2.3. Жанровая типологий простых первичных pr-текстов
Обратимся теперь к собственно жанровой типологии PR-текстов и их жанровым объединениям (группам жанров). В этом параграфе будут рассмотрены принципы жанрообразования ядра корпуса PR-текстов -первичных простых, которые являются базовыми для некоторых других жанровых групп PR-текстов - комбинированных и в определенной степени медиатекстов. Под корпусом PR-текстов мы понимаем совокупность письменных текстов, функционирующих в пространстве PR-коммуникаций.
Говоря о корпусе текстов, функционирующих в PR-коммуникациях, мы имеем в виду их определенную совокупность, отвечающую признакам целостности и системности. Признак системности реализуется в следующих положениях. Корпус PR-текстов есть совокупность компонентов, которые находятся в активном взаимодействии друг с другом в процессе передачи PR-информации своей целевой общественности (адресату). Корпус PR-текстов обладает определенным набором функций и реализует эти функции в соответствии с характером и объемом информирования, а также в соответствии с информационными потребностями своих целевых групп.
Признак целостности корпуса PR-текстов предполагает наличие следующих характеристик. Корпус PR-текстов предназначен для удовлетворения информационных потребностей целевой аудитории и оптимизации - изначально на коммуникационном уровне - взаимодействия социальных субъектов.
Классифицирующими для PR-текста могут быть признаны различные характеристики, поскольку PR-тексты различаются многими параметрами: объемом и характером передаваемой информации, уровнем оперативности и событийности, характером оформления, ориентированностью на определенную группу общественности, характером PR-деятельности (внутренний или внешний PR), степенью «подготовленности» к публикации, каналом распространения (через средства массовой информации или путем прямой почтовой рассылки, личной доставки), степенью выраженности личностного начала. Кроме того, очевидно, что PR-тексты по-разному представлены в различных сферах публичных коммуникаций (политической, экономической, духовно-культурной). Все это дискретно, а иногда интуитивно - но не в совокупности признаков - называют исследователи текстовых PR-материалов.
Для построения жанровой типологии PR-текстов обратимся прежде всего к инструментарию жанровыделения, применяемому в журналистике, хотя очевидно, что невозможно экстраполировать жанровыделение в журналистике на жанровыделение в текстах PR.
Традиционно в журналистике говорят о следующих трех группах жанров: информационные (представляющие «журналистику новостей», «репортерскую журналистику»), аналитические (дающие анализ фактов, и это аналитическая или комментирующая журналистика), художественные (предполагающие субъективную оценку автора - «образную публицистику»).
В построении типологии первичных PR-текстов мы будем отталкиваться от схемы деления жанров в журналистике, предложенной Л.Е. Кройчиком, который выделяет следующие группы текстов (но не жанров!): оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные1. Следует сразу же отметить, что Л.Е. Кройчик, очевидно желая расширить традиционное представление о системе жанров, предлагает свое видение журналистских жанров, в сущности опирающееся на- понятие информационной, исследовательской и образной журналистики.
Используя терминологию Л.Е. Кройчика и основываясь на жанрообразующих признаках PR-текста, о которых говорилось выше, представим жанровую типологию первичных простых PR-текстов следующим образом:
-
оперативно-новостные жанры;
-
исследовательско-новостные жанры;
-
фактологические жанры;
-
исследовательские жанры;
-
образно-новостные жанры.
Дадим общую характеристику каждой из жанровых групп.
Под оперативно-новостными жанрами понимается группа жанров, которые оперативно передают ранее не известную общественности информацию. Такая информация может подаваться как предваряющая новостное событие или сообщающая о его свершении. Оперативно-новостные жанры – это пресс-релиз, приглашение.
Объектом отражения в этой группе жанров будет новость (новостное событие), связанная с деятельностью базисного субъекта PR, а предметом – событие или персона.
