logo search
246897_65091_grabelnikov_a_a_rabota_zhurnalista

Тема 21. Виды редакционных планов

Редакционное планирование представляет собой систему различных по времени охвата планов. В их числе долговременный план развития газеты, перспективный план, месячный план, недельный план, план номера, план целевого номера, план газетной кампании, план организационно-массовой работы, план внутри редакционной работы, индивидуальный творческий план журналиста, бизнес-план редакции .

Долговременный план развития газеты рассчитан на несколько лет. В годы советской власти это был, как правило пятилетний план, который совпадал с пятилетним народнохозяйственным планом страны (так было удобно сверять собственные цели с целями, поставленными перед обществом в целом). В настоящее время, изменчивое и непредсказуемое, редакции уже не планируют работу на такой длительный срок. Однако долговременный план развития газеты на год-два все же составляют, чтобы обеспечить себя необходимыми материальными ресурсами для стабильной работы. Этот вид плана охватывает основные стороны деятельности и включает в себя:

Перспективный план является основой работы редакции. Последующие виды редакционных планов представляют его конкретизацию в той или иной степени. В крупных, федеральных изданиях перспективный план разрабатывается на квартал, в местных - на полугодие. В нем указываются:

Вспомогательными планами к основному служат тематические планы собственных корреспондентов, краткосрочных кампаний, внутриредакционной работы (творческие совещания, конкурсы, тематические летучки), массовой работы.

Месячный план представляет собой среднесрочное планирование, является важным видом текущих рабочих планов. Он дает отделам редакции время, достаточное для подготовки серьезных выступлений, обеспечивая вместе с тем оперативность в постановке важнейших тем. Дробя на три части квартальный перспективный план, он конкретизирует последний, обеспечивает его последовательное выполнение. В месячном плане уже конкретно указываются: рубрика, тема, автор, отдел или сотрудник, отвечающий за подготовку выступления, жанр публикации, ее объем в строчках, срок предоставления материала в секретариат. Для отделов, специализирующихся на оперативных материалах (отделы информации, писем, иллюстрации), которые нельзя предвидеть на месяц вперед, планирование ограничивается конкретными рубриками, они и ориентируют сотрудников в их работе.

Недельный план - один из видов оперативного планирования. Тематический, максимально конкретный. Он отражает содержание газетных номеров в течение недели и участие в них каждого творческого подразделения, служит непосредственным фундаментом для плана номера. В нем кроме конкретного указания тем, объема, авторов материалов учитывается география публикаций, рациональные пропорции положительных и критических, крупных и мелких, проблемных и оперативных публикаций разнообразие жанров.

Вспомогательным звеном недельного и месячного планов является сетевой график публикаций по основным разделам и рубрикам. Он представляет собой сетку - сверху указываются дни недели, а сбоку - рубрики. График позволяет газете четко соблюдать появление рубрик в определенные дни недели, приучает к этому читателей, контролирует работу отделов, ведущих ту или иную рубрику, а в небольших редакциях - работу каждого сотрудника. Подобные графики можно применять и в журналах, только дней писать недели или месяцы в зависимости от периодичности издания. В нынешних условиях, считают специалисты, при разработке сетевого графика необходимо отрегулировать его "жесткость". Выпуск газеты в условиях, когда значительную часть ее площади занимает оперативная информация , приходящая в редакцию в самый последний момент, предопределяет уровень этой "жесткости". Оптимальный результат сетевой график дает, если покрывает 50-60% площади газетного номера. Остальная его часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого "конкурса" материалов, представленных отделами или журналистами редакции.

План номера - конечная цель в планировании всей газетной работы в нем указываются все сведения - заголовки материалов, точные формулировки тем, рубрики, объем текстов в строчках, жанры, в которых они написаны, отделы редакции и авторы, подготовившие материалы, их графическое расположение на газетных полосах. При планировании номера важно соблюдать следующие условия:

План номера должен учитывать также запросы различных категорий читателей, связь с предыдущими номерами в содержательном и графическом плане. Понятно, что соблюдение такого количества условий одному человеку не под силу. Здесь нужен коллективный опыт. Вот почему при планировании и выпуске номера в работу включено большое количество сотрудников редакции.

План целевого номера составляется в том случае, когда редакция решила выпустить праздничный, тематический, объединенный номер газеты. Такой номер, например, новогодний, готовится заранее, его план разрабатывают в секретариате за несколько недель до выпуска. Иногда для его выпуска создают специальную группу из представителей различных отделов и сотрудника секретариата. Часто практикуется выпуск не целого тематического номера, а лишь одной страницы. Такие тематические и целевые полосы в номер готовят, как правило, те отделы, чья тематика там отражена.

План газетной кампании также составляется заранее. Газетная кампания может иметь политический, экономический характер и охватывать период от нескольких недель до нескольких месяцев. Наиболее яркими газетными политическими кампаниями последних лет явилась поддержка средствами массовой информации своих кандидатов и партий в ходе выборов в Государственную думу, президентских выборов. Подготовку плана кампании организует секретариат, иногда создается специальная творческая группа из журналистов разных отделов. В плане предусматривается ее начало, основные этапы и завершение. Намечается тематика основных выступлений газеты, организационные мероприятия, обеспечивающие их подготовку. Одним из известных примеров организации и проведения политической газетной кампании является выпуск Издательским домом "Коммерсантъ" в 1996 году газеты "Не дай Бог!", которая была полностью посвящена дискредитации основного конкурента Бориса Ельцина на президентский пост - Геннадия Зюганова. На этом заказе "Коммерсантъ" заработал несколько миллионов долларов и в определенной мере помог президенту продлить правление еще на один срок.

