2.1. Проблемы классификации и принципы типологии pr-текстов
В своем известном исследовании И.Р. Гальперин, говоря о системности текста, писал: «Текст представляет собой некое завершенное сообщение, обладающее своим содержанием, организованное по абстрактной модели одной из существующих в литературном языке форм сообщений (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуемое своими дистинктивными признаками»1. Именно дистинктивные - различительные - признаки позволяют провести определенную классификацию однотипных текстов, поскольку «в многообразии текстовых форм и структур неизбежно обнаруживаются признаки сходств и различий и, следовательно, основания для их типизации»2.
Классификация есть система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам или признакам. Основой же типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности3.
В науке нет единого определения понятия «тип текста». Так, например, Г.В. Ейгер и В.Л. Юхт4 предлагают классификацию типов текстов, предусматривающую три аспекта: коммуникативный, структурный, семиотический. В первом случае тексты могут рассматриваться с точки зрения их получателя (коллективные или индивидуальные, человеческие или машинные), кода (монокодовые или поликодовые), языковой функции. Структурный аспект рассмотрения типологии текстов предусматривает его соотнесенности с признаком отклонения от нормы (так называемые отмеченные или неотмеченные тексты) и клишированности. В семиотическом плане тексты различаются с точки зрения синтактики (тексты единичные или цикличные, базовые или производные), семантики (тексты моносемантические или полисемантические, как, например, художественные), прагматики (монофункциональные или полифункциональные). Не давая подробное описание указанным выше характеристикам, отметим, что PR-тексты могут быть классифицированы исходя из данной концепции. Это тексты прежде всего человеческие, индивидуальные и коллективные, поликодовые, полифункциональные с точки зрения языковой функции; не имеющие отклонения от языковой нормы, в большинстве своем клишированные, единичные и цикличные, базовые и производные, в своем преобладании моносемантические; полифункциональные с точки зрения их прагматики.
Наиболее распространенная трактовка концепта «тип текста» в современной коммуникативной лингвистике рассматривает его (то есть тип тексте) как определенный класс текстологических единиц с одинаковэй языковой и стилистической актуализацией5, и типология текстов в таком случае проводится по функциональным (в основе которых лежит сфера употребления текстов, их социальные функции), структурным (рассматривающим внутреннюю организацию корпуса текстов) и стилистическим признакам. Рассмотрим возможные принципы типологии PR-текстов, исходя в первую очередь из их функциональных признаков, а затем структурных и стилистических.
За исходную точку наших типологических конструкций будут приняты типологическая структура СМИ и типология жанров периодической печати, имеющих свою историю и достаточно полную научную и научно-методическую рефлексию: мы постараемся оттолкнуться от имеющихся в литературе типологических признаков СМИ с тем, чтобы установить принципы классификации и типологии PR-текстов. Несомненно, четкая экстраполяция рассматриваемых явлений невозможна, однако она позволит нам также более четко отделить рассматриваемые явления (собственно PR-текст и журналистский текст) друг от друга.
Для СМИ в целом единицей типологической структуры признается средство массовой информации. Для печати типологической единицей будет периодическое издание (газета или журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на радио - радиостанция, радиопрограмма. «Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.»1.
Другой исходной точкой отсчета в типологии PR-текстов могла бы стать типология рекламных текстов, поскольку уже активно артикулируется мнение о существовании новой позиции «в типологии жанров современной российской массовой коммуникации»2 - рекламных жанрах. В науке, впрочем, сделана попытка определить и жанрообразующие признаки рекламного текста (целевая ориентация рекламодателя, специфика адресата рекламного обращения, особенности самого рекламируемого объекта), и «опорные закономерности, формирующие жанровую систему рекламы»3. Однако полисемиотичность рекламного текста, использование в рекламной коммуникации наряду с вербальной аудио и визуальной знаковых систем побуждают нас отказаться от использования типологии рекламного текста в построении типологической модели PR-текста. Можно, конечно, отдельно рассматривать в качестве исходного образца и жанры современной печатной рекламы (см., например, типологию текстов печатной рекламы, которая дается московскими исследователями: рекламное объявление, развитое рекламное обращение, «житейская история», консультация специалиста, каталог, прейскурант, афиша, листовка), но на данный момент не существует научно обоснованной типологии рекламного текста. Вместе с тем отмечается, что в существующих сейчас исследованиях по рекламе «на рекламный процесс набрасывается «сетка» тех форм, которые созданы публицистической деятельностью»4.
