logo

3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия

В прессе для возрастных групп совершенно очевидно различие между детской и молодежной прессой. Например, в детских изданиях (для дошкольников и младших школьников) в большом объеме встречаются ректеративные тексты. Значительная роль отводится иллюстрациям. В молодежной прессе (для подростков, старших школьников и студентов) сравнительно часто встречаются аналитические диалоговые материалы преимущественно полемического характера с явно выраженным элементом сатиры. Во многом это связано со стремлением вести диалог с подростками по самым разным вопросам. Как известно, эта группа аудитории отторгает назидательность и охотнее вступает в диалог, нежели многие другие группы, скорее, чем аудитория старшего возраста, готова к обсуждению неоднозначных тем. Так, по результатам социологических опросов, проведенных немецким профессором Э. Ноэль-Нойман, 42% молодых людей в возрасте 16-29 лет были готовы дискутировать по противоречивой теме87. Полемический же текст позволяет в чем-то проявить своего рода максимализм, свойственный молодежному коммуникационному поведению.

Другая причина популярности полемики в молодежном издании - это замеченная многими исследователями тенденция к обсуждению «трудных» тем, к копированию взрослой бульварной прессы. Копирование поведения авторитета, характерное для этого этапа взросления человека, эффективно и внутри полемических структур. Именно в подростковой и молодежной среде психологи часто отмечают проявление так называемого «феномена капитанства»88. Иными словами – поведения, основанного на непререкаемом авторитете «старшего», когда даже абсурдное утверждение последнего не подвергается критике. Такая поведенческая особенность молодежной среды позволяет зачастую копировать именно массовые и даже «желтые» издания для взрослых. Однако процент полемических текстов в качественных, массовых и желтых молодежных изданиях приблизительно одинаков, как и у их «взрослых аналогов». Другое дело – характер полемики. Если в журнале «Смена», например, его можно охарактеризовать как преимущественно конструктивный, то в журнале «Cool» - как преимущественно деструктивный, скандальный.

Несмотря на весомое значение подражательного поведения в молодежной среде, аргумент «от авторитета» имеет в молодежной прессе некоторые ограничения, связанные с групповым характером отношений молодежи и со стремлением к противопоставлению своих групповых ценностей иным. В частности, аргумент, основанный на апеллировании к мнению большинства и формирующийся на принципе социального доказательства, оказывается в полемике данного типа изданий малоэффективным. Напротив, утверждение о том, «что большинство думает так и считает так», вызывает отторжение. Аналогичное воздействие оказывают и другие формы убеждения, основанные на ссылке на общепринятое мнение (например, подмазывание аргумента).

К другим особенностям публикаций молодежного издания можно отнести тенденцию гиперболизации проблемы, предельную категоричность позиций, основанную на частом обращении к эффекту контраста, специфический молодежный сленг. Это стремление продемонстрировать высокий уровень агрессии в публикации связано не только с так называемым «юношеским максимализмом», но и с успешным функционированием в молодежной среде механизма вознаграждения за агрессию, который может быть построен, прежде всего, на одобрении сверстников, а также на одобрении взрослых как в прямой форме (за успешную публикацию), так и в косвенной форме (через элемент подражания текстам прессы для старших возрастных групп). В этом случае формируется эффект, в результате которого автор успешного текста становится коммуникативным лидером – то есть человеком, «который обладает нетривиальной информацией с точки зрения данной ситуации общения, умеет выразить эту информацию в наилучшей форме и довести ее до сведения адресата посредством оптимального языкового контакта»89. Иногда повышенный агрессивный фон публикаций молодежной прессы вызывает опасения со стороны исследователей, занимающихся изучением вопроса о влиянии средств массовой информации в связи с формированием эффекта прайминга, деформацией представлений об обществе и увеличением числа агрессивных социальных сценариев у психологически незрелой аудитории.

В детских же журналах отсутствие агрессивного компонента можно связать с небольшой долей публицистических материалов вообще – основу детских журналов составляют сказки, рассказы, комиксы, кроссворды, головоломки, загадки и другие материалы непублицистического характера, в которых агрессивный компонент явно не выражен.

По-разному проявляет себя в этих типах изданий аргументация. Так, в прессе для детей один из самых распространенных аргументов – аргумент при помощи примера, очевидно соответствующий особенностям детского восприятия. В изданиях же для молодежи доминирует аргумент от авторитета. В изданиях для пожилых доминирует «дамский аргумент» и часто встречаются уловки «раздувание» проблемы», «расширение и сужение тезиса», «произвольные доводы». Причем, в прессе для пожилых интенсивность полемического текста угасает, что можно объяснить снижением стремления к обсуждению противоречивых тем вообще. По результатам исследования Э.Ноэль-Нойман, только 27% представителей группы «60 лет и старше» готовы дискутировать по противоречивым темам90.

Разная система текстов сложилась и в журналах для мужчин и для женщин, что можно объяснить спецификой восприятия информации полами.