logo search
паблик рилейшнз - учебник

Кризис — конфликт Конфликт и «тлеющий» кризис – повседневная реальность

Полагаю, что последние примеры подвели читателя к пониманию того, что кризисную ситуацию можно воспринимать значительно шире ЧП, расширяя соответственно и набор управленческих технологий и процедур, предназначенных для воздействия на данную ситуацию. В основе такого развернутого понимания лежит современная трактовка понятия "конфликт", который определяется как динамический тип социальных взаимоотношений при потенциально возможном или реальном столкновении субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей, постоянно присутствующий и не поддающийся устранению [56].

Эта трактовка содержит очень важные ориентиры: она, во-первых, предлагает иметь в виду не только отдельные взрывоопасные сферы жизни общества, но и обычные взаимозависимые комплексы людей и обслуживаемых ими объектов; во-вторых, заставляет и в бесконфликтных внешне условиях подумать, возможны ли в перспективе напряженность и столкновения между сторонами, что с наибольшей вероятностью послужит их причинами, как их нейтрализовать, как реагировать, если это не удастся; в-третьих, дает понять, что конфликт и кризис в принципе неустранимы, а значит, главный вопрос заключается не столько в их ликвидации или недопущении, сколько в управлении ими.

Так мы выходим еще на одну достаточно технологичную отрасль деятельности, которая не умещается в рамки и госучреждений, и негосударственных ПР-структур, а очерчивается лишь терминологически — "conflict management" (управление конфликтом) и "conflict resolution" (разрешение конфликта) — понятиями, употребляемыми обычно в конфликтологии.

Однако сходный термин "issues management" (проблемное управление) присутствует и в сфере "паблик рилейшнз". По мнению Р. Хейвуда, проблемное управление, являясь важнейшей составляющей ПР в целом и кризисного управления в частности, представляет собой "мост между стратегическим планированием и планированием коммуникационной политики" [57].

К функциям проблемного управления относятся исследование и анализ с точки зрения кризисных последствий не только негативных общественных тенденций, представляющих угрозу репутации и прибыли компании (например, негативное восприятие продукта потребителями), но и нейтральных (скажем, нововведения в процесс упаковки продуктов) и даже положительных (выход на новые рынки) тенденций.

Но вопрос заключается отнюдь не только в том, от какой трактовки конфликта-кризиса отталкиваться, но и в том, каковы общие направления развития общественной жизни. Так, в политике демократических государств любые выборы органов власти уже давно осознаются как явление, перманентно кризисное и конфликтное. Но к концу XX в. аналогичное восприятие стало характерным и для экономических проектов. Для современных корпораций кризис постепенно превращается если не в норму, то в явление частое и привычное.

Почему это происходит? Потому что если в 80-х годах в качестве главных кризисных явлений выступали отзыв недоброкачественной продукции, вопросы здоровья, безопасности и другие "осязаемые" проблемы, то в 90-х годах кризисный список существенно пополнился: в нем ключевыми были обвинения компаний в расовой и другой дискриминации, должностные преступления, нарушения трудового и торгового законодательства, проблемы сексуальных притязаний и т. д.

В конце 1997 г. специалисты американского Института кризисного управления (Institute for Crisis ManagementISM) обработали около 60 тыс. статей из более чем 1,5 тыс. деловых печатных изданий за 1990— 1997 гг. и пришли к выводу: число кризисов, в основе которых лежит внезапное происшествие, значительно снизилось по сравнению с 80-ми -годами, в то время как число "тлеющих" кризисов стремительно растет.

Весьма любопытные процессы происходят и в сфере, называемой гражданским обществом. Как отмечают специалисты, "теперь уже ни для кого не секрет, что ряды активистов общественных движений и организаций, выступающих против (выделено мной. — А. Ч.) чуть ли не каждого явления или новшества, предложенного нашей действительностью, растут не только количественно, но и качественно, совершенствуясь в умении убеждать" [58].

Во всех случаях одним из критериев жизнеспособности, рыночной устойчивости экономической, политической и иной структуры становится ее умение противостоять и такого рода кризисам.