступать, если вместо вопроса следует "самовыражение" журналиста или другого участника пресс-конференции, например такое "Пользуясь случаем, я хотел бы вам сказать..."? Можно остановить монолог разъяснением того, что форма пресс-конференции не предполагает дискуссию или даже обмен мнениями. Еще лучше произнеси короткую фразу: "Формулируйте, пожалуйста, ваш вопрос".

Порядок вопросов регулируется обычно очередностью поднятых журналистами рук или поступивших записок.

Как быть, если вопросов нет совсем? Никаких оснований для паники! Можно заранее попросить знакомых журналистов задать какие-нибудь вопросы. Можно то же самое поручить сотрудникам вашей организации. Наконец, можно произнести фразу типа: "Перед пресс-конференцией нам было передано несколько записок (поступило несколько звонков) с вопросами" и т. д.

Правда, как считает С. Блэк, "в заблаговременной подготовке вопросов нет необходимости. Если выступления с трибуны настолько исчерпываюшие, что возникает мало вопросов, это надо рассматривать как признак успеха, а не как повод для размышлений". Полагаю, что, когда пресс-конференция провалится, этой мыслью тоже можно себя успокоить.

А теперь проанализируем детали пресс-конференции с позиции ньюсмейкера. Сразу оговорюсь, что в данном пособии не будут описываться приемы составления текстов, поскольку этой проблематике посвящено достаточно много литературы, а вот некоторым организационным аспектам должное внимание уделяется не всегда.

Главный критерий успешного выступления на пресс-конференции — информативность. Если уж вы вышли к микрофону, то обязаны выдавать информацию. Ее никогда не заменят ни "рассуждения на тему", ни даже самый высокий уровень компетентности. С другой стороны, вреден и информационный перегруз. Поэтому никогда не стоит приводить сколько-нибудь широкий перечень цифр, фамилий, организаций и т. д. Либо отдайте журналистам соответствующие сведений в письменном виде, либо ограничьтесь двумя-тремя примерами, в противном случае в СМИ почти наверняка появятся искажения.

Старайтесь не высказываться (даже с оговорками типа "Я не являюсь здесь специалистом, поэтому прошу воспринимать мои слова как частное мнение") по вопросам, в которых вы некомпетентны. Журналисту все равно, рассуждаете ли вы как чиновник, коммерсант или как обыватель, он выдаст вашу цитату без оправдательных оговорок, а компетентный читатель или зритель "дорисует" картину не в вашу пользу. Более того, в СМИ могут попасть исключительно "некомпетентные" мнения, и вот каким образом. Например, в день N СМИ особенно волнует тема Чечни. Соответственно в этот день на всех пресс-конференциях все журналисты будут задавать всем ньюсмейкерам вопросы про Чечню. И ваши очень важные, содержательные, продолжительные рассуждения, скажем, о развитии российской промышленности (для этого вы и затевали пресс-конференцию) могут вообще не попасть в эфир, в то время как случайная 5-секундная фраза о Чечне облетит всю странцу. А если эта фраза сказана невпопад?!

Молчание при ответе на нежелательный вопрос — вовсе не худший вариант, поскольку молчание трудно комментировать. Вариант ответа "У меня сейчас нет данных" или "Не знаю" значительно лучше, чем "Без комментариев" или "Не хочу отвечать". Если все же ошиблись, сразу признавайте ошибки и приносите извинения, в противном случае ошибки будут на все лады "смаковать" журналисты.

Как себя вести: строго, скованно или, напротив, раскрепощенно? Оптимальны естественность, умеренная эмоциональность и доброжелательность. Не смущайтесь от неудобных и даже провокационных вопросов, начните ответ на них с фразы: "Спасибо за такой острый вопрос" или: "Проблема, которую вы затронули действительно существует". А дальше... говорите на ту тему и выдавайте ту информацию, которую считаете нужной, например: "Но чтобы разобраться в вашем вопросе квалифицированно, нужно рассказать вот о чем..."

Можно ли читать по бумажке? Сколько угодно! Сравнение с Леонидом Ильичом Брежневым не считается сегодня журналистской находкой, поэтому поступайте как вам удобнее, в любом случае не вредно иметь печатный текст перед глазами. Известная поговорка "Хорош тот экспромт, который подготовлен заранее" на пресс-конференции весьма актуальна. Только учтите, что сплошное чтение полностью снимет эффект естественности, который желателен пресс-конференции.

После пресс-конференции

Когда ведущий говорит журналистам "спасибо и до свидания", пресс-конференция не заканчивается — журналисты как правило (даже если даны ответы на все заданные вопросу подходят к ньюсмейкеру, чтобы получить какую-либо дополнительную информацию. Поощрять ли такое поведение или, наоборот, быстрее уходить с "поля боя"?

Вот что пишет Д. Доти: "Не бродите поблизости, после того как пресс-конференция закончилась, она продолжается, пока вас видно и слышно". И еще: "Если кто-либо из репортеров выразил желание встретиться с вами после окончания встречи, не соглашайтесь на это... Считается неэтичным, чтобы один из журналистов имел частную пресс-конференцию с выступающим".

