2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
Что можно противопоставить такой статистике? Согласно психологическим исследованиям, информационное воздействие приобретает патогенный характер в масштабах охваченной им аудитории в случае актуализации страха смерти, беспомощности и чувства вины69. А потому, с позиций информационной психологической безопасности журналисту важно соблюдать следующие принципы:
1. Не инициировать новость, не придумывать ее. И хотя термин «ньюсмейкер» (производитель новости) сегодня все чаще используется как синоним слову «журналист», в целях безопасности восприятия сообщений новость должна базироваться на реальных фактах;
2. Не показывать факты манипулирования средствами массовой информации. Например, недопустимо показывать события, которые могут спровоцировать так называемые «обезьяньи» самоубийства. Нельзя показывать факты демонстративного самосожжения (у журналистов есть даже внутренний принцип – не показывать «самосожженцев», поскольку это может спровоцировать аналогичное поведение). Недопустимо показывать факты «лжеминирований» и «ложных терактов», поскольку такие показы могут спровоцировать аналогичное поведение у людей с неустойчивой психикой;
3. Не вступать без крайней необходимости в контакт с террористами и не давать им возможности выразить свои требования в СМИ. В Израиле, например, власти и СМИ не идут на контакт с террористами ни при каких обстоятельствах;
4. Не показывать тела погибших крупным планом. Необходимо помнить о том, что перед экраном телевизора могут оказаться дети, внушаемые люди, близкие погибших. По той же причине нельзя использовать слово «труп». В нашей культуре «труп» - нечто неодушевленное;
5. Не использовать инфотэймент (разыгрывание новости) в рассказе о трагических событиях. Последствия могут быть ужасными. Так, в США после показа событий 11 сентября резко увеличилось число американцев, которые просто боялись покидать свои дома;
6. Не показывать человека «врасплох» в момент острого горя или отчаяния. А также в ситуации унижения;
7. Не демонстрировать пыток, издевательств, насилия, и особенно не показывать их безнаказанность. Еще в 1969 году Национальная комиссия США по расследованию причин и предотвращению насилия сделала вывод: жестокие фильмы учат людей добиваться своих целей с помощью насилия. Один из ведущих мировых исследователей агрессии Леонард Берковиц указывал, что в 1975 году, после покушения на президента США Джералда Форда, которое подробно освещали СМИ, число угроз в адрес президента выросло в три с лишним раза. Аналогичные истории происходят и в тех случаях, когда СМИ сообщают о серийных убийствах. Берковиц считает, что новости о насильственных событиях и соответствующие фильмы могут пробудить жестокость в некоторых людях. В 1975 году психологи Лейенс и Камино (Бельгия) провели такое исследование: одним мальчикам-подросткам в течение пяти дней подряд показывали жестокие фильмы, другим — нейтрального содержания. В итоге первые стали чаще нападать друг на друга, а вторые вели себя как прежде. К аналогичным выводам пришла в 1991 году американка Венди Вуд. Л. Берковиц дает этому явлению такое объяснение: когда люди сталкиваются с неким стимулом или событием, им в голову приходят родственные этому событию идеи.
Американский психиатр Д.Хаббарт проинтервьюировал сотни угонщиков самолетов, и почти все они говорили о воздействии на них медийной продукции. В 1979 году демонстрация в одном из американских кинотеатров гангстерских фильмов «Ночные бульвары» и «Воины» («Warriors») настолько возбудила присутствующих в зале подростков, что они открыли стрельбу, убив 8 и ранив 5 человек. Подобных примеров множество. Но прав американский автор Л.Мартин, утверждающий, что для ньюсмейкеров событие, связанное с насилием, представляет новость высокого качества (high news value);
8. Не допускать порицания жертвы – прямого или косвенного, сарказма по отношению к ней («Он сам спровоцировал преступника»);
9. Не описывать технологии совершенного преступления;
10. Не излагать хронику трагического происшествия с юмористическим акцентом. Юмор, циничность в освещении трагедии – это психологический способ дистанцироваться от нее. Но тем менее серьезной воспринимается опасность и тем проще «запускается» подражательный механизм;
11. Не героизировать преступников. Героизация агрессии вообще позволяет аудитории идентифицировать себя с «сильной» стороной, оправдать насилие, изменить «систему ценностных координат» человека;
12. Не фиксироваться на вопросах «Кто виноват? « и «Почему это произошло?». Такие вопросы усиливают чувство безысходности, вины или ненависти.
