logo search

6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике

То же с оговоркой можно отнести к еще одной форме коммуникативной тройственности, связываемой обычно с трансактным анализом. В соответствии с теорией трансакций мы все в общении принимаем на себя одно из трех возможных состояний:

1. Родитель – фигура доминирующая, управляющая, категоричная. Смотрит на партнера по общению сверху вниз. Ему все ясно, его не мучают вопросы и сомнения. Ярче всего его характеризуют фразы: «Я не позволю», «Неужели трудно просто сделать так, как я сказал», «Я против», «Вы все неправильно поняли», «Вы обязаны», «Нельзя», «Ни в коем случае!» «Как вам не стыдно» и т.п.

2. Взрослый – фигура любопытствующая, интересующаяся, интеллектуальная, независимая, рассматривающая все с точки зрения пользы и вреда. Употребляет выражения «Объясните, пожалуйста», «Давайте подумаем», «А что, если мы сделаем так», «А вы бы как поступили?», «Извините, я, видимо, неправильно объяснил. На самом деле…» и т.п.

3. Дитя – фигура эмоциональная, оперирующая понятиями хочу и нравится, очень непосредственная. Ее характеризуют фразы «Превосходно!» «Хочу!» «Надоело!» «Осточертело!» «Пропади оно все пропадом!» «Нет, вы просто восхитительны», «Ни за что не соглашусь» «Зачем это все надо» «Когда все это кончится».

В случае параллельных трансакций ситуации обычно выстраиваются довольно прозрачно. По линии В-В, Р-Р, Д-Д мы обмениваемся информацией: по линии В-В работаем, по линии Д-Д любим, развлекаемся, по линии Р-Р сплетничаем. Все эти трансакции ярко проявляются в ситуации интервьюирования и в диалоговых передачах на радио и телевидении. Здесь конфликта не предвидится, общение протекает ненапряженно.

Другой вариант параллельных трансакций – Р-Д (ситуация опеки, заботы, подавления) и Д-Р (ситуация беспомощности, каприза, восхищения). И эти трансакции нередко характеризуют работу журналиста с источником информации. Гораздо менее желательны они в эфире, поскольку отчасти унижают одного из партнеров. Тем не менее, при совпадении векторов эти варианты неконфликтны.

Но нередко в общении мы продуцируем перекрещивающиеся трансакции, когда одни выстраивает модель, например, по принципу В-В, а другой партнер по принципу Р-Д. Скажем, журналист пытается общаться с гостем в студии как взрослый со взрослым, а гость явно стремится к доминирующей позиции. Здесь уже возникает напряжение и возможен конфликт.

Иногда знание трансакций используется журналистами как прием. Не случайно один из известных в свое время интервьюеров – Урмас Отт, - ломал матрицу трансакций в середине интервью и выбирал наступательную тактику. Это заставляло собеседника «встрепенуться» и оживляло интервью. Подобный прием уместен в случае, если и вас, и партнера по общению отличает такое качество, как психологическая гибкость. В противном случае беседа может выйти из-под контроля.

Начинающему же журналисту можно посоветовать как можно более активно осваивать позицию взрослого. Для этого нужно стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитя, которые часто работают в автоматическом режиме. Старайтесь часто задавать себе вопросы «Правда ли это?» «Это единственный вариант?» «Применимо ли это?» «Откуда это?».

Следующий шаг – вывести на позицию взрослого вашего собеседника. Это сделать сложнее. Важнее всего здесь указать человеку на сложность любой обсуждаемой проблемы. Например, руководитель говорит вам: «Сделайте это без разговоров!» (Р-Д). Вы отвечаете: «Хорошо. Как это лучше сделать?» (В-В). «Сами разбирайтесь!» (Р-Д). «К сожалению, у меня нет вашего опыта. Возможно, моя идея имеет альтернативу. Мне нужна помощь руководителя» (В-В). Как правило, две-три амортизации настраивают на конструктивный диалог.

В случае, если журналисту вдалось сформировать эффективное поле общения, он получит ответную психологическую реакцию в виде потребности в общении со стороны информатора, аудитории, коллег по работе. Последняя внешне проявляется в первую очередь в стремлении быть ближе к объекту симпатии. Проще говоря, если вы видите, что человек приблизился к вам, стремится сесть или встать ближе, хочет продолжать общение, - это почти наверняка (в отсутствии других, корыстных причин) означает, что вы ему симпатичны.