Позволю себе не согласиться с этими рекомендациями. Ведь какова, в конце концов, основная цель пресс- конференции? Получить максимальный выход материалов в СМИ! Чем больше встреч и вопросов, тем больше материалов, а их качество зависит не от числа встреч, а от выданной и отработанной информации.

Существуют и вспомогательные цели, одна из которых — расположить к себе журналистов. Но быстрым уходом вы такого расположения не добьетесь. Поэтому даже в условиях отсутствия времени найдите возможность сказать настойчивому репортеру пару слов, а в крайнем случае, дайте контактные телефоны для связи в перспективе.

Но, удовлетворяя журналистов, организаторы пресс-конференции одновременно могут использовать встречу с ними для решения дополнительных задач: собрать с пришедших информацию для включения в медиа-карту (о ней будет рассказано ниже), провести среди них социологический опрос по интересующим вас вопросам и т. д.

Цикл мероприятий вокруг пресс-конференции завершает пресс-клиппинг —анализ вышедших в СМИ материалов, который крайне необходим как для определения степени эффективности акции, так и для формирования планов на будущее.

* * *

В заключение разговора о пресс-конференциях хотел бы еще раз подчеркнуть: даже при отсутствии многих объективно сопутствующих успеху факторов она может быть превращена в заметное событие с помощью прогрессивных технологий и креативных подходов. В качестве примера приведу рассказ студентки факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Ксении Новиковой:

"В июле 1997 г. с группой детей, вывезенных из зоны Чернобыльской аварии, я ездила в Испанию (провинция Наварра) в качестве переводчика и руководителя группы. Для того чтобы информация об экологической ситуации в России, о детях, пораженных ядерной катастрофой, прошла в СМИ, необходимо было организовать пресс-конференцию для испанских журналистов.

Прежде всего определялись дата и время ее проведения. Мы решили провести ее в 12 часов, поскольку это давало возможность вечерним газетам сделать сообщение в тот же день, а утренним— на следующий день.

СМИ мы известили по телефону и почтой. В приглашении четко и лаконично излагалась следующая информация:

• предмет пресс-конференции (приезд российских детей, экологическая ситуация в России);

• дата (10.07.1997г.);

• время (12.00);

• продолжительность пресс-конференции (3 часа);

• место проведения пресс-конференции (муниципалитет г. Бурлады, в котором мы находились, выделил нам один из залов здания);

• докладчики (Хорхе Ривера — президент испанской благотворительной ассоциации "Аркоирис Солидарно", принимающей российских детей, и Ксения Новикова — представитель российской благотворительной ассоциации "Наше будущее", которая занимается отправлением больных детей на оздоровительный отдых в Испанию).

Приглашали представителей всех основных СМИ, расположенных в регионе, — 15 журналистов из газет "Новости Наварры", "Родник Памплоны", "Мир Наварры", "Известия Бурлады", "Новости Бурлады", журнала "Миа", телекомпании ТВ-4, транслирующей свои передачи в провинции Наварра, и некоторых других изданий. Были заранее отпечатаны тексты докладов и подготовлен пресс-релиз, содержавший всю необходимую информацию.

Конечно, мы задумывались, будет ли информационный повод достаточным для СМИ. Испанские специалисты рассказывали о ситуациях, когда не собиралось и половины приглашенной прессы. Помимо этого существует так называемая бутербродная пресса, которая обычно заранее осведомляется о фуршете, и если организаторы сообщают, что его не будет, журналисты просто игнорируют мероприятие.

Перед началом пресс-конференции мы провели небольшое собрание. Это было сделано для того, чтобы все знали сценарий проведения пресс-конференции, ответы на предполагаемые вопросы, порядок общения с пришедшими журналистами.

Перед началом пресс-конференции все пришедшие журналисты получили пресс-релизы и фотографии, репортеры также должны были зарегистрироваться у входа в зал. Для этого мы поставили два стола, за которыми люди, ответственные за связь с прессой, встречали журналистов.

Ответственной за ведение пресс-конференции назначили меня. В мои обязанности как ведущей входило призывать присутствующих соблюдать тишину и давать слово каждому находящемуся в зале репортеру. После выступлений мы отвечали на вопросы журналистской аудитории. Вопросы в основном касались экологической ситуации в России; регионов, входящих в зону Чернобыльской аварии; адаптации детей в испанских семьях. После пресс-конференции для представителей СМИ был организован небольшой фуршет.

Тема пресс-конференции оказалась интересной для СМИ, ее материалы появились и в вечерних, и в утренних газетах; сюжет о пресс-конференции транслировался по телевидению Наварры. Все журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, опубликовали материалы о ней, хотя мои коллеги с испанской стороны были абсолютно уверены в том, что на 15 журналистов появится всего два-три материала— ведь часто бывало именно так.

Что способствовало успеху? В городке, где мы находились, проживало менее 10 тыс. человек. Интересной новостью для них могло являться, например, даже понижение температуры или пропажа какого-нибудь животного. Поэтому приезд российских детей породил множество различных споров, разговоров и конечно же газетных материалов. Один человек даже изъявил желание написать книгу об экологической ситуации в России, экологических катастрофах, российских детях, которых совершенно бескорыстно принимают испанские семьи, об испанской и российской благотворительных ассоциациях..."