logo search
паблик рилейшнз - учебник

Версия- ключевой момент в нейтрализации последствий чп

Продуманные технологии антикризисного информащионного реагирования начинают применяться и в отечественной практике.

Так, в 1997 г. был убит крупный столичный бизнесмен Г.У специалистов—организаторов антикризисной стратегии его фирмы с первых же минут присутствовало понимание того, что наряду с проявлениями чисто человеческого соболезнования и проведением сопряженных с ним морально-этических и материальных действий нужно предпринять следующее:

а) локализовать источники распространения информации о ЧП, тем более что в руководимой Г. структуре работали 2,5 тыс. сотрудников;

б) предложить свою версию случившегося, в противном случае пришлось бы тратить силы на опровержение спонтанно родившихся версий;

в) провести публичную акцию (пресс-конференцию) с изложением компетентных мнений о ЧП.

Положение осложнялось тем, что председатель и ведущие члены совета директоров данной структуры находились в командировке. Тем не менее были определены ответственные за ПР-акцию сотрудники и составлен письменный пресс-релиз, содержание которого доводилось до всех обратившихся за разъяснениями; журналистам же предлагалось воздерживаться от скоропалительных выводов и дождаться официальной пресс-конференции.

Она состоялась через день после ЧП (согласно практически единодушному мнению экспертов, проводить подобную пресс-конференцию необходимо в ближайшие часы после случившегося) и позволила взять информационный поток под свой контроль. Замечу, что "взять под контроль" означает не только обеспечить позитивность направляемой информации, но и знать, откуда исходят негативные выпады и многозначительные намеки. Если они являются результатом неправильно поданной собственной информации, это не очень трудно исправить; если же негатив идет "с чужого голоса", потребуется немало усилий как для поиска этого "голоса", так и для выяснения его мотиваций.

В дополнение к пресс-конференции привлекались и доводились до сведения СМИ высказывания людей, пользующихся доверием общества (например, патриарха Московского и всея Руси Алексия II), в защиту репутации Г. и его структуры. В итоге сформировалась (в устном, печатном и электронном виде) доминирующая позитивная версия, суть которой сводилась к следующему: убийство Г. связано с его профессиональной деятельностью. Г. активно занимался реструктуризацией своего учреждения с целью разрушения криминальных "пирамид" и налаживания цивилизованных коммерческих отношений; эта работа проводилась открыто, причем в тесном сотрудничестве с органами милиции; милицейские подразделения даже несли охрану объектов Г. по его просьбе.

Результатом проделанной работы стало сохранение в полном объеме и числа клиентов, и доходов структуры.

В принципе понятие версии является ключевым применительно к большинству, если не ко всем, кризисных ситуаций. От того, какая версия и кем будет выдвинута, прямым образом зависят возможность и эффективность действий в том или ином направлении политических и экономических субъектов, вовлеченных в кризис.

Так, летом 1998г. в объединении "Юганскнефтегаз" сложилась кризисная ситуация, связанная с невыплатой заработной платы, началось недовольство рабочих, перешедшее в акции протеста. В процессе урегулирования ситуации фигурировали две версии.

а) Версия трудовых коллективов, поддержанная мэром г. Нефтеюганска: в Центре "есть до хрена денег, и стоит вам только перекрыть федеральную дорогу, как эти деньги дадут" [50]. Из этой версии вытекали соответствующие действия и их возможные последствия: локальные— нажим на Центр и выплата задолженностей; глобальные— "припугнуть на будущее".

б) Версия президента нефтяного холдинга "ЮКСИ" М. Ходорковского: "Когда налоги устанавливают из расчета, что цена на нефть 115 долл. за тонну, а по жизни она 75 долл., и налоги при этом не снижаются и полностью изымаются в пользу МВФ, то, если где-то прибыло, где-то должно убыть. Убыть не может ни с нефтедобычи, ни с электроэнергии. Убыть может только из зарплаты и социальной сферы. А когда цена падает вдвое, а налоги остаются неизменными, то зарплата в лучшем случае тоже падает вдвое, а в худшем— ее просто нет. Что и произошло по всей Западной Сибири... [51].

