logo

2.1.3. Эвристика

Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Вместо того чтобы всесторонне поразмыслить о воспринимае­мом объекте, установить все его связи и отношения, обработать всю доступную информацию, эвристика используется для быст­рого решения, основанного на произвольно сформулированном правиле. Эвристика и представляет собой такое «упрощенное пра­вило принятия решения». Набор таких правил является своеобразным сводом тех принципов, на основании которых возникают различные субъективные вкрапления в процесс освое­ния социальной информации.

Ребенок в магазине тянется за сладостью, где на упаков­ке более красивая картинка, потому что обычно такие сладости бывают более вкусными; традиционно считается, что ярко оформленные печатные издания более успешны, хорошо зарабатывают, а потому могут позволить себе эксклюзивные материалы и т.д. Можно критиковать многие пособия о том, как журналисту следует брать интервью и общаться с людьми в кадре и за кадром, как писать и говорить, за то, что все их рекомендации построены на подобных эвристиках, но не объясняют их.

Ученые выделяют несколько типов эвристик:

1. Эвристика наличности, или доступности, имеет дело с тен­денцией оценивать явления на основе готовых суждений, которые имеются в нашей памяти и легче всего приходят на ум при форму­лировании оценки (поэтому авторы термина предлагают даже дру­гую формулировку — «эвристика оценки»). Предпо­ложим, человеку задается вопрос: «Как вы думаете, музыканты — богатые или бедные люди?» Если отвечающий — постоянный по­сетитель шумных и модных рок-концертов, он склоняется к ответу «богатые». Если же его опыт общения с музыкантами содержит информацию об их трудностях, о безработице среди лиц их про­фессии, он отвечает: «бедные». В действительности ни тот, ни дру­гой ответ, очевидно, неверен – соответственно, ошибочна и катего­ризация. Возможно, ответ мог бы быть результатом более тщательного обдумывания, но «эвристика наличности» исключает такую процедуру. На этом типе эвристики часто строится реклама. И, к сожалению, в условиях дефицита времени при восприятии сообщений электронных СМИ эта эвристика с неизбежностью эффективно функционирует в информационном процессе.

2. Многие исследователи также говорят об аттитюдных эвристи­ках, когда суждение выносится на основе сложившейся ранее ус­тановки. Это – основа предвыборных компаний.

3. К. Фидлер называет и симулятивную эврис­тику, суть которой в том, что легкость, с которой какое-либо событие возникает в памяти или в воображении, приводит к пере­оценке значения этого события в сторону его усиления. Так, пос­леднее дорожно-транспортное происшествие обостряет чувство риска при оценке любого водителя, употребившего алкоголь за рулем, в том случае, если «ментально симулировать» страшную картину последнего инцидента. Помните, что было с волной истерии после трансляции по каналам телевидения результатов взрывов в Москве?

Разумеется, применение эвристик не является абсолютно обя­зательной нормой социального познания, но определенные об­стоятельства провоцируют использование этих приемов. В много­численных экспериментах установлены наиболее типичные усло­вия применения эвристик:

1. Дефицит времени для обдумывания ситуации;

2. Перегруженность информацией, затрудняющая воз­можность ее обработки;

3. Относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

4. Просто недостаточность информации для осмысленного вывода;

5. Непроизвольность быстрого решения.

Если журналист хочет обращаться к вдумчивой аудитории, он должен стараться исключать эти условия. Тем не менее, характеристики современных СМИ (особенно электронных) располагают аудиторию к принятию поспешных решений. По справедливому замечанию Ю.Богомолова «ничто так не способствует раздвоению нашего сознания и с такой степени, как современное телевидение – вид коммуникации фанатически синхронный, актуальный и вместе с тем маниакально-ретроспективный»39.

Более подробно эти и другие трудности социальной катего­ризации раскрываются при анализе основных этапов работы с со­циальной информацией, к которым относятся: внимание, кодирование, хранение, воспроизведение.