3.2.1. Бэкграундер
Бэкграундер (от англ. backgrounder) - жанр PR-текста, представляющий расширенную информацию текущего характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицшпного капитала данного базисного субъекта PR. Бэкграундер «содержит информацию о «фоне», который окружает событие, о том, что ему предшествовало или стало причиной»1. Это может быть дополнительный к пресс-релизу текст, не ограничиваемый пространством и отличающийся от пресс-релиза более широким освещением проблемы, события. Бэкграундер - это жанр, претендующий не на полноту анализа события, а на широту его освещения; это «новость, не являющаяся сенсацией, <...> о новых направлениях, о текущих мероприятиях»2.
Бэкграундер обычно оформляется на бланке с логотипом организации. Мы выделяем два типа бэкграундера. Первый, самостоятельный и рассылаемый в редакции СМИ (его иногда также называют аналитическим пресс-релизом), - это текст, который должен помочь журналисту «подробно и без искажений подготовить нужный материал для СМИ»3. Второй тип является составной частью пресс-кита (см. 4.1.1) и поддерживает, расширяет основную информацию, содержащуюся в пресс-релизе. Данный тип бэкграундера не имеет ни указания на дату распространения, ни телефонов контактных лиц, что объясняется неоперативным характером передаваемой информации.
Е. Блажнов пишет о бэкграундере как о разновидности тематического досье, которое «сосредоточивает материалы, относящиеся к происхождению актуальной проблемы»4, относя сюда тексты, определяемые как факт-лист, биография. А.Н. Чумиков вслед за С. Блэком считает, что бэкграундер может содержать и информацию, которая традиционно является базовой для факт-листа (профиль организации, ее история, описание товаров и услуг)5.
Бэкграундер - это обязательно связный закрытый текст (в отличие, например, от факт-листа, который может ограничиваться только перечислением фактов и являться, по сути, комбинацией, совокупностью номинативных предложений). В бэкграундере мы найдем факты, различного рода примеры, ранее не известные целевой общественности, либо известные, но носящие второстепенный по отношению к основному новостному событию характер.
Цель данного жанра - описание, представление в связном тексте фактов, касающихся или «окружающих» основное событие, речь о котором идет в пресс-релизе: «как правило, бэкграундер представляет собой единую и законченную «историю», построенную в повествовательном ключе»6.
Структура и композиция бэкграундера относительно свободны. Бэкграундер обязательно имеет заголовок; информационный повод заключается не в лид-абзаце, который, кстати, в данном жанре может отсутствовать. Новостной повод в бэкграундере подвергается детальной проработке, разъяснению. В бэкграундере могут присутствовать в виде цитат, и в достаточно большом количестве, авторитетные мнения лиц, представляющих базисный субъект PR. Бэкграундер, как уже отмечалось, имеет закрытую текстовую структуру: наличие заключительной части обязательно, и она, кстати, может быть графически выделена.
Бэкграундер как вспомогательный текстовый материал предполагает наличие различного рода схем, таблиц, графиков (которые могут быть оформлены также и в виде самостоятельных факт-листов). Дополнительный («поддерживающий») иконографический материал может фигурировать не более двух раз на странице, он должен быть понятным и для неспециалиста.
Бэкграундер может представлять собой неодностраничный текст, и, несмотря на то что информация в текстах данного жанра имеет референтный характер, все же актуальным является вопрос о корректном членении такого обычно объемного текста для целей оперативного отбора необходимой информации. «Членимость текста, - как указывал И.Р. Гальперин, - функция общего композиционного плана произведения, характер этой членимости зависит от многих причин, среди которых не последнюю роль играют размер частей и содержательно-фактуальная информация, а также прагматическая установка создателя текста. Размер части обычно рассчитан на возможность читателя воспринимать объем информации «без потерь». <...> Выявление системы членения текста имеет своей задачей еще и преодоление линейного плана восприятия текста»1.
Представим в качестве примера следующий бэкграундер, имеющий, кстати, такую авторскую жанровую дефиницию: «Дополнительная информация о турнире».
В приводимом примере вся информация подчинена новостному поводу - проведению спортивного состязания в Петербурге. В этой связи данный новостной повод «расширяется» благодаря указанию на характер и особенности турнира. В тексте мы увидим обязательное для этого жанра выражение причинно-следственных связей.
- Кривоносов а.Д.
- Оглавление
- От автора
- С. Блэк
- Часть I: pr-текст и типология его жанров Глава 1 pr-текст: сущностные характеристики
- Глава 2 Проблемы типологии и жанрообразования pr-текстов
- М. Бахтин
- 2.1. Проблемы классификации и принципы типологии pr-текстов
- 2.2. Специфика жанрообразования в письменных pr-коммуникациях
- 2.3. Жанровая типологий простых первичных pr-текстов
- Часть II: жанровая характеристика корпуса pr-текстов
- Глава 3
- Характеристика жанров первичных pr-текстов
- С. Блэк
- 3.1. Оперативно-новостные жанры
- 3.1. Пресс-релиз
- Пресс-релиз
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи - Перспектива» Сегодня, 25 мая 2000 года, состоится официальная церемония открытия асфальтобетонного завода «ЭнСиСи - Перспектива».
- Пресс-релиз Главный бармен на планете посетил Санкт-Петербург
- Пресс-релиз
- Стоялось годовое собрание акционеров зао «лфз»
- Для того ли перестраивали?
- 3.1.2. Приглашение
- Контактные лица: Ирина Иринова3 ArtCraftPr 190000 Санкт-Петербург, ул. Красуцкого, д. 1, офис 111
- Приглашение
- Программа мероприятия
- «Кубок Санкт-Петербурга-2000»
- Уважаемый Артур Андреевич,
- 1 Октября 2000 г.1
- От имени «Невесты»
- 1 Ноября в 19.00
- 3.2. Исследовательско-новостные жанры
- 3.2.1. Бэкграундер
- St. Petersburg Open - одно из крупнейших спортивных событий в Санкт-Петербурге
- Петербургские рекламодатели объединяются
- 3.2.2. Лист вопросов-ответов
- «Французские штучки» & «defile» Наиболее часто задаваемые вопросы
- 3.3. Фактологические жанры
- 3.3.1. Факт-лист
- История конкурса «Высокий стиль интерьера»
- Лесопромышленная группа «Илим палп» подвела итоги работы предприятия за 4 квартал 1999 года
- 3.3.2. Биография
- Даниил Карпиченко, Менеджер по маркетингу и продажам зао «вехо» Краткая биография
- Беспалова Людмила Павловна
- Новый глава Адмиралтейского района
- Социолог определит развитие рекрутинга
- 3.4. Исследовательские жанры
- 3.4.1. Заявление
- Заявление
- Администрация ао «лмз» Профсоюзный комитет ао «лмз»
- Газпром строго выполняет свои обязательства
- Заявление
- Открытое письмо генерального директора ооо «Максидом» Голикова с.В.
- 199194, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 46,
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 3.5.1. Байлайнер
- Дорогие друзья!
- 3.5.2. Поздравление
- Дорогие петербуржцы!
- Дорогие учителя и школьники, преподаватели и студенты!
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга.
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя.
- 3.5.3. Письмо
- Уважаемые избиратели 21-го округа! Жители Красногвардейского района!
- 14 Мая пройдут выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Уважаемые господа акционеры!
- Уважаемые коллеги!
- Уважаемые ветераны!
- Глава 4 Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов и смежных pr-текстов
- А.Н. Тепляшина
- 4.1. Комбинированные тексты
- 4.1.1. Пресс-кит
- 4.1.2. Буклет, проспект, брошюра
- 4.1.3. Ньюслеттер
- 4.1.4. Листовка
- Корчагин
- Г.Л. Белецкий выступает за муниципальный Совет профессионалов и единомышленников
- «Движение в поддержку Армии» (дпа)
- Наша цель:
- 4.2. Медиатексты
- 4.2.1. Имиджевая статья
- Международный банк Санкт-Петербурга пришел в столицу
- 4.2.2. Имиджевое интервью
- Золотые кадры «Серебряного дождя»
- Ирма Ниорадзе: «Выбор был правильным»
- Завод заключил договор на один миллион немецких марок
- Александром Мельниковым
- 4.2.3. Кейс-стори
- Экология и цивилизация
- 4.3. Смежные тексты
- 4.3.1. Слоган
- 4.3.2. Резюме
- 4.3.3. Пресс-ревю
- Заключение