Очевидно, что типология PR-текстов должна строиться по своим определенным признакам. Представим типологию PR-текстов как «горизонтальную» совокупность всех текстов, поддающихся дихотомическому членению по каким-либо признакам. Под типологией PR-текстов мы будем понимать членение данных текстов по их жанровым группам. Жанровая типология, по нашему представлению, есть «вертикальная» иерархия текстов. Однако прежде рассмотрим имеющиеся в литературе вопроса классификационные схемы текстов, содержащих PR-информацию.
В современной научной и методической литературе уже сделаны попытки представить как жанры текстов, используемых в PR-коммуникациях (определения и подробное описание жанров PR-текста мы дадим в следующих частях нашего исследования), так и некоторые принципы классификации этих текстовых материалов. Теоретики и практики PR предлагают определенную классификацию текстовых материалов, используемых в PR-коммуникациях, основанную на функциональных признаках5. Нужно также подчеркнуть и тот факт, что ни одно из современных исследований не ставит своей целью представить полный реестр употребляемых в PR-коммуникациях текстов с подробным описанием их функциональных и типологических характеристик, а также и принципы классификации PR-текстов. Нельзя здесь не упомянуть мнение С. Пономарева, считающего, что существующие в сфере паблик рилейшнз текстовые формы «еще не настолько общеприняты, бесспорны и специфичны, чтобы можно было говорить о различных жанрах в public relations. Очевидно, следует говорить о типах текстов»6.
В одной из первых отечественных работ о паблик рилейшнз Г.Л. Тульчинский, определяя задачи, осуществляемые организацией по связям с прессой, писал об «обеспечении непрерывного потока информации, исходящей из фирмы, в виде информационных писем, релизов, news papiers и т.д.»1. «С целью создания и поддержания позитивного общественного мнения о себе, для обеспечения желаемого результата поведения общественности в отношении организации», как указывает И. Алешина, работники пресс-службы готовят материалы для прессы; выделяются также и «средства внутриорганизационных коммуникаций»2. О материалах для СМИ пишут также И.М. Синяева, В.А. Моисеев, К. Семенов3.
С.А. Варакута и Ю.Н. Егоров предлагают следующую классификацию информационных материалов для передачи в СМИ: это «материалы о текущих событиях в деятельности компании, тематические обзоры, аналитические статьи, статистические сводки за определенный период времени, опровержения недостоверной или заведомо ложной информации о компании, опубликованной ранее на страницах газет и журналов, ответы на вопросы читателей, критические замечания в адрес компании, запросы средств массовой информации, информационно-рекламные материалы к предстоящим крупным событиям в жизни предприятия или организации»4. В учебнике А.Н. Чумикова тексты в PR-коммуникациях делятся на «материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий» и «материалы для непосредственной публикации в СМИ»5. В упоминавшейся выше статье С. Пономарева текстовые формы делятся в зависимости от целевой аудитории (материалы для СМИ, тексты для корпоративных коммуникаций, тексты для распространения массовой аудитории)6.
Зарубежные исследователи не дают классифицирующих признаков письменных материалов, используемых в PR-коммуникациях7. Правда, как и во многих российских учебных пособиях, касающихся отношений PR-структур с прессой, в исследовании Ф. Мореля говорится о письменных средствах (пресс-релиз, пресс-кит, письма, бюллетени) наряду со «встречами» (конференции, обеды, коктейли и под.), находящимися в арсенале средств пресс-рилейшнз8. С другой стороны, исследования, посвященные внутренним или внешним коммуникациям организации, отдельно рассматривают «письменные» средства9. Р. Хейвуд пишет о четырех «основных категориях печатного материала», являющегося «эффективным средством связи с общественностью»: листовках и брошюрах, локальных изданиях, корпоративных изданиях и спонсируемой литературе10.
Характерно, что практически все исследователи включают в список материалов как простые (прежде всего пресс-релиз), так и комбинированные (состоящие из нескольких простых текстов, например пресс-кит); как графические, так и иконические (в основном фотографии).
Теперь посмотрим, какие жанровые разновидности PR-текста выделяются современными исследователями. Понятие жанра мы обсудим позже, сейчас же нас будут интересовать жанровые объединения PR-текста и классифицирующие признаки таких объединений.