Цели данной группы текстов – формирование оптимальной коммуникационной среды и информационная – достигаются через описание события или персоны. Характерными признаками жанров этой группы будут оперативность, релевантность, фактологичность.
Под оперативностью, как уже было сказано, понимается своевременность (по отношению к данному новостному поводу, отражаемому в тексте) создания текста и своевременность его распространения. Оперативность – это важный признак, учитываемый также и при восприятии текста. Релевантность – это соответствие интересам целевой группы, то есть определенного сегмента общественности. Фактологичность есть передача в тексте точных фактов.
Для оперативно-новостных жанров свойственны такие характеристики, как лаконизм, краткость, емкость информации.
Исследовательско-новостные жанры PR-текста – это жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование. К исследовательско-новостным мы относим бэкграундер и лист вопросов-ответов.
Хотя в текстах этих жанров событие и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, «акцент с новизны переносится на актуальность»1. Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями – формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование путем описания и выявления причинно-следственных отношений. Основными характерными стилеобразующими признаками этой группы жанров будут фактологичность, релевантность, полнота и аналитичность.
Фактологические жанры – это жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию в жизни базисного субъекта PR. Фактологическими жанрами мы признаем факт-лист и биографию (с некрологом как разновидностью последней).
Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона; целями - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события или персоны. Следует сказать и о специфике функций в данной группе: жанр биографии несет на себе номенклатурную функцию PR-текста.
Фактологические жанры считаются первичными текстами, располагающими актуальной информацией о базисном PR-субъекте; они обладают особыми чертами текстовой структуры, специфическими языковыми и стилистическими чертами, среди которых мы называем следующие: фактологичность, релевантность, полнота.
Исследовательскими мы признаем жанры, предполагающие наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особой стилистики (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющей к научному стилю. К исследовательским жанрам мы относим заявление для СМИ, для которого будут характерны контрольная и защитная функции. Предметом данного жанра чаще всего являются ситуация, а также процесс, реже - событие или персона; целью - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений.
Речевая структура исследовательского жанра предполагает наличие определенного количества средств речевого воздействия. Характерными признаками данного жанра будут фактологичность, аналитичность, релевантность, полнота и - в отдельных текстах - экспрессивность. В этом случае тексты исследовательских жанров во многом сближаются с образно-новостными. «Экспрессия, - как указывает Л.М. Майданова, - предстает как целенаправленное отступление от нейтрального способа выражения содержания. Целью такого отступления является <...> увеличение воздействующей силы той или иной стороны текста (логической, директивной, изобразительной)»2. И такое отступление носит определенный целенаправленный характер.
Образно-новостные жанры сосредоточены на новостном событии, однако информация об этом событии излагается от конкретного лица: это жанры, чаще мнимо подписанные первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и/или распространяемые от его лица. Вопрос о прямом авторстве PR-текста можно рассматривать лишь в применении к поздравлению и письму. К образно-новостным жанрам относим байлайнер, письмо, поздравление.
Атрибуция текста к данному жанру может быть произведена и по неосновной, но значимой функции - фатической (функции поддержания коммуникативного контакта). Данная функция диктует определенные черты композиции: прежде всего рамочные элементы текста - обращение и подпись адресанта. Предметом образно-новостного жанра являются событие, персона или процесс; целями - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование. Цель информирования не будет выражена в жанре поздравления, обладающем эстетической функцией. Основными характеризующими признаками данной группы PR-текста являются релевантность, фактологичность, полнота, экспрессивность.
Обратимся теперь к подробному рассмотрению особенностей жанровых разновидностей современных российских PR-текстов.
- Кривоносов а.Д.
- Оглавление
- От автора
- С. Блэк
- Часть I: pr-текст и типология его жанров Глава 1 pr-текст: сущностные характеристики
- Глава 2 Проблемы типологии и жанрообразования pr-текстов
- М. Бахтин
- 2.1. Проблемы классификации и принципы типологии pr-текстов
- 2.2. Специфика жанрообразования в письменных pr-коммуникациях
- 2.3. Жанровая типологий простых первичных pr-текстов
- Часть II: жанровая характеристика корпуса pr-текстов
- Глава 3
- Характеристика жанров первичных pr-текстов
- С. Блэк
- 3.1. Оперативно-новостные жанры
- 3.1. Пресс-релиз
- Пресс-релиз
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи - Перспектива» Сегодня, 25 мая 2000 года, состоится официальная церемония открытия асфальтобетонного завода «ЭнСиСи - Перспектива».
- Пресс-релиз Главный бармен на планете посетил Санкт-Петербург
- Пресс-релиз
- Стоялось годовое собрание акционеров зао «лфз»
- Для того ли перестраивали?
- 3.1.2. Приглашение
- Контактные лица: Ирина Иринова3 ArtCraftPr 190000 Санкт-Петербург, ул. Красуцкого, д. 1, офис 111
- Приглашение
- Программа мероприятия
- «Кубок Санкт-Петербурга-2000»
- Уважаемый Артур Андреевич,
- 1 Октября 2000 г.1
- От имени «Невесты»
- 1 Ноября в 19.00
- 3.2. Исследовательско-новостные жанры
- 3.2.1. Бэкграундер
- St. Petersburg Open - одно из крупнейших спортивных событий в Санкт-Петербурге
- Петербургские рекламодатели объединяются
- 3.2.2. Лист вопросов-ответов
- «Французские штучки» & «defile» Наиболее часто задаваемые вопросы
- 3.3. Фактологические жанры
- 3.3.1. Факт-лист
- История конкурса «Высокий стиль интерьера»
- Лесопромышленная группа «Илим палп» подвела итоги работы предприятия за 4 квартал 1999 года
- 3.3.2. Биография
- Даниил Карпиченко, Менеджер по маркетингу и продажам зао «вехо» Краткая биография
- Беспалова Людмила Павловна
- Новый глава Адмиралтейского района
- Социолог определит развитие рекрутинга
- 3.4. Исследовательские жанры
- 3.4.1. Заявление
- Заявление
- Администрация ао «лмз» Профсоюзный комитет ао «лмз»
- Газпром строго выполняет свои обязательства
- Заявление
- Открытое письмо генерального директора ооо «Максидом» Голикова с.В.
- 199194, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 46,
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 3.5.1. Байлайнер
- Дорогие друзья!
- 3.5.2. Поздравление
- Дорогие петербуржцы!
- Дорогие учителя и школьники, преподаватели и студенты!
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга.
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя.
- 3.5.3. Письмо
- Уважаемые избиратели 21-го округа! Жители Красногвардейского района!
- 14 Мая пройдут выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Уважаемые господа акционеры!
- Уважаемые коллеги!
- Уважаемые ветераны!
- Глава 4 Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов и смежных pr-текстов
- А.Н. Тепляшина
- 4.1. Комбинированные тексты
- 4.1.1. Пресс-кит
- 4.1.2. Буклет, проспект, брошюра
- 4.1.3. Ньюслеттер
- 4.1.4. Листовка
- Корчагин
- Г.Л. Белецкий выступает за муниципальный Совет профессионалов и единомышленников
- «Движение в поддержку Армии» (дпа)
- Наша цель:
- 4.2. Медиатексты
- 4.2.1. Имиджевая статья
- Международный банк Санкт-Петербурга пришел в столицу
- 4.2.2. Имиджевое интервью
- Золотые кадры «Серебряного дождя»
- Ирма Ниорадзе: «Выбор был правильным»
- Завод заключил договор на один миллион немецких марок
- Александром Мельниковым
- 4.2.3. Кейс-стори
- Экология и цивилизация
- 4.3. Смежные тексты
- 4.3.1. Слоган
- 4.3.2. Резюме
- 4.3.3. Пресс-ревю
- Заключение