logo
Кривоносов А

4.3.2. Резюме

Новейший толковый словарь, зафиксировавший изменения в словарном запасе русского языка последних лет, дает следующее толкование слова «резюме»: «В некоторых странах Запада: сведения о своем образовании, профессиональном опыте, научных интересах и т.п., которые сообщает претендующий на какую-л. работу или желающий поступить в высшее учебное заведение»4. На Западе биографические листки, рассылаемые по организациям в кадровые отделы - отделы HR (человеческих ресурсов) или вручаемые на собеседовании претендентами на рабочую вакансию, называются CV - «curriculum vitae» (от лат. «жизнеописание»).

Обычно говорят о трех случаях актуализации резюме1: используется при поиске работы, рассылается в организации, представляется до или в процессе собеседования (интервью) при устройстве на работу, являясь своеобразной основой для диалога между работодателем и нанимающимся и служа определенной поддержкой для формулирования вопросов работодателя. Наконец, резюме как текст референтного характера может использоваться работодателем для окончательного отбора кандидата среди других претендентов на рабочее место.

Резюме есть один из вариантов текста, ведущего свою историю от автобиографии, которая в строгой хронологии описывала жизненный путь сотрудника от рождения «по настоящее время». Отличается от автобиографии в первую очередь тем, что представляет необходимые для устройства на конкретную должность в конкретной организации оптимизированные сведения о трудовой деятельности, навыках, особенностях личности претендента.

Итак, резюме (от фр. resume) - это смежный жанр PR-текста, функционирующий в пространстве экономических коммуникаций, содержит оптимизированную информацию о биографии персоны, но не отражает паблицитный капитал базисного субъекта (организации).

Изучение текстовой структуры резюме в России еще пока только начинается, о резюме можно прочитать прежде всего в переводных изданиях по имиджелогии и так называемому самомаркетингу2, в то время как в практике европейских и американских рекрутских агентств уже давно разработаны модули-образцы резюме по различным отраслям человеческой деятельности и специальностям3. Более того, широко применяется практика опубликования «сборников» резюме (см. хотя бы одно из последних французских изданий4, содержащее 101 CV). Методика написания резюме для российских претендентов на рабочее место подробно дается, в частности, М.Ю. Рогожиным в одном из последних изданий подобного рода5.

В этом параграфе мы не приводим большое количество примеров резюме, ограничившись указанием на специфические особенности текстовой структуры данного жанра, позволяющие рассматривать резюме среди других жанров PR-текста.

Итак, при составлении резюме нужно прежде всего четко себе представлять все свои сильные стороны как претендента на должность («в резюме необходимо подчеркнуть свои способности»6), то есть все то, что позволит сформировать оптимальную коммуникационную среду конкретной персоны в процессе поиска работы.

Объем текста резюме не должен превышать одной страницы; его рекомендуется оформлять на стандартном листе бумаги формата А4, и только recto. При необходимости размещения информации на второй странице на первой следует поместить наиболее значимые блоки информации. Все, что помещается на вторую страницу, - информация второстепенного значения. В отличие от автобиографии резюме никогда не составляется вручную.

Любое резюме состоит из нескольких блоков информации: обязательных - личная информация (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон, факс, e-mail); информация об образовании, информация о карьере (профессиональной деятельности) - и факультативных (личные качества и навыки, интересы и увлечения).

Дадим примерный образец резюме.

НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна

Дата рождения

21.03.1966

Адрес

Галерная ул., д. 1, кв. 1

Телефоны для связи

(812) 111 00 00 и (812) 938 00 00 inikolaveva@mail.ru

8 ЛЕТ РАБОТЫ В ТУРИЗМЕ

Профессиональная деятельность

Годы

Место работы

Должность

Функции

1993-2001

Турфирма «Скантур»

Менеджер по Скандинавии, зам. директора по персоналу и взаимодействию со СМИ

производство и продажа туров work-shop; кадровая политика; участие в выставках, семинарах; размещение в СМИ информации о фирме

1991-1993

Совместное предприятие «Трента»

Коммерческий директор

принятие решений по сделкам; заключение договоров; финансовые проекты;