В.В. Тулупов пишет вообще о жанрах СО (не PR-текстах), и среди них указывает такие: «пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др.»11. Вполне очевидно, что набор предлагаемых жанров СО (хотя и это спорная проблема), а не PR-текстов, отличается, во-первых, отсутствием определенных критериев выделения, а во-вторых, явной неполнотой.
И.В. Алешина перечисляет среди материалов для прессы следующие: бэкграундер, ньюс- или пресс-релиз, медиа-кит, занимательная статья, кейс-история, именная, или авторская, статья, обзорная статья, факт-лист, форма «вопрос-ответ», биография, фотография, заявление. Среди «средств внутриорганизационных коммуникаций» указываются листки новостей, управленческие публикации, ежегодные отчеты для занятых12.
И.М. Синяева практически дословно повторяет «набор» жанров, представленный «в форме пресс- или ньюс-релиза, бэкграундера, медиа-кита, кейс-истории, именной, или авторской, статьи, обзорной статьи, факт-листа и др.»1.
А.Н. Чумиков выделяет, с одной стороны, пресс-релиз, бэкграундер, биографию, заявление, медиа-кит (материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий) и занимательную статью, кейс-историю, именную статью, обзорную статью, интервью (материалы для непосредственной публикации в СМИ)2.
Зарубежные исследователи традиционно называют и достаточно подробно описывают пресс-релиз и пресс-кит, а также письма и бюллетени3.
Закончить обзор называемых исследователями и практиками жанровых разновидностей PR-текстов мы хотели бы документом - утвержденным в 2000 г. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350400 - Связи с общественностью, в котором речь идет вообще о «СО-документах». Среди этих «СО-документов» (не обсуждаем здесь проблемы номинации предмета нашего исследования, о разграничении понятий «документ» и «PR-текст» мы говорили в 1.2) перечисляются следующие: информационные документы, имиджевые корпоративные документы, реклама (?! - А.К.), презентационный буклет, годовой отчет, письмо акционерам, летопись фирмы, биография руководства. Среди видов коммуникации во взаимоотношениях с персоналом перечислены: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени, другие формы4.
Вполне очевидно, что каждая область (сфера) публичных коммуникаций имеет определенную систему жанров, с помощью которых базисный субъект PR доносит до адресата свои послания. Так, указанные выше работы И.В. Алешиной и И.М. Синяевой предлагают жанровые разновидности PR-текста, употребляемые в экономической сфере публичных коммуникаций.
Наиболее полная классификация с попыткой выделения жанров и жанровых объединений в текстах политического PR приводится в работе О.П. Кудинова. Исследователь предлагает следующие «категории политических текстов»5:
-
информативные (объявления о встречах, информирование о позиции кандидата по определенному вопросу, биографические данные);
-
разъясняющие (разъяснение позиции кандидата по обсуждаемым в процессе избирательной кампании вопросам: программа и избирательная платформа кандидата, а также агитационные материалы, распространяемые через СМИ, методом прямой рассылки, тексты публичных выступлений, пресс-релизы, заявления по поводу и т.п.);
-
сравнительные (тексты, направленные на создание контраста кандидата с другими претендентами: материалы в СМИ, специальные обращения к избирателям, контрпропагандистские материалы);
-
напоминающие тексты (то есть те, что напоминают о кандидате, его программе или позиции: лозунги, отдельные выдержки цитат из программ и речей кандидата);
-
побуждающие (содержащие призыв к совершению каких-либо действий - голосовать за определенного кандидата, прийти в день выборов на избирательный участок, посетить общественную приемную кандидата).
«Побуждающие и напоминающие тексты призваны в большей степени воздействовать на эмоциональную сферу человека, в то время как информативные, разъясняющие и сравнительные - на рациональную сферу»6. Данная классификация, проведенная по прагматическому признаку, вполне понятно, не может претендовать на полноту и универсальность.
Итак, отсутствие комплексного описания и всесторонней научной рефлексии письменных форм, функционирующих в PR-коммуникациях, порождает многочисленность классификаций. Все это ставит категорический императив типологического описания корпуса PR-текстов. Основываясь на функционально-структурных признаках, представим нашу типологию PR-текстов, а затем их классификацию. Следует признать, что наша классификация и типология PR-текстов строится не из заранее искусственно заданных признаков, а из набора реально существующих в PR-коммуникациях текстовых реалий, рассматриваемых нами во всей их совокупности. Первый классифицирующий признак, по которому можно дать жанровую типологию PR-текстов - степень эксплицитности дифференциальных признаков рассматриваемого феномена. Основной корпус PR-текстов, имеющий все признаки рассматриваемого феномена, мы назовем базисными текстами. Но в пространстве PR-коммуникаций существует ряд текстов, которые не в полной мере наделены совокупностью дифференциальных признаков PR-текста и отражают их. Такие тексты мы назовем смежными.
Базисные тексты расчленяются на две группы по признаку первичности в процессе PR-коммуникации: тексты могут участвовать в PR-коммуникациях в своем первичном виде - они являются результатом деятельности базисных или технологических субъектов PR и предоставляются общественности, в том числе и СМИ, в своем, повторим, первичном виде. Такие тексты мы назовем первичными. Однако PR-информация может доставляться общественности и в уже обработанном виде. Это жанры, которые создаются сотрудниками PR-структур или самими журналистами на основе первичных текстов и попадают к целевой аудитории исключительно через средства массовой информации. Такие вторичные тексты мы определим как медиатексты.
Базисные первичные тексты могут подразделяться по признаку «сложность текста», и здесь мы выделяем простые и комбинированные тексты. Представим наше видение типологии PR-текстов:
Дадим подробное описание и характеристику каждой из выделенных нами типологических групп.
Базисными, или основными, мы признаем основной корпус PR-текстов, в полной мере соответствующих совокупности поименованных в определении дифференциальных признаков PR-текста.
Смежными текстами мы называем тексты, имеющие слабо выраженные признаки PR-текста (неполнота функций, неполнота выраженности признака паблицитности базисного субъекта PR или признака текста вообще). Это разнородные явления:
-
слоган - краткое речение (мини-текст), отражающий основное содержание программы, деятельности базисного субъекта политических коммуникаций;
-
резюме - текст биографии персоны, обладающий признаком паблицитности, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта (какой-либо организации), поскольку данный индивид не принадлежит ни к какому базисному субъекту PR или таковым не является;
-
пресс-ревю - копированные и сброшюрованные (то есть вторичные) материалы печатных СМИ, отражающие деятельность базисного субъекта PR.
Первичными мы называем PR-тексты, исходящие от прямого предметного базисного или технологического субъекта PR. (Ср.: в теории текста под первичностью обычно понимают вид текста по характеру авторства.) Первичные тексты составляют ядро корпуса PR-текстов. К ним мы относим: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов-ответов, факт-лист, биографию, бай-лайнер, письмо, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, брошюру, проспект, буклет, листовку. Первичные тексты, как мы уже отмечали, могут быть представлены сегментам общественности в исходном или переработанном (через печатные СМИ) виде. В последнем случае мы имеем дело со вторичными текстами, которые называем медиатекстами.
Медиатексты - это PR-тексты, написанные PR-сотрудниками и (или) обработанные журналистами и доведенные до определенного сегмента общественности (опосредованные) исключительно через СМИ. Мы рассматриваем следующие три жанровые разновидности медиатекстов: имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори.
Членение первичных PR-текстов будет проводиться нами по признаку «сложность текста». Данный признак имеет в науке свое определение. Филологическое понятие сложности текста предполагает наличие следующих аспектов: «1) состав и соотношение источников, используемых для создания текста; 2) собственная организация текста, определяемая, с одной стороны, правилами композиции, а с другой - пониманием и оценкой текста его получателем; 3) организация аудитории текстом и его отражение в мышлении, предметной деятельности или других произведениях слова»1.
В нашем понимании сложность текста есть прежде всего, по образному выражению Б.Я. Мисонжникова, «авторский замысел, концептуальная позиция того, кто, создавая произведение, осуществляет отбор необходимых для процесса текстопостроения материала - соответствующих установленной цели знаков или более крупных знаковых комплексов, то есть, если представить образно, нужных для возведения здания отдельных простейших строительных материалов или сложных, уже готовых модульных конструкций»2. Для нас признак «сложность текста» связывается с функционированием PR-текста в публичных коммуникациях в качестве самостоятельной текстовой данности или в совокупности разножанровых текстов. По данному признаку PR-тексты можно разделить на простые и сложные (комбинированные).
