1.1. Психологический компонент основных функций сми
Все в руках человека,
потому-то их и следует почаще мыть.
С.Е.Лец
Средства массовой информации сегодня все чаще принято назвать средствами массовой коммуникации, а некоторые футурологи предлагают принять как данность предположение о том, что телевизор, компьютер становятся продолжением нервной системы человека. Действительно, новейшие технологии позволяют, например, избавить человека не только от необходимости активно действовать при просмотре телевизора, но и в принципе принимать решение о выборе программы. «Умный» телевизор сам изучит, проанализирует ваши интересы, а потом включится тогда, когда в сетке вещания обнаружит нужный вам компонент. Это – уже реальность. О масштабе грядущих перемен можно только догадываться. Неудивительно потому, что в подобных условиях традиционные функции СМИ активизируют свою психологическую составляющую. Причем, оставаясь средствами массовой информации, они активизируют ее не только в индивидуальном, но и в социальном аспекте. Если обратиться к тем функциям СМИ, которые традиционно называются исследователями5, нетрудно будет заметить психологическую основу каждой из них.
Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Прямо – психологии социальной, опосредованно – психологии личности. Достаточно представить себе, с какими психологическими трудностями мы столкнемся в процессе коммуникации, если нам будет отказано в доступе к массовой информации. Очень многие модели коммуникации сегодня выстраиваются с учетом СМИ как канала ее реализации. Один из самых ярких, может быть, примеров – политическая коммуникация, учитывающая принцип: «Если тебя нет на TV, тебя нет в политике». Но только на политической сфере эта функция не замыкается. Излишне объяснять, насколько тесно коммуникационная функция связана с ориентационной потребностью человека. Для того чтобы чувствовать себя уверенным, человек должен сравнивать свою точку зрения с позициями других людей, обращаясь к своеобразной общественной «камере эталонов». Кроме того, СМИ сегодня являются одним из удобных каналов осуществления разных видов дистантной коммуникации. По такому типу коммуникации построена, например, программа «Жди меня».
Конечно, довольно часто средства массовой информации реализуют коммуникативную функцию компенсаторно, обеспечивая потребителю видимость коммуникации. Подобный эффект мы наблюдаем, например, когда общение с экранными персонажами (чаще всего героями сериалов, реже – ведущими) становится важнее или вовсе вытесняет из жизни человека общение с реальными людьми. По мере расширения сектора электронных СМИ, особенно с появлением сетевых СМИ эта тенденция становится все более заметной и не может не вызывать тревогу с точки зрения психологической безопасности.
Информационная функция также связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция приводит к различным и в зависимости от продолжительности очень серьезным нарушениям психики. А такие категории как информационный голод6 или информационное отравление7, напрямую продуцируемые СМИ, сегодня серьезно изучаются в рамках психиатрии. Учеными отмечается масса негативных эффектов, связанных именно с агрессивным информированием СМИ – в частности в аспекте визуального воздействия. Цветодинамика экрана, звуковой рисунок радиоматериала могут нанести существенный урон психике аудитории и с этой точки зрения нуждаются в серьезной экспертизе.
Непосредственно-организаторская функция буквально построена на знаниях психологических законов развития общества и коллектива. Журналистика, легализируя многие организационные решения, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Или – наоборот.
Идеологическая функция. В ее реализации журналисты, безусловно, опираются на знания психологии. Учитываются достижения различных направлений и школ, теории влияния. Общество без идеологии не может существовать нормально. Не может осуществиться и социализация личности. Не может существовать личность как таковая. Идеологическая составляющая личности человека оказывает активное воздействие на его психическое состояние, а потому и в этой функции психологический компонент очевиден.
Культурно-просветительская функция заключается в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к другому. Связь осуществляется как за счет традиций и религиозных догм, так и через устоявшиеся формы поведения людей. Здесь сразу же появляется множество психологических проблем («не сотвори себе кумира», «отцы и дети» и другие).
Утилитарная функция. Человеку свойственно ориентироваться на мнение большинства, прислушиваться к советам авторитетов. И хотя мы так часто критикуем прогнозы синоптиков, решение о том, взять или не взять с собой зонт, мы принимаем с учетом их предсказаний. Совершенно очевидно – доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психологическим аспектом нашей жизнедеятельности.
Рекреативная функция. Потребность в отдыхе все чаще сегодня реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психологическая безопасность такого способа «релаксации» ставится под вопрос. Но факт остается фактом: мы позволяем отдохнуть нашему организму, «переключиться», переключая кнопки каналов.
Таким образом, даже беглый взгляд на основные функции журналистики позволяет говорить о значительной роли психологического компонента. Однако помимо того, что серьезная психологическая составляющая присутствует во многих функциях журналистики, последней присущи и непосредственно психологические и социально-психологические функции.
С точки зрения информационно-психологической безопасности СМИ могут выполнять функции агента воздействия, агента контрвоздействия, пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии. Эти функции свойственны СМИ при всех типах управления государством и организации власти.
1. Как только журналист начинает убеждать свою аудиторию, он становится агентом воздействия. Для этой функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее посредством погружения в проблему. Особая роль отводится частоте и наполненности информационных и аналитических сообщений с одновременным исключением нежелательных фактов и аргументов. Задача таких целенаправленных действий связана с формированием у аудитории устойчивого мнения о поставленной проблеме. Конечной целью подобной стратегии является выработка убежденности в истинности продвигаемой идеи. Функцию агента воздействия выполняли, например, американские СМИ перед вторжением в Ирак.
2. Приступать к выполнению функции агента контрвоздействия, - то есть пытаться переубедить аудиторию, - возможно только при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, так как процесс переубеждения сам по себе требует значительно больших психологических усилий, чем процесс убеждения. Последний предполагает включение новых знаний и представлений в уже существующую в сознании человека матрицу реальности – включение их как бы в свободную «ячейку» сознания. Переубеждение же предполагает еще и изъятие из этой матрицы фрагмента, который занял уже в ней определенное место и вступил во взаимодействие с другими структурами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что механизмы реализации функции агента контрвоздействия чрезвычайно разнообразны – от простых контраргументов до многоуровневого опровержения, основанного на анализе фактов, событий, статистических данных. Только после такой сложной «работы» будет принята замещающая информация.
3. В отдельную группу можно выделить функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения. Такая рефлексия может быть активной, пассивной и нейтральной.
Особенностью проведения активной рефлексии в СМИ является оценка фактов и событий через мнения личностей, членов общества. Для СМИ становится важным удержать тему в плоскости активного массового обсуждения, и здесь на помощь приходят механизмы демократического обсуждения в обществе социально значимых вопросов, в обилии появляются публицистические материалы, побуждающие аудиторию к реагированию, сопереживанию, соразмышлению. Пассивная рефлексия связана с тем, что СМИ продуцируют мнения компетентных экспертов, не втягивая аудиторию в дискурс проблемы, предоставляя ей самой возможность решать, интересна ей проблема или нет. Читатель, зритель, слушатель занимает позицию своего рода «судьи», выслушивающего различные точки зрения и решающего, на чьей стороне правда. Нейтральная рефлексия - наиболее сложная. Аудитории предоставляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий с таким условием, чтобы при оценке самостоятельно принять решение по проблеме без возбуждения общественного обсуждения.
Кроме того, с точки зрения психологии и на фоне реализации обозначенных ранее функций, СМИ, как правило, выполняют еще одну важную функцию – функцию так называемой «неврачебной психотерапии». Так, некоторые теле- и радиопрограммы способны компенсировать ощущение одиночества, предложить путь к самораскрытию. По мнению Е.В.Поберезниковой, зритель-участник телевидения взаимодействия может удовлетворить широкий ряд психологических потребностей: осуществить социальное сравнение («Я – сама»), снять чувство вины («Моя семья»), преодолеть застенчивость («Знак качества»)8. Все эти потребности удовлетворяются средствами массовой информации компенсаторно. То есть гораздо более целесообразно, с точки зрения психологии, сравнивать себя с реальными людьми, а не с экранными персонажами, обмениваться мнениями со знакомыми, снимать чувство вины в общении с близкими, преодолевать застенчивость в ситуации реального общения. Поэтому СМИ, хотя и дают возможность снять отчасти внутреннее напряжение и решить психологические проблемы, одновременно становятся своего рода ловушкой для психологически некомпетентной аудитории: ведь такого рода терапия может считаться лишь заместительной и в полной мере проблемы человека не решает.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы