logo search
246897_65091_grabelnikov_a_a_rabota_zhurnalista

Тема 22. Бизнес-план редакции

Любой бизнес-план фирмы, кампании или редакции имеет стандартный набор необходимых элементов. Прежде всего, в нем должно быть краткое описание проекта :

Далее следует краткое описание редакции издания :

Следующий раздел - анализ информационного рынка :

Наиболее крупный и важный раздел - план производства . Сюда входят:

Раздел, посвященный менеджменту и организации , содержит в себе:

В раздел о долгосрочном развитии, рисках и стратегии выхода вносятся:

Раздел "Финансовый план" содержит:

Последним разделом может быть логистика (способы текущего управления персоналом и товарными потоками в фирме), в который входят основные принципы введения основ логистики в редакции и ее инструментарий (сводная таблица функционально-должностных обязанностей персонала, таблица планирования рабочего дня сотрудника). В конце бизнес-плана возможны различные приложения (маркетинговые исследования, резюме ключевых менеджеров, техническая, производственная информация и т.д.)

Нужно подчеркнуть, что это один из вариантов подобного плана. Каждый составитель может расширить количество разделов или, наоборот, сократить их в зависимости от поставленных им целей. Главное, чтобы план "работал", был удобным инструментом для редакции и ее партнеров.

В.Л. Иваницкий в своем учебном пособии "Бизнес-план редакции (Рабочая тетрадь главного редактора)", материалы которого изложены в данной теме, приводит реальный бизнес-план для районной или небольшой городской газеты, поставившей себе цель стать самой читаемой газетой района с максимально большим охватом тем из политической, экономической, социальной и криминальной жизни района и взять под свой контроль 50 % местного газетного рынка. Ее целевым рынком является население района, занимающее активную жизненную позицию, интересующееся всеми процессами политической и экономической жизни района. Газета занимает лидирующее положение в районе среди периодических изданий (тираж - 5 тыс. экз.) и охватывает 20 % рынка периодических изданий. Редакция поставила перед собой на ближайшую перспективу задачи: постоянное увеличение тиража, улучшение качества публикаций, упрочение своего экономического положения. В общем, их ставит сегодня перед собой практически каждая редакция, если хочет успешно функционировать и развиваться дальше.

Каким образом она собирается добиться этого? Для того чтобы редакция хорошо начала финансовый год, достаточно удачного проведения подписной компании. Никакого стороннего финансирования в этом случае не требуется. Кроме ежедневного (5 раз в неделю) выпуска общественно-политической газеты коллектив намерен оказывать дополнительные услуги: размещение рекламы на полосах издания, создание оригинал-макетов и их размещение в других газетах района и области.

В ходе анализа целевого рынка газеты выяснилось, что основная ее читательская аудитория - население района, интересующееся всеми процессами местной политической и экономической жизни. Потребитель информационной продукции ориентируется на максимальную актуальность освещаемых тем, критику властных структур, независимость взглядов газеты, а также на ТВ-программу, частные объявления, обратную связь и доступную цену газеты. Изучив основные характеристики местного среднего потребителя, редакция дает ему такую информацию, которую он не может получить из других источников. Это служит главным стимулом для местных жителей при подписке на данную газету.

Редакция определила для себя две основных целевых аудитории: во-первых, это семьи со стажем совместной жизни более 5 лет (в районе проживает 54 тысячи таких семей), предприятия разных форм собственности (их насчитывается 870) и индивидуальные предприниматели без организации юридического лица. Маркетинговые исследования показали, что потенциальные размеры рынка - около 25 тысяч подписчиков.

Основными конкурентами данного издания являются газеты, имеющие хождение на территории района: пять местных и одна центральная ("АиФ"), которые в сумме охватывают 78.8% информационного рынка. Газеты, издаваемые в районе, имеют практически одинаковые позиции на рынке. Но у некоторых есть определенные преимущества. Две из них интегрированы в коммерческие структуры и располагают определенным опытом ведения конкурентной борьбы в других секторах рынка. Третья близка к властным структурам. Редакция пришла к выводу, что победить их в конкурентной борьбе можно только более квалифицированной работой.

Была разработана стратегия так называемых товарных линий:

Основным методом стимулирования продаж является ведение постоянных рекламных компаний редакции для привлечения новых целевых групп потребителей, создание штата общественных помощников газеты, открытые поселковых представительств редакции, ее общественных приемных а также отработка системы прямой связи с постоянными читателями и рекламодателями.

Условной единицей продукции считается рабочий день редакции. Вначале единицей продукции считался выпущенный номер газеты. Но затем, при проведении финансового анализа выяснилось, что если не учитывать всех процессов, происходящих в редакции и имеющих влияние на финансовый результат, можно в итоге терпеть убытки, имея по номеру формально прибыль. Рабочий день редакции - внутренний финансовый показатель, который рассчитывается при учете всей совокупности финансовых действий коллектива, связанных с созданием и реализацией трех основных продуктов редакции (газеты, рекламы, услуги рекламного агентства). Именно в рамках этих продуктов считаются расходы на офис, материалы, связь, оргтехнику и т.д. Финансовый контроль осуществляется главным редактором, ревизионной комиссией и общим собранием участников общества в соответствии с Уставом ООО газеты.

В редакции, помимо зарплаты, предусмотрена выплата ежемесячных премиальных в размере до 15 % от оклада. Гонорары для штатных сотрудников в редакции не практикуются. Предусмотрен небольшой гонорарный фонд для внештатных корреспондентов. Остальные выплаты, не предусмотренные штатным расписанием (поощрения и наказания, выплаты по итогам квартала, полугодия, финансового года, по итогам подписки и т.д.) регулируются приказами главного редактора.

Редакция поставила перед собой долгосрочные цели: 1)стать самой читаемой газетой района с максимально большим охватом тем из политической, экономической, социальной и криминальной жизни района; 2) взять в течение ближайших пяти лет под свой контроль 50 % газетного рынка. Таким образом, бизнес-план, составленный редакционным коллективом, позволяет ему учесть все свои ресурсы, сосредоточить усилия на конкретных направлениях в течение определенного времени и последовательно идти к намеченной цели.