Простой PR-текст - это конкретный текст как определенная, отграниченная от других текстов данность, существующая в пространстве PR-коммуникаций как самостоятельная и самодостаточная. Комбинированный PR-текст - это макротекст, представляющий «набор» первичных простых текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом). Для комбинированного текста конституирующим признаком является признак тематического единства. Комбинированные тексты могут быть представлены общественности в виде собранных вместе механически (например, пресс-кит), или полиграфически группы простых первичных текстов (например, брошюра или буклет), или - зачастую вместе с другими не PR-текстами: журналистскими, рекламными - в корпоративном издании (например, ньюслеттере). В каждой из сфер публичных коммуникаций есть своя специфика в приоритетных формах текстовой подачи PR-информации.
Итак, дадим классификацию PR-текстов по признаку сложности:
а) простые (значками помечены возможные составляющие комбинированных текстов: * - пресс-кита, ** - буклета или брошюры, *** - листовки, **** - ньюслеттера):
-
пресс-релиз*,
-
приглашение ****,
-
бэкграундер* **,
-
факт-лист* ** *** ****,
-
биография* ** *** ****,
-
лист вопросов-ответов* ** ***,
-
байлайнер** ****,
-
письмо ***,
-
поздравление ****,
-
заявление для СМИ;
б) комбинированные, представляющие собой механическую или полиграфическую комбинацию простых PR-текстов:
-
пресс-кит,
-
проспект, брошюра, буклет,
-
ньюслеттер,
-
листовка.
Классификация PR-текстов будет проводиться нами по двум признакам: адресат (группа общественности) и способ доставки текста.
1. Признак «адресат (группа общественности)». Поскольку PR-текст является закодированным посланием от источника - базисного субъекта PR-адресату, своей целевой общественности, то, как нам представляется, важно рассмотреть данный признак. Как указывает А.Б. Зверинцев, менеджер PR должен работать не с массовой аудиторией, а со специализированной. Исследователь называет следующие группы реальной аудитории: 1. Реальная аудитория определенного вида массовой коммуникации; 2. Реальная аудитория средств конкретного канала массовой коммуникации; 3. Реальная аудитория средств массовой коммуникации1.
Кстати говоря, одним из классифицирующих признаков СМИ является так называемый аудиторный фактор, и сейчас, по оценкам специалистов, влияние этого фактора «на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает»2.
Следует сказать, что любой текст вне восприятия его аудиторией, а проще говоря читателем, может рассматриваться как ущербный, поскольку конкретный текст реально существует лишь в процессе его восприятия читателем, потребителем содержащейся в тексте информации. Коммуникативная направленность текста выражается в ориентации на определенный тип читателя-адресата. Не случайно в психологии существует термин «проекция текста», под которым понимается результат восприятия текста его читателем3. Кстати говоря, данный классифицирующий признак «целевая общественность» диктует и свои стилистико-языковые параметры текста: он должен быть, с одной стороны, прежде всего доступным для своего адресата с точки зрения языка и стиля. По своей форме, с другой стороны, PR-текст всегда монологичен (кроме жанра имиджевого интервью), но по содержанию его можно охарактеризовать как текст со скрытой диалогичностью, и в этом должна заключаться его глубинная сущность как элемента акта коммуникации между базисным субъектом PR и его целевой общественностью, предполагающего реакцию, обратную связь со стороны данного сегмента общественности.
Связи с общественностью как вид коммуникационной деятельности - это, как уже отмечалось, работа с определенным адресатом, которому направляется определенное послание. «Предназначенность «для всех» придает тексту интегрирующий характер, расчет на ту или иную группу - дифференцирующий»1. Как было сказано выше, целью паблик рилейшнз является формирование системы эффективных коммуникаций социального субъекта с его общественностью. Под общественностью, по определению М.А. Шишкиной, повторим, понимается «элемент широкой общественности, интересы и ценности которого связаны с рыночной, социально-политической или иной, имеющей публичный статус деятельностью субъектов PR»2. Общественность субъектна, поскольку «не существует вне субъектов с их индивидуальными сознаниями», и объектна, так как «всегда формируется вокруг того или иного объекта, имеющего содержание, наполненное общими интересами и ценностями, их проекциями и прочими формами инобытия3.