1989-1991

УНР-39 ПСО «Монолитстрой»

Мастер строительного участка

руководство коллективом строительных рабочих; ежедневная постановка задач

Образование

1983-1989

Ленинградский инженерно-строительный институт, инженер-строитель Специализация: мосты и тоннели

1991-1993

Санкт-Петербургский государственный университет, специальный факультет психологии

Специализация: психологическая служба и менеджмент. Тема дипломной работы: «Психологическое сопровождение переговоров»

Дополнительное образование

Санкт-Петербургский государственный университет, курсы английского языка

Hew Headway English Course - Intermediate

Навыки

Владение английским языком - письменный и устный Водительские права категории В

Личные качества

Ответственность, работоспособность, инициативность, способности к творчеству и самостоятельному принятию решений

Наиболее общие рекомендации к оформлению резюме таковы: оно должно быть отпечатано на хорошей бумаге с обязательным четким выделением рубрик-блоков, что позволит работодателю оперативно извлечь нужную ему информацию о потенциальном работнике. Более важная, по мнению автора резюме, информация может выделяться любыми графическими средствами - кеглем, шрифтом, расположением.

Основное требование к резюме таково: оно должно быть «мобильным», «гибким» и максимально соответствовать профилю той организации, куда оно представляется (посылается), поэтому в блоке «Профессиональная деятельность» следует обязательно указать более подробно те функциональные обязанности, которые «схожи» с вашей новой - искомой - работой.

Резюме, как и многие другие жанровые разновидности PR-текстов, не имеет указания на жанровую дефиницию, то есть не следует начинать лист со слов «резюме» или «автобиография»; фамилия, имя, отчество могут быть выделены жирным шрифтом. Указание на возраст обязательно, однако оно может быть помещено в рубрике «Дополнительные сведения»; указание на семейное положение может отсутствовать, но в любом случае формулировка не должна отрицательно влиять на коммуникационную среду (имидж) соискателя должности (как, например, мать-одиночка с двумя детьми).

В практике западных рекрутских агентств рекомендуется после блока личной информации давать автослоган - мини-речение, указывающее на основной характер деятельности и опыт претендента на должность (см. в нашем образце - «8 лет работы в туризме»).

Блоки информации следует компоновать по мере убывания важности. Послужной (карьерный) список следует начинать с тех должностей, которые выполняются в данный момент, начиная с последнего места работы, причем рекомендуется обязательно, кроме наименования должности, указывать функциональные обязанности, выполняемые работником. Некоторые английские и американские специалисты (в отличие, например, от российских, французских) советуют указывать даты приема и увольнения после названия фирмы и вашей должности, например: «Корпорация «Вильяме». Менеджер по продажам. 1997-1999».

Выпускникам высших учебных заведений рекомендуется сосредоточить внимание на различного рода курсах, специализациях, полученных во время обучения, и указать краткое содержание (а не только название) прослушанных специальных курсов, дающих право претендовать на ту или иную должность.

Лицам, имеющим определенный стаж, следует начинать основной блок информации именно с послужного списка. Так же, как и в тексте биографии, сведения о биографии подаются в таком объеме, в котором они могут соответствовать исполняемой на данный момент соискателем должности работе.

Рубрики «Личные качества», «Дополнительные сведения» являются факультативными, однако указание в блоке «Дополнительные сведения» на участие в различного рода формах социальной деятельности (например, спортивные соревнования, деятельность в общественных организациях) может дать косвенное подтверждение умения соискателя должности работать в коллективе, команде, указать на какие-либо его организаторские способности и проч.

М.Ю. Рогожин рекомендует представлять в резюме еще два компонента1. Во-первых, это «наименование позиции» (вакансии), что может быть указано сразу же после блока личной информации. Во-вторых, это «рекомендации» - указание на наличие рекомендательных писем с отзывами о работе претендента на должность.

В целом, повторим, вся представляемая в резюме информация о персоне должна быть оптимизированной и селективной; объем и характер информации, содержащейся в резюме, всегда зависит от адресата текста - конкретной организации, представляющей свои, особенные требования к кандидатурам на определенные должности.