План организационно-массовой работы включает в себя проведение различных массовых мероприятий - праздника газеты, конкурсов и соревнований на призы газеты, читательских конференций, заседаний редакционного клуба, встреч за круглым столом и т.д.

План внутриредакционной работы (составляется совместно с местной профсоюзной, первичной журналистской организациями, редколлегией) предусматривает мероприятия для повышения профессионального мастерства сотрудников, для поддержания творческой атмосферы. Это тематические летучки, творческие конкурсы, совещания собкоров, нештатных корреспондентов стажировки собкоров в аппарате редакции и т.д.

Индивидуальный творческий план - это основа творческой деятельности сотрудника редакции. В нем сочетаются личные творческие устремления с профилем и проблематикой отдела. На составление индивидуального плана влияют следующие факторы:

В этот план журналист закладывает все виды деятельности - литературную, редакторскую, организационную. Однако доля каждой из них будет зависеть от профиля отдела. Практически каждый индивидуальный план в процессе работы подвергается корректировке руководителем творческого подразделения, особенно перед включением его в план отдела.

Индивидуальный творческий план включает в себя:

Индивидуальный план журналиста относится к оперативному и среднесрочному планированию. Поэтому он довольно часто подвергается корректировке в процессе выполнения со стороны самого журналиста или звена управления редакции. Важно помнить, что редакционное планирование - весьма живое дело: оно полностью зависит от изменчивости окружающей действительности. Если планы вовремя не изменять, газета может отстать от жизни.

С переходом нашей страны к рынку в системе редакционного планирования появился новый вид плана - бизнес-план . Все предыдущие планы направлены на организацию и выполнение творческих задач журналистов. Бизнес-план - это, прежде всего, план экономического развития редакции, управления ее финансами . В советский период СМИ являлись идеологическим инструментом партийно-государственного аппарата, все экономические вопросы их обеспечения решались не в редакции, а в кабинетах партийного издателя. Поэтому факультеты журналистики сосредоточивали свое внимание на подготовке творческих, идеологически выдержанных специалистов. Вопросы экономики и управления редакционной деятельностью СМИ или, говоря современным языком, менеджмента и маркетинга, там не изучали. Сегодня положение кардинально изменилось.

Чтобы нормально функционировать в рыночном обществе, преодолевать финансовые кризисы, как это было в августе 1998 года (а финансовый кризис - это рыночный инструмент перераспределения средств от одних слоев населения к другим, способ решения накопившихся государственных проблем), редакционный коллектив должен грамотно строить свою экономику, учиться управлять редакцией как предприятием, хозяйственным механизмом . И для этого в его организационной структуре необходимы такие должности как директор издания, финансовый директор, коммерческий директор . Они разрабатывают и реализуют бизнес-план, который обычно является инструментом любого внутрифирменного управления.

Традиционно и в экономической литературе, и в обыденной жизни бизнес-план подается как инструмент некой инвестиционной политики, способ привлечения дополнительных средств от сторонних инвесторов. Роль бизнес-плана в российских условиях хозяйствования требует отдельного уточнения. По мнению В.Л. Иваницкого, автора учебного пособия "Бизнес-план редакции (рабочая тетрадь главного редактора)" (М., 1999), свойство инструмента инвестиционной политики не будет реализовано, если бизнес-план не реализует себя в качестве инструмента внутрифирменного управления, т . к. внешняя функция неосуществима без опыта реализации внутренней. Бизнес-план - это продукт внутренней управленческой деятельности, потребителем которого, помимо команды предприятия могут стать инвесторы, кредиторы, деловые партнеры, но только при условии первоначального успеха редакции, закрепленного во времени, подтвержденного экономически и психологически.

Бизнес-план обычно разрабатывается перед началом финансового года в качестве законодательной основы текущей деятельности и развития редакции на предстоящий финансовый год. Он является главным механизмом анализа происходящих в редакции процессов и, одновременно, основой для принятия решений, нивелирующих негативные тенденции в этих процессах. Бизнес-план позволяет администрации держатся внутри пределов устойчивости предприятия и делать верный выбор из возможных вариантов развития событий.

Перед внедрением бизнес-планирования должна быть четко определена организационная структура редакции - штатное расписание, должностные инструкции, подчиненность, чтобы весь процесс деятельности поддавался организации, управлению и контролю из одного центра. По сути, этот план представляет собой большое количество документов, которые описывают все процессы, происходящие в редакции в последовательном режиме. На основе этих положений потом пишутся контракты с сотрудниками, каждый из которых должен с первого дня точно знать свое место, свои должностные обязанности, своих начальников и подчиненных, степень и формы ответственности, представлять собственные перспективы в случае успешной работы. Кроме этого, должны быть определены также субъекты бизнес-планирования (центры финансовой ответственности), которые знают, сколько доходов редакция получает от выпуска и продажи газеты, от рекламы, по другим позициям. Еще одно условие - внедрение бюджетного управления (бюджетирования) - жестко установленного плана расходов по подразделениям. Формализованные бюджетные внутрифирменные отношения облегчают управленческую функцию: (нельзя, потому что не запланировано в бюджете). Важнейшим фактором успешной деятельности на рынке является грамотная система внутренней и внешней отчетности . Бухгалтерия - то место, где в первую очередь должны быть установлены программные средства автоматизации процесса учета и отчетности. Этот сектор деятельности редакции должен находится под пристальным контролем главного редактора (поэтому ему необходимо знать бухгалтерский учет). Бухгалтерия, считают специалисты, - то место, где в отсутствии контроля начинается банкротство фирмы. Также в редакции до запуска бизнес-плана необходимо внедрение системы текущего контроля за исполнением решений исполнительных органов, должностных обязанностей и разовых поручений.