Итак, общественность - это «специфические (целевые) аудитории, которые выступают составными частями большой (общей) публики»4. Составные части (сегменты) общественности различаются и по их отношению к сфере общественной жизни (политической, экономической, духовно-культурной), и одновременно могут быть объектами различных публичных дискурсов.
В западной пиарологии понятие «группа общественности» разработано достаточно полно прежде всего по отношению к экономическим коммуникациям, так как это понятие является одним из базовых в исследованиях по современному маркетингу. В этой сфере коммуникаций, как пишет Ж.-М. Декоден, общественность включает в себя покупателей (различающихся по возрасту и полу, случайных и постоянных) и не-покупателей, лидеров мнений, административных и институциональных партнеров, дистрибьютеров и конкурентов, банковскую, финансовую, биржевую сферы5.
Ф. Котлер, говоря о «контактных аудиториях фирмы», выделяет несколько категорий: финансовые круги, средства массовой коммуникации, государственные учреждения, гражданские группы действия (например, защитники окружающей среды, представители национальных меньшинств); местные контактные аудитории (окрестные общины, общинные организации), широкую публику, внутренние контактные аудитории. Исследователь показывает также и сегментацию рыночной аудитории, которая проводится и по ряду других признаков: по географическому принципу (государства, штаты, регионы, округа, города, общины); по демографическому принципу (пол, возраст, размер семьи, уровень доходов и др.); по психогеографическому принципу (принадлежность к общественному классу, образу жизни, типу личности); по поведенческому принципу (повод для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность потребления, отношение к товару)6.
Подробную рубрикацию групп общественности в экономической сфере мы найдем у Ф. Мореля, который называет общественность в данном типе коммуникаций «общественностью предприятия» («les publics de l'entreprise»)7 и подразделяет ее на следующие группы: 1) внутренняя общественность (собственно служащие предприятия; профсоюзные деятели; члены комитетов предприятия, если таковые имеются, выбираются из служащих); 2) ближайшая внешняя общественность (акционеры, финансовые партнеры, поставщики, дистрибьютеры, местные выборные администрации, клиенты); 3) удаленная внешняя общественность (собственно широкая общественность, финансовые круги, образовательные учреждения, ассоциации потребителей; средства массовой информации).
Однако характеристика письменных PR-коммуникаций с экстраполяцией на группы общественности дается исследователями очень редко. Так, Ж.-М. Декоден, рассматривая экономическую сферу, описывает целый ряд специальных «техник», среди которых, вполне естественно, имеются и тексты. Эти специальные «техники» адресуются различным группам общественности: в сфере финансовых кругов, биржи, акционеров это годовой отчет, пресс-релиз, пресс-кит, письмо акционерам; поставщикам адресуется внутрикорпоративное издание; оно же предлагается для конкурентов; для дистрибьютеров следует готовить пресс-кит, внутрикорпоративное издание, факт-лист. Для прессы предлагаются внутрикорпоративное издание, пресс-релиз, пресс-кит, факт-лист, годовой отчет8.
В отечественной литературе классификацию и краткое описание PR-текстов по признаку «целевая общественность» в сфере экономических коммуникаций мы найдем в упоминавшихся уже работах И.В. Алешиной, И.П. Яковлева, В.А. Моисеева.
В литературе понятие «общественность» иногда расширяется за счет понятия «среда». Так, пишет А.Б. Зверинцев, «внешнюю среду организации можно определить как совокупность физических и социальных факторов, внешних по отношению к системе, которые непосредственно принимаются во внимание в процессе принятия организационных решений»9. Внутренняя среда в таком случае рассматривается как «совокупность взаимодействующих структурообразующих компонентов организации». Коммуникация, таким образом, во многом, отметим, реализуемая посредством текста, «оживляет организационную структуру и определяет ее конфигурацию»1.
Два сегмента общественности соответствуют двум типам коммуникации предметного базисного субъекта PR - внешним и внутренним. Данные типы коммуникации находятся в отношениях дополнительной дистрибуции: внешние коммуникации субъекта PR не могут быть оптимальными без хорошо налаженных внутренних коммуникаций; образно говоря, внешние коммуникации берут свое начало во внутренних. Последние призваны информировать персонал организации о главных направлениях деятельности (политике) руководства, отражать корпоративный дух и «климат», способствовать ощущению причастности каждого члена коллектива своей организации, способствовать развитию инициативы работников. Внутренние коммуникации ориентируются не только на внутреннюю публику, но и на цели самой организации, ее структуру, традиции и - что немаловажно - ее культуру. В гл. 1 мы уже говорили о современном феномене, когда фирма, организация все больше заботится о своем позитивном корпоративном имидже, который «становится явно необходимым для устойчивого, значительного и продолжительного успеха компании»2. Позитивный имидж создается за счет эффективной системы коммуникаций субъекта PR с внешней и внутренней общественностью, и многие компании давно осознали это3.
В практике зарубежных связей с общественностью внутрикорпоративные (внутренние) коммуникации в последние десятилетия переживают мощное развитие, обязанное прежде всего широкому развитию экономического сектора общественной жизни. Э. Роджерс и Р. Агарвала-Роджерс4 указывают на важность работы с внутренней общественностью, поскольку в данном случае речь идет не только о «жестком» вертикальном (от администрации к рядовым членам) направлении коммуникации с целью обеспечения повиновения и координации всех сотрудников организации, но и формировании активных и оптимальных горизонтальных коммуникаций, способствующих вовлечению сотрудников в процесс принятия определенных решений, в предотвращении коммуникационных «искажений» или отстройке от них.
Внутрикорпоративные коммуникации, следует отметить, имеют свою национальную окраску. Так, Великобритания и особенно США традиционно больше инвестируют во внутренние коммуникации, нежели такие экономические гиганты, как Германия, Франция и Япония. Например, в 1990-е гг. в каждом из секторов американской экономики (автомобилестроение, электронная промышленность, банковское обслуживание, страхование) продажи настоятельно требовали капиталовложений в коммуникации на 20-30 % больше, нежели в Японии или Германии5.
Соответственно, проблемы внутренних коммуникаций (коммуникационной деятельности с внутренней общественностью) стали предметом довольно полного и всестороннего изучения в работах многих западных исследователей6. Хорошо разработанной в исследованиях западных ученых и практиков является и технология внутренних коммуникаций. Отметим также, что многие структуры промышленных, и не только, предприятий на Западе, традиционно занимающиеся связями с внутренней и внешней общественностью, именуются как службы (отделы) коммуникаций.
Итак, в зависимости от потребительской группы - участников акта PR-коммуникации - мы делим PR-тексты на предназначенные для внешней и внутренней общественности:
Внешние | Внутренние |
пресс-релиз |
|
приглашение | приглашение |
бэкграундер |
|
лист вопросов-ответов |
|
факт-лист |
|
биография | биография |
байлайнер | письмо |
поздравление | поздравление |
заявление для СМИ |
|
пресс-кит |
|
годовой отчет | годовой отчет |
проспект, буклет |
|
ньюслеттер | ньюслеттер |
листовка |
|
пресс-ревю | пресс-ревю |
имиджевая статья |
|
имиджевое интервью |
|
кейс-стори |
|
2. Признак «способ доставки текста». Работа над любым текстом начинается со сбора (а для PR-текста - приема) первичной информации, ее анализа. Затем следует процесс составления (собственно написания) этого текста. На следующем этапе текст тиражируется и доставляется получателю.
Для PR-текста доставка получателю может быть прямой, непосредственной - способом адресной рассылки, а также личной - из рук в руки или опосредованной - через СМИ, когда PR-текст публикуется без изменений или является основой для журналистского текста.
По данному признаку мы классифицируем PR-тексты на доставляемые через СМИ (опосредуемые) и путем прямой адресной рассылки или личной доставки (директ-тексты):
Опосредуемые через СМИ | Директ-тексты |
пресс-релиз |
|
приглашение | приглашение |
бэкграундер |
|
лист вопросов-ответов |
|
факт-лист | факт-лист |
биография | биография |
заявление для СМИ |
|
байлайнер |
|
письмо акционерам |
|
письмо избирателям | письмо избирателям |
поздравление | поздравление |
пресс-кит |
|
проспект, брошюра, буклет | брошюра |
| листовка |
| пресс-ревю |
Более подробно жанровые разновидности PR-текстов мы рассмотрим в следующей части нашего исследования. Сейчас же обратимся к вопросам жанрообразования в PR-коммуникациях.
- Кривоносов а.Д.
- Оглавление
- От автора
- С. Блэк
- Часть I: pr-текст и типология его жанров Глава 1 pr-текст: сущностные характеристики
- Глава 2 Проблемы типологии и жанрообразования pr-текстов
- М. Бахтин
- 2.1. Проблемы классификации и принципы типологии pr-текстов
- 2.2. Специфика жанрообразования в письменных pr-коммуникациях
- 2.3. Жанровая типологий простых первичных pr-текстов
- Часть II: жанровая характеристика корпуса pr-текстов
- Глава 3
- Характеристика жанров первичных pr-текстов
- С. Блэк
- 3.1. Оперативно-новостные жанры
- 3.1. Пресс-релиз
- Пресс-релиз
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи - Перспектива» Сегодня, 25 мая 2000 года, состоится официальная церемония открытия асфальтобетонного завода «ЭнСиСи - Перспектива».
- Пресс-релиз Главный бармен на планете посетил Санкт-Петербург
- Пресс-релиз
- Стоялось годовое собрание акционеров зао «лфз»
- Для того ли перестраивали?
- 3.1.2. Приглашение
- Контактные лица: Ирина Иринова3 ArtCraftPr 190000 Санкт-Петербург, ул. Красуцкого, д. 1, офис 111
- Приглашение
- Программа мероприятия
- «Кубок Санкт-Петербурга-2000»
- Уважаемый Артур Андреевич,
- 1 Октября 2000 г.1
- От имени «Невесты»
- 1 Ноября в 19.00
- 3.2. Исследовательско-новостные жанры
- 3.2.1. Бэкграундер
- St. Petersburg Open - одно из крупнейших спортивных событий в Санкт-Петербурге
- Петербургские рекламодатели объединяются
- 3.2.2. Лист вопросов-ответов
- «Французские штучки» & «defile» Наиболее часто задаваемые вопросы
- 3.3. Фактологические жанры
- 3.3.1. Факт-лист
- История конкурса «Высокий стиль интерьера»
- Лесопромышленная группа «Илим палп» подвела итоги работы предприятия за 4 квартал 1999 года
- 3.3.2. Биография
- Даниил Карпиченко, Менеджер по маркетингу и продажам зао «вехо» Краткая биография
- Беспалова Людмила Павловна
- Новый глава Адмиралтейского района
- Социолог определит развитие рекрутинга
- 3.4. Исследовательские жанры
- 3.4.1. Заявление
- Заявление
- Администрация ао «лмз» Профсоюзный комитет ао «лмз»
- Газпром строго выполняет свои обязательства
- Заявление
- Открытое письмо генерального директора ооо «Максидом» Голикова с.В.
- 199194, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 46,
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 3.5.1. Байлайнер
- Дорогие друзья!
- 3.5.2. Поздравление
- Дорогие петербуржцы!
- Дорогие учителя и школьники, преподаватели и студенты!
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга.
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя.
- 3.5.3. Письмо
- Уважаемые избиратели 21-го округа! Жители Красногвардейского района!
- 14 Мая пройдут выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Уважаемые господа акционеры!
- Уважаемые коллеги!
- Уважаемые ветераны!
- Глава 4 Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов и смежных pr-текстов
- А.Н. Тепляшина
- 4.1. Комбинированные тексты
- 4.1.1. Пресс-кит
- 4.1.2. Буклет, проспект, брошюра
- 4.1.3. Ньюслеттер
- 4.1.4. Листовка
- Корчагин
- Г.Л. Белецкий выступает за муниципальный Совет профессионалов и единомышленников
- «Движение в поддержку Армии» (дпа)
- Наша цель:
- 4.2. Медиатексты
- 4.2.1. Имиджевая статья
- Международный банк Санкт-Петербурга пришел в столицу
- 4.2.2. Имиджевое интервью
- Золотые кадры «Серебряного дождя»
- Ирма Ниорадзе: «Выбор был правильным»
- Завод заключил договор на один миллион немецких марок
- Александром Мельниковым
- 4.2.3. Кейс-стори
- Экология и цивилизация
- 4.3. Смежные тексты
- 4.3.1. Слоган
- 4.3.2. Резюме
- 4.3.3. Пресс-ревю
- Заключение