Со ссылкой на свидетельства психотерапевтов, работающих в городских клинических центрах психологической помощи, Е.Е.Пронина фиксирует учащение случаев нарушения поведения и расстройства психической деятельности у детей в связи с просмотром выпусков новостей. Наблюдаются типичные симптомы посттравматического расстройства: ночные кошмары, нарушения сна, усиление страхов, фобии. В некоторых случаях было достаточно порекомендовать 4-5 дней не смотреть программы новостей, чтобы пациенты отметили улучшение состояния.70. А потому важно понимать, что именно журналист может противопоставить такому воздействию. По мнению Е.Е.Прониной, негативный эффект травматической информации снижается, если она сопровождается:
Представлением проблемы как решаемой;
Фиксацией четких нравственных ориентиров;
Позитивным осмыслением неопределенности;
Верой в будущее;
Положительной оценкой достойного поведения участников события;
Информированием о ходе решение проблемы71.
С позиций общества и потребителя массовой информации мы также можем предпринять некоторые меры во взаимодействии со средствами массовой информации:
Цензура. Нет общества, в котором нет цензуры. Почему же не направить ее на благое дело? Запретить определенные передачи, приносящие ущерб психике людей. Например, учесть мнение родителей относительно детских передач. Может существовать профессиональная цензура через профессиональные организации, разрабатывающие научно обоснованные требования;
Обучение выключению телевизора. Выключать телевизор, когда нет желания посмотреть что-то конкретное – это определенный навык. На западе распространено программирование телевизора на включение-выключение, поскольку фоновый просмотр наносит самый серьезный ущерб психике человека. Особенно фоновый просмотр рекламы. Например, до 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти в себе силы выключить телевизор до конца передачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: «Сделайте хоть перерыв для ужина!»72. Здесь сами СМИ могут давать подсказки аудитории;
3. Обучение просмотру телевизора. Нас учат читать и анализировать, пересказывать своими словами. А тому, как смотреть и анализировать – не учат. Между тем, СМИ оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конкретных ситуациях. Они помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях. Не случайно в США до 1954 года телевизоры не были допущены к свободной продаже;
Информирование о последствиях просмотра телевизора, разработка специальных учебных программ (в США – программы Дорра, Грейвз и Фелпс, программы Сингеров);
Обучение родителей тому, как защитить детей от негативного воздействия СМИ всеми способами, кроме силовых.
Наилучший и самый легкий способ контролировать просмотр телевизора в собственном доме – это следовать правилу: «Никогда не включай телевизор, если не собираешься посмотреть именно ту программу, которая заинтересовала».
У Гринфилда есть тонкое рассуждение об историческом развитии масс-медиа и их взаимосвязи с психологическими процессами, задействованными в восприятии каждого СМИ. Изобретение печати несколько столетий назад позволило сохранять большие объемы информации. Люди, овладевшие грамотой, смогли познакомиться с новой и обширной информацией, прежде недоступной или передававшейся устно. Грамотность имела и большое социальное значение, так как печатные тексты были первым СМИ, которое требовало уединения для того, чтобы им можно было эффективно воспользоваться. Опасения критиков, связанные с тем, что с приходом телевидения дети будут изолированы друг от друга и станут избегать общения, напоминали опасения людей того времени, когда появились первые печатные книги; телевидение лишь внесло дополнительное требование физической изоляции человека. Но не оно было его инициатором.
В современном обществе все очевиднее становится потребность в более грамотном пользовании СМИ. Хотя еще в 1970-е годы возникали движения в поддержку образования в области СМИ, в наши дни интерес к этой проблеме значительно возрос.
По правде говоря, никто не может полностью изолировать себя от влияния масс-медиа; они вездесущи, они – неотъемлемая часть нашей жизни. Наоборот, мы должны научиться жить не только с традиционными печатными и электронными СМИ, но и со всеми новыми технологиями массовой, личной и компьютерной коммуникации.