Здесь предусматривались иные действия и их возможные последствия: локальные — М. Ходорковский: "Я не обещаю, что буду платить зарплату на 100%, я даже не обещаю, что не буду ее задерживать. Я буду недоплачивать и платить не вовремя, но я буду платить и одним, и другим... Я беру на себя эту ответственность. Теоретически это должен делать мэр. Но он довел город до риска социального взрыва. Я буду платить и не допущу взрыва, пока смогу. Мы уже договорились о схеме выплат с губернатором" [52]; глобальные —добиться льготного налогового режима для компании "ЮКСИ".

Вокруг отработки необходимой версии строилась вся работа агентства "Имиджленд PR", взявшегося летом 1997г. за информационное обеспечение действий по урегулированию кризисной ситуации в столичном аэропорту "Домодедово". Истоки кризиса были таковы: в 1997г. Правительство РФ приняло решение о реорганизации и приватизации Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА), на базе которого предполагалось создать три предприятия — государственное унитарное «Администрация аэропорта "Домодедово"» для управления всем федеральным имуществом, не подлежащим приватизации; ОАО «Авиакомпания "Домодедовские авиалинии"» на основе летно-технического комплекса и ОАО «Аэросервис "Домодедово"» на основе комплекса служб аэропорта.

У такой схемы нашлись противники, начавшие забастовку с требованием отменить решение Правительства, ликвидировать созданные в аэропорту АО и провести приватизацию по иной схеме. Забастовщики выдвинули версию: реорганизация нарушит нормальную работу аэропортовского комплекса, скажется на безопасности полетов, нанесет моральный и материальный ущерб как аэропорту, так и его пассажирам.

Агентство "Имиджленд PR" вместе с руководителями служб аэропорта сформировало иную версию: забастовку хотят использовать как способ шантажа для борьбы с решениями Правительства, а не как возможность урегулирования коллективных трудовых споров работников с работодателем. Требования, предъявленные стачкомом, призваны замаскировать истинные причины акции, имевшие криминальную подоплеку. Большинство забастовщиков составляли грузчики, а теневой оборот почтово-грузового комплекса (ПГК) до реорганизации оценивался экспертами в 250—300 тыс. долл. в месяц. Реорганизация и компьютеризация ПГК позволяли тщательно контролировать прибытие и отправку грузов и наносили серьезный ущерб "левому" заработку.

Оперативное и широкое продвижение второй версии, подкрепленное соответствующими фактическими материалами, привело к тому, что именно она доминировала в СМИ, забастовочная ситуация была нейтрализована, а возможные потери от забастовки сведены к минимуму. [53].

Собственная версия — это в первую очередь хороший шанс взять решение проблемы под информационный контроль. Как образно заметил соучредитель консалтинговой фирмы Geduling & Ferguson Д. Фергюсон, главная привилегия, которую получает компания, вовремя вмешавшаяся в процесс трансформации проблемы в источник кризиса, — это возможность дать проблеме имя: "Вы дали ей имя, и теперь она в вашей власти" [54]. Версия — это и есть имя проблемы.

Обозначу еще один нюанс, касающийся версии кризисного события. В любой кризисной ситуации СМИ делят вовлеченных в нее субъектов на "героев" и "антигероев". Если не удается точно определить "антигероя", СМИ прикрепляют этот ярлык к испытывающей кризис компании или личности, а себе присваивают роль "героя", борющегося за правду и доносящего ее до рядовых читателей, слушателей и зрителей. И если компания не укажет на виновных (в том числе и в своем лице), СМИ сами ответят на вопрос, кто виноват.

Следующий важный вопрос касается того, когда должна возникать требуемая версия. По мнению многих экспертов, отсутствие какой-либо реакции со стороны компании в первые 24 часа значительно ослабляет возможности контролировать ситуацию в дальнейшем. Если же компания вообще предпочитает отмалчиваться, чтобы попытаться избежать негативной интерпретации событий в СМИ, то такие интерпретации все равно появятся, причем общественное мнение, скорее всего, примет позицию СМИ и поверит в обвинения. В общественной памяти хорошо фиксируются комментарии и действия компании, сделанные в первые часы и минуты после происшествия.