Существуют различные виды грамотности и образования, относящиеся к СМИ. Так, Мейровиц (Meyrowitz, 1998), например, выделяет три направления. Образование, касающееся содержания СМИ, включает знакомство с героями репортажей и шоу, темами, информацией, поступками людей в той или иной ситуации и так далее. Освоение грамматики СМИ включает изучение характерных особенностей каждого отдельного вида масс-медиа. Например, по мере того как дети взрослеют, и у них накапливается опыт просмотра телепередач, в их представления включаются и знания о том, как делаются телевизионные шоу: они усваивают приемы монтажа, наплывы и ряд других техник. Очень маленькие дети могут неправильно интерпретировать увиденное ими по телевизору, поскольку еще не понимают, что это не происходит на самом деле, а сделано с помощью монтажа. Третий тип грамотности - грамотное усвоение СМИ, включает усвоение специфических условностей, модальности и требования определенной обработки информации при использовании каждого отдельного СМИ.
Какой бы негативный эффект ни производило на детей телевидение, его можно ослабить и даже направить в позитивное русло, если поговорить на эту тему в семье. Такие диалоги развивают то, что мы иногда называем «навыками зрительского восприятия». Ни не смотря на то, что очевидна невозможность постоянного контроля со стороны родителей за своими детьми, когда те смотрят телевизор, даже если родители сделают над собой усилие и хотя бы немного посидят вместе с детьми у экрана, их терпение будет вознаграждено. Когда семья смотрит телевизор вместе, разговор может идти об обмане в рекламных клипах, о стереотипном изображении отдельных групп, об аморальных ценностях, о переизбытке сцен секса и насилия. Родители могут спросить у ребенка, нравится ли ему передача или нет и почему, – таким образом, они лучше поймут, какие представления складываются у их детей. Будет полезно, если родители сами отреагируют на ту или иную телепередачу и таким образом сбалансируют искаженную реальность телевидения. Например, родители могут высказать свои опасения, увидев сцену насилия, и поделиться с ребенком воспоминаниями о своем детстве, когда они сами чувствовали страх, наблюдая по телевизору что-то подобное.
Телевидение не обязательно должно изолировать членов семьи друг от друга (модель типа «Заткнись, я ничего не слышу»). Это может быть такое занятие, которое объединяет всю семью и дает повод поговорить о содержании телепередач и на другие темы (модель «Эй, посмотри-ка, как тебе это нравится?»). Такой подход поможет членам семьи узнать реакцию друг друга на те или иные темы и ситуации, а завязавшаяся дискуссия способна стать стимулом для когнитивного, эмоционального и личностного роста.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Какие подходы к определению причин потребления массовой информации вам известны?
Что такое категоризация?
Какие типы журналистских текстов можно выделить с позиций психологии?
Какие барьеры передачи информации вам известны?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Приведите пример конструирования позитива через СМИ
Приведите пример конструирования негатива через СМИ
Проанализируйте выпуск новостей (содержание номера газеты): какой тип текста по классификации Е.Е.Прониной в них доминирует? Аргументируйте свою точку зрения. Объясните причины.
Изучите уровень медиавосприятия ваших однокурсников, проанализировав их реакцию на медиатекст.
Соблюдаются ли принципы подачи материала в вашей газете (на вашем телеканале)? Докажите свою точку зрения.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Искажающие факторы восприятия сообщений прессы.
Искажающие факторы восприятия телеинформации.
Искажающие факторы восприятия радиосообщения.
Приемы активизации читательского восприятия в СМИ (на материале анализа одного издания, теле- или радиопередачи).
ЛИТЕРАТУРА:
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998
Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., СПб, Киев, 2005.
Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. М., 1995
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
Васильев С.Л. Удобочитаемость газеты. Краснодар, 1996
Владимиров С., Карев М. Информация и мы. М., 1970
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991
Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М., 1992
Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994
Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
Линч К. образ города. М., 1995
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Молчанова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002
Межличностное восприятие в группе. М., 1981
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996
Мисонжников Б.Я. Феноменология текста. СПб, 2001
Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998
Найснер У. Познание и реальность. М., 1981
Нийт Т. Человек в физической и социальной среде. Таллинн, 1983
Пальгунов И.Г. Заметки об информации М., 1967
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1998
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Релф-бук, Ваклер, 2003.
Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., 2001.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Московского ун-та., 2002.
Соколов А. Природа экранного творчества. Психологические закономерности. М., 2004.
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998
Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1989
Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001
Урсул А.Д.Природа информации. М., 1968
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса СПб., 1999
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., М., 2002
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную семантику. М